Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:30, реферат
Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus – столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Введение…………………………………………………………………...2
1. Конфликт, сущность и источники……………………………………..3
1.1. Причины и функции конфликта ……………..……………......6
2. Диагностика конфликта…….………………………………………….7
3. Фазы развития……………….………………………………………….7
4. Стратегия поведения в конфликте……………….…...……………….7
4.1. Принуждение (борьба, соперничество) ……...……..…….......10
4.2. Уход……………………………………. ……...……..…….......11
4.3. Уступка……………………………………. ……...……..…… .12
4.4. Компромисс……………………………………. ………..…….13
4.5. Сотрудничество……………………………………. ………….14
5. Пути и этапы разрешения конфликта……………….…...……………15
5.1. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности….16
5.2. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей…...….17
5.3. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее динамики….18
5.4. Этапы и способы разрешения……………………………...….19
Задания…………………………………..……………….…...……………20
1.Объясните почему вступают в противоречия. Роли владельца, предпринимателя и руководителя………………………………………..20
2.Каким образом можно спрогнозировать конфликт…………………..21
3.Назовите «золотое» правило разрешения конфликта………………...26
Список литературы…………………….……………………………........29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конфликт, сущность и источники……………………………………..3
1.1. Причины и функции конфликта ……………..……………......6
2. Диагностика конфликта…….………………………………………….7
3. Фазы развития……………….………………………………………
4. Стратегия поведения в конфликте……………….…...……………….7
4.1. Принуждение (борьба, соперничество) ……...……..…….......10
4.2. Уход……………………………………. ……...……..…….......11
4.3. Уступка……………………………………. ……...……..…… .12
4.4. Компромисс……………………………………. ………..…….13
4.5. Сотрудничество……………………………………. ………….14
5. Пути и этапы разрешения конфликта……………….…...……………15
5.1. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности….16
5.2. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей…...….17
5.3. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее динамики….18
5.4. Этапы и способы разрешения……………………………...….19
Задания…………………………………..……………….…
1.Объясните почему вступают
в противоречия. Роли владельца,
предпринимателя и
2.Каким образом можно
спрогнозировать конфликт……………
3.Назовите «золотое» правило
разрешения конфликта………………...
Список литературы…………………….……………………………
Введение
Слово «конфликт» произошло от латинского
conflictus – столкновение. Когда люди думают
о конфликте, они чаще всего ассоциируют
его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью
и т. п. В результате бытует мнение, что
конфликт – явление всегда нежелательное,
что его следует немедленно разрешать,
как только он возникает. Но во многих
ситуациях конфликт помогает выявить
разнообразие точек зрения, дает дополнительную
информацию, помогает выявить большее
число альтернатив или проблем.
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям
Благодаря
существующим установкам на конфликт
как отрицательное явление
Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения конфликта.
В отечественной литературе
имеются схожие социологические
черты: Так Л. Г. Здравомыслов подчеркивает:
«… конфликт — это важнейшая
сторона взаимодействия людей в
обществе, своего рода клеточка социального
бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена
Ю.Г. Запрудский утверждает:
«Социальный конфликт — это явное
или скрытое состояние
У А.В. Дмитриева находим: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.»3
Конфликт - это факт человеческого существования.4
Из всего вышесказанного можно выделить, что Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует адекватного решения.
Объект конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается противостояние интересов сторон.
Предмет конфликта – это те противоречия, которые возникают между сторонами.
Если объект конфликта является средством достижения реальных целей, то такой конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.
Схематически конфликт можно обозначить следующим образом:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт, где
Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.
Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Разрешение конфликта — заключительный его этап.
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты.
Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов. Она может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор – это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерно уважение обеих сторон друг к другу, проявление ими такта.
В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил:
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы.
В конфликтной ситуации уже
можно с существенной степенью вероятности
определить возможных участников будущего
конфликта — субъекты или оппоненты,
а также предмет спора или объект
конфликта.
В качестве субъекта конфликта можем
отметить личность, группу или даже отдельную
организацию.
Важно упомянуть, что оппоненты должны
иметь возможность действовать, выражая
свои собственные интересы, а не интересы
третьих лиц, т.е. не быть удобным оружием
в чьих-либо руках. Иначе мы уже не сможем
говорить о конкретных, отдельных личностях.
Объектом конфликта становится то,
чем пытается завладеть каждая из конфликтующих
сторон, что вызывает их противодействие,
предмет их спора, получение чего одним
из участников полностью или частично
лишает другого возможности достичь своих
целей.
