Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:30, реферат
Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus – столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Введение…………………………………………………………………...2
1. Конфликт, сущность и источники……………………………………..3
1.1. Причины и функции конфликта ……………..……………......6
2. Диагностика конфликта…….………………………………………….7
3. Фазы развития……………….………………………………………….7
4. Стратегия поведения в конфликте……………….…...……………….7
4.1. Принуждение (борьба, соперничество) ……...……..…….......10
4.2. Уход……………………………………. ……...……..…….......11
4.3. Уступка……………………………………. ……...……..…… .12
4.4. Компромисс……………………………………. ………..…….13
4.5. Сотрудничество……………………………………. ………….14
5. Пути и этапы разрешения конфликта……………….…...……………15
5.1. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности….16
5.2. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей…...….17
5.3. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее динамики….18
5.4. Этапы и способы разрешения……………………………...….19
Задания…………………………………..……………….…...……………20
1.Объясните почему вступают в противоречия. Роли владельца, предпринимателя и руководителя………………………………………..20
2.Каким образом можно спрогнозировать конфликт…………………..21
3.Назовите «золотое» правило разрешения конфликта………………...26
Список литературы…………………….……………………………........29
Что может и что должен
сделать руководитель или сотрудник,
анализирующий конфликтную
Первая группа - цели межличностного взаимодействия или, наоборот, противодействия - это утверждение личных притязаний, навязывание своего стиля поведения, умаление достоинств другой стороны, корыстные устремления и т.п.
Расчленение целей конфликтной
ситуации на деловые (профессиональные,
служебные) и межличностные (сугубо
личные) способствует объективной оценке
ситуации и выбору более рациональных
путей и средств для
5.3 Разрешение конфликтной ситуации с учетом динамики (процесса) ее развития
В процессе развития конфликтной ситуации обычно выделяются четыре более или менее выраженных стадии. Первая — характеризуется появлением проблемы, интересующей двух или нескольких человек (участников), но получающей различную трактовку со стороны отдельных сотрудников.
В таких условиях может наступить вторая стадия развития конфликтной ситуации. Усиливается встречный критичный анализ действий, высказываний, поступков, черт характера. Он обычно связан с накапливающейся неудовлетворенностью действиями другой стороны или обостренным несогласова–нием с положением дел. Встречный критичный анализ осуществляется на межличностном или межгрупповом уровнях. Если и на этой стадии руководитель не принимает мер по предупреждению обострения ситуации, то развивается третья стадия. Противостоящие стороны вырабатывают стратегию действий в ситуации, которая оценивается одной, а чаще обеими сторонами как "непримиримая". Внешне незаметно третья стадия перерастает в четвертую, наиболее опасную и чреватую самыми сложными последствиями. Стороны осуществляют активный поиск фактов, доводов, "подтверждающих" правильность и объективность оценки ошибочных позиций или безнравственного поведения другой стороны.
Оставлять конфликт без внимания - это все равно что оставлять в пустом доме тлеющие угли: пожара, конечно, может и не быть, но гарантировать безопасность уже нельзя. Аналогия между конфликтом и пожаром вполне
Это объясняется тем, что
участники конфликта ищут поддержки
у окружающих. Особенно стараются
привлечь на свою сторону руководителя.
Исходный конфликт обрастает новыми
участниками. При этом эмоции все
время нарастают. Все это свидетельствует
о том, что, получив информацию о
конфликте, необходимо действовать, принимать
меры, не дожидаясь разрастания
Конфликты в коллективе условно можно разделить на конструктивные и деструктивные. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности коллектива и его членов, разрешение которых выводит коллектив на новый, более высокий и эффективный уровень функционирования и развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, а часто и разрушительным действиям, которые иногда перерастают в клевету, склоку и другие негативные явления, что влечет резкое снижение эффективности работы коллектива. Разрешение конфликтной ситуации должно преследовать цель перевода деструктивных конфликтов в конструктивное русло.
Руководителю следует знать и иметь в виду, что особенно остро конфликт протекает, если силы конфликтующих сторон (личностные, профессиональные качества) приблизительно равны. Такие конфликты часто имеют затяжной характер.
5.4 Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций
Этапы разрешения конфликтов:
1. Установить действительных
участников конфликтной
2. Изучить, насколько это
возможно, мотивы, цели, способности,
особенности характера,
3. Изучить существовавшие
ранее до конфликтной ситуации
межличностные отношения
4. Определить истинную
причину возникновения
5. Изучить намерения,
6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.
7. Определить и применить
способы разрешения
Приведем такой пример. Представьте себя в роли начальника цеха. Рабочий вашего цеха опоздал. И опоздал не в первый раз. На ваше справедливое замечание еще и выругался в ваш адрес. Что делать? Самое простое - это "замять" конфликт, не делать из возникшей ситуации проблему. Но из данной конфликтной ситуации можно извлечь и пользу, если: а) искусственно раздуть конфликт; б) придать ему огласку; в) потребовать от опоздавшего публичного извинения за оскорбление; г) дать понять всем, что опоздания в вашем цехе не будут не замеченными!
Задания.
Существуют следующие причины конфликтов:
1) противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;
2) объективные факторы возникновения конфликтов;
3) личностные факторы
возникновения конфликтов. Следует
также отметить, что необходимо
отличать причину
Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, “на пустом месте”. Причина же отражает закономерную связь вещей. ротиворечия интересов, которые вызывают конфликт. Также существуют противоречия интересов, которые вызывают конфликт. В общем смысле противоречие есть взаимодействие противоположно направленных тенденций, стремлений и Действий, находящихся вместе с тем в единстве.
Роль владельца. Ее доминантой является ориентация управленческого сознания на властные требования. Она задает авторитарность руководства, объективно отчуждает собственника от наемных работников. Она волюнтаристична, ибо «велит» порой поступать так, как хочется собственнику, но в то же время интимна. Она постоянно напоминает ему о возможных угрозах — прямых и косвенных посягательств на его права, причем эти угрозы могут быть и кажущимися. В связи с этим требуется устойчивость положения, что может вести к централизации управления, формализации показателей работы, консерватизму в оплате труда. Грань передачи полномочий топ-менеджерам очень условна, порой размыта. Вот почему отработка организационных структур всегда является болезненным процессом, ведь тем самым корректируются и властные требования владельца. А он хочет, чтобы все распоряжения исходили от него, так как доверяет только себе.
Роль предпринимателя. Ее доминантой является ориентация управленческого сознания на прибыль. Она авантюристична, поскольку требует игры на рынке, где возможны потери и выигрыши. Мотив достижений и мотив избежания неудач для главы фирмы, выступающего в этой роли, оказываются внутренними побудителями поступков, отсюда ее динамика. Инноваторская направленность этой, роли помогает открывать новые бизнес-направления. И здесь много значит интуиция, которая не терпит рационализма. Роль предпринимателя направляет поведение главы фирмы «вовне». Вот почему внутрифирменное управление, где требуется постоянная организаторская работа, оказывается не ее полем деятельности.
Роль руководителя. Здесь доминантой является ориентация управленческого сознания на работников фирмы. Объективно она приобщает их к решению общих задач, сплачивая в команду единомышленников, координируя их во времени и пространстве. Именно эта роль обеспечивает формирование оптимальных коммуникаций, особенно в решении «стыковых» проблем, ведь их нерешаемость и губит фирму. По тому, как эта роль контролирует организационную среду, можно судить о том, насколько она эффективна. Именно она «ответственна» и за делегирование полномочий, и за технологию распределения ресурсов, и за культуру управления в фирме.
Прогнозирование конфликта — предвидение возможности конфликта и его возможного будущего. Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Прогноз отличается от утопии тем, что он опирается на результаты структурно-динамического и типологического анализа. К основным методам прогнозирования конфликтных ситуаций относятся:
Точность экстраполяции
резко убывает по мере продвижения
в будущее. Ограничена применимость
к предвидению будущего исторической
аналогии. Наиболее надежным методом
социального прогнозирования
Прогнозы конфликтных
ситуаций, также как и других социальных
феноменов, могут быть краткосрочными,
среднесрочными и долгосрочными. Прогнозирование
конфликтной ситуации особенно важно
для предотвращения развития конфликта.
Пограничность ситуации социального
конфликта, ситуативность и
Структура противоречия, не перешедшего в конфликт, включает две группы явлений: объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны — люди, имеющие определенные интересы и ценности.
Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к конфликтам приводят следующие причины:
Исходным пунктом
В существующих условиях прогнозирование
конфликта возможно лишь на короткий
срок и с небольшой долей
Информация о работе Конфликт,его сущность и основные понятия