Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:05, реферат
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели. Там в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели. Там в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Конкуренция — свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.
Исследования
конкурентоспособности
В
Федеральном законе РФ «О конкуренции
и ограничении
Вся хозяйственная деятельность предпринимателей подчиняется основным законам экономики, таким, как закон стоимости, закон денежного обращения, закон конкуренции.
Закон
конкуренции определяет, что все
участники рынка стремятся
В
период перехода к рыночной экономике
конкуренция должна способствовать
предпринимательской
Конкуренция
является важной предпосылкой в перегруппировке
ресурсов, упорядочении цен; стимулом
выступает мощный фактор более выгодных
условий производства и сбыта
товаров. Для современной конкуренции
характерны техническое превосходство,
качество и надежность продукции. Конкуренция
должна заинтересовывать предпринимателей,
нацеливать производство на удовлетворение
рыночного спроса, а через него
— на меняющиеся потребности, повышение
качества продукции, услуг. Состязающиеся
между собой предприятия
Главное условие, способствующее развитию конкуренции, — эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом.
Путь
к свободной конкуренции
В России в условиях перехода
к рыночной экономике
Классификация
основных факторов конкурентоспособности
предпринимательской фирмы
Всю систему факторов конкурентоспособности фирмы можно подразделить на две основные группы.
Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества фирмы. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской фирмы, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.
Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне сферы непосредственного влияния компании.
Кроме
внутренних и внешних факторов следует
выделить факторы, оказывающие непосредственное
влияние на уровень конкурентоспособности
фирмы (элементы). С учетом сказанного
система основных факторов конкурентоспособности
предпринимательской фирмы
Среди
внутренних факторов конкурентоспособности
фирмы важная роль принадлежит технологическому
фактору, который включает в себя
технический уровень продукции
и собственно технологию производства.
Конкурентоспособность
В своем новом качестве субъектов «рыночной экономики российские предприятия вступают в конкурентные отношения.
Реакция крупных предприятий на становление рынка характеризуется, прежде всего, использованием монополистических преимуществ при отсутствии конкурентов.
Многие из лишившихся монополистических преимуществ российских предприятий оказались на грани полной утраты конкурентоспособности.
Если
в капиталистической экономике
конкуренция возникает как
Ни в одной из стран Восточной Европы не удалось добиться на практике широкого развития конкурентных отношений. Но в настоящее время начал формироваться «новый взгляд» на конкуренцию:
во-первых, существует уверенность в том, что без конкуренции невозможно эффективное функционирование экономики;
во-вторых,
в нашей стране и в странах
Восточной Европы намечаются первые
попытки государственного стимулирования
регулирования конкуренции; в некоторых
странах уже приняты
в-третьих, сегодня стало очевидным, что конкуренция пробивает себе дорогу с большим трудом, преодолевая инерцию старого командного механизма управления.
Для того чтобы снять или хотя бы ослабить эти преграды, надо выявить факторы, мешающие развертыванию конкуренции, если условия для нее уже созрели. Анализ фактического положения дел в нашей стране и в некоторых зарубежных странах может позволить определить «болевые точки», «механизмы торможения», которые препятствуют переходу к конкурентно-рыночным отношениям.
Эффективная
конкуренция должна быть добросовестной,
т.е. не ущемляющей права потребителей
и не использующей методы, запрещенные
законом. Добросовестная и эффективная
конкуренция должна подкрепляться
правовыми гарантиями со стороны
государства. Государство, определяя
и обеспечивая правила
Основными
признаками, по которым можно сгруппировать
основные виды конкуренции являются:
во-первых, субъекты конкуренции - индивидуальная
и групповая; во-вторых, характер отношений:
свободная (совершенная), олигополистическая
конкуренция, монополистическая конкуренция;
в-третьих, функциональное назначение:
внутриотраслевая конкуренция, межотраслевая
конкуренция и региональная конкуренция;
в-четвертых, методы действия: ценовая
конкуренция и неценовая, добросовестная
и недобросовестная конкуренция (см.
рис. 2).
По субъектам
-индивидуальная
-свободная
-групповая
-межгосудар-
ственная
Информация о работе Конкуренция в инновационной деятельности