Необходимыми и достаточными
условиями возникновения (наступления)
конфликта являются наличие у
субъектов социального
Конфликт – это взаимные
отрицательные отношения, возникающие
при столкновении желаний, мнений; это
отягощенные эмоциональным
Можно
сформулировать признаки конфликта:
- существование ситуации, воспринимаемой
участниками как конфликтной;
- неделимость объекта конфликта, т.е. предмет
конфликта не может быть поделен
справедливо между участниками конфликтного
взаимодействия;
- стремление участников продолжить конфликтное
взаимодействие для достижения своих
целей.
Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но, чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.
Типология конфликтов:
- по направленности воздействия — вертикальные и горизонтальные
- по количеству участников — внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, внутри организации (охватывающие всю организацию)
- по степени выраженности — открытые, скрытые, потенциальные;
- по природе возникновения — социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные, эмоциональные;
- по способу разрешения — антагонистические (разрушение структур всех конфликтующих сторон) и компромиссные.
1.1. Причины и функции конфликтов.
Причины, вызывающие конфликты, так же
различны, как и сами конфликты. Очень
важно выяснить объективные причины и
их восприятие индивидами.
Объективные причины в достаточной степени
условно можно представить в виде нескольких
укрупненных групп:
- Факторы отношений (различия в образовании
социальном, культурном);
- Поведенческие факторы (излишне вербальное
и невербальное давление, угроза безопасности
и т.д.);
- Информация (неполная, неточная, дезинформация,
слухи, сплетни, умышленно или случайно
скрытая информация);
- Ценностные факторы (убеждения, верования,
модели поведения и т.д.);
- Инструментальные факторы (отсутствие
механизмов разрешения противоречий и
т.д.)
Функции конфликта разделяются как на
позитивные, так и на негативные. Начнем
с негативных:
- Разрушение, изоляция либо подавление
субъекта конфликта;
- Деформация отношений между субъектами,
временное нарушение стабильности;
- Истощение материальных и духовных ресурсов,
жизненных сил социальных субъектов.
К позитивным относят:
- Конфликт – это отражение объективных
процессов, происходящих в различных межличностных
взаимодействиях;
- Конфликт – важный источник развития
личности, группы, межличностных отношений;
- Конфликт – сигнал к изменениям (требуется
определить поля напряжения, неблагополучия,
рассогласование целей, интересов и т.д.);
- Конфликт – стимулирование общественных
процессов, способствование общественному
прогрессу.
2. Диагностика
конфликта.
Управлению конфликтом должна
предшествовать стадия его диагностики,
т.е. определение основных составляющих
конфликта, причин, его породивших.
В большинстве случаев
- истоков конфликта,
- биографии конфликта,
т.е. его история, фон, на
котором он прогрессировал, нарастание
конфликта, кризисы и
- участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений;
- позиций и отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений;
- исходных отношений к
конфликту – хотят и могут
ли стороны сами решить
3. Фазы развития.
Начнем с этапов прохождения
конфликта.
В протекании конфликта как процесса можно
выделить пять основных стадий:
1. Возникновение и
развитие конфликтной ситуации. Возникать
конфликтная ситуация может из-за разногласий
субъектов социального взаимодействия
и являться предпосылкой конфликта.
2. Осознание объективной
конфликтной ситуации хотя бы одним из
участников. Следствиями и внешними
проявлениями подобного осознания и связанных
с ним эмоциональных переживаний могут
быть: изменение настроения, грубые и недоброжелательные
высказывания в адрес своего потенциального
противника, уменьшение контактов с ним
и т. д.
3. Начало открытого
конфликтного взаимодействия. Этот
этап выражается в том, что один из участников
социального взаимодействия, осознавший
конфликтную ситуацию, переходит в наступление
(в форме демарша, заявления, предупреждения
и т. п.), направленным на нанесение ущерба
«противнику». Другой участник при этом
понимает, что данные действия направлены
против него, и, в свою очередь, предпринимает
активные ответные шаги против инициатора
конфликта.
4. Развитие открытого
конфликта. На этой стадии участники
конфликта открыто заявляют о своих позициях
и выдвигают свои требования. В тоже время
они могут не осознавать собственных интересов
и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта.
В зависимости от сути конфликта, разрешение
его может быть достигнуто двумя методами
(средствами): педагогическими (беседа,
убеждение, разъяснение и т.п.) и административными
(перевод на другую работу, увольнение,
решения комиссий, приказ руководителя,
решение суда и т. п.).
Фазы конфликта непосредственно связаны
с его этапами и отражают динамику конфликта,
прежде всего с точки зрения реальных
возможностей его разрешения.
Основными фазами конфликта являются:
1. Начальная фаза:
- возникновение разногласий;
2. Фаза подъема:
- нарастание напряженности;
- конфликтное взаимодействие;
3. Пик конфликта:
- эскалация конфликта;
4. Спад конфликта:
Информация о работе Конфликт,его сущность и основные понятия