Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью данной работы курсовой работы является исследование теоретических основ конфликта и на основе изученного материала, выработка путей преодоления конфликтных ситуаций в конкретной организации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрытие понятия и содержания понятия «конфликт»,
- описание форм работы с конфликтами,
- провести анализ причин возникновения конфликтов,
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика конфликтных ситуаций................................................6
1.1 Понятие конфликта, его сущность......................................................6
1.2 Конфликтность в менеджменте.........................................................10
1.3 Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки....................................................................................................................12
1.4 Стратегии поведения при конфликте................................................15
Глава 2. Анализ и оценка конфликтных ситуаций, возникающих в практике организации............................................................................................................17
2.1 Причины конфликтов..........................................................................17
2.2 Пути преодоления конфликтов..........................................................21
2.3 Разработка мероприятий для успешного выхода из конфликтных ситуаций.................................................................................................................22
Заключение.............................................................................................................31
Список использованной литературы...................................................................33
Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему только сейчас, когда мы столкнулись с рядом острейших трудовых и межнациональных конфликтов.
Понятие "конфликт" характеризуется
исключительной широтой содержания
и употребляется в
Определяющую роль в восприятии
человеком конфликтности
Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности.
Таким образом, предмет конфликта, это его внутренняя причина. Конфликтные взаимодействия между одними и теми же отношениями могут оказаться безразличными к объекту и держаться только на предмете. Для постороннего наблюдателя такие отношения будут выглядеть как перманентно враждебные, для которых объект всегда найдется. Это эмоциональные конфликты. Источник эмоциональных конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости [2].
1.2 Конфликтность в менеджменте
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
С точки зрения причин конфликтной
ситуации выделяется три типа конфликтов.
Первый – это конфликт целей. В
этом случае ситуация характеризуется
тем, что участвующие в ней
стороны по-разному видят
Для разрешения организационных конфликтов
широко используются так называемые
структурные методы управления конфликтом
внутри организации. Эти методы связаны
с использованием изменений в
структуре организации для
– методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
– методы, связанные с «разведением»
частей организации – участников
конфликта («разведение» их по ресурсам,
целям, средствам и т.д.) или снижением
их взаимозависимости (дифференциация
и автономизация подразделений)
– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
– методы, связанные с введением
специального интеграционного механизма
для конфликтующих
– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).
Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.
Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон [3].
1.3 Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки
Выделяют следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1) конфликты, представляющие
2) конфликты, возникающие как
реакция на препятствия
3) конфликты, вытекающие из
4) сугубо личные конфликты между
работникам, обусловленные
По направлению конфликты
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
Каждый конфликт имеет свою причину возникновения. Объективными причинами конфликтов могут выступать:
1. Управленческие факторы:
- несовершенство
- нечеткое распределение прав
и обязанностей между
- несоразмерность прав и
- противоречия между
2. Организационные факторы:
- неудовлетворительная
- нарушение режима труда и отдыха;
- низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
- чрезмерная загруженность
- неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения, ведет к неуверенности в действиях;
- отсутствие гласности.
3. Профессиональные факторы:
- низкий профессиональный
- несовершенство системы
- неопределенность перспектив
профессионального и
4. Санитарно-гигиенические
- неблагоприятные условия труда;
- нарушение режима работы.
5. Материально-технические
- дефицит в обеспечении
- старое оборудование и
6. Экономические факторы:
- несовершенство системы оплаты труда и премирования;
- задержки в оплате труда.
Своевременное устранение руководителем перечисленных причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления организацией, своевременным разрешением возникающих конструктивных конфликтов.
Субъективные причины
1) нарушения служебной этики;
2) нарушения трудового
3) несправедливая оценка
К нарушениям служебной этики относятся:
- грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным;
- навязывание своего мнения;
- невыполнение обещаний, обязательств;
- нетерпимость к критике, что
может привести к полному
- неумение правильно
- наличие теневой деятельности у руководителя, например, в распределении социальных благ;
- замалчивание информации, необходимой
для выполнения подчиненным
1.4 Стратегии поведения при конфликте
Руководителю полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.
Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к ним относятся следующие:
- неадекватная самооценка своих
возможностей и способностей, которая
бывает как завышенной, так и
заниженной. И в том, и в другом
случае она может
- стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
- консерватизм мышления, взглядов,
убеждений, нежелание
- излишняя принципиальность и
прямолинейность в
- определенный набор
При общении с конфликтными людьми формы поведения могут быть самыми разнообразными. Например, в разговоре с «неудобными» оппонентами можно ориентироваться на их личностные особенности.
«Вздорный человек» — часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.
Форма поведения — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.
«Всезнайка» — всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.
Форма поведения — потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.
«Болтун» — часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления.