Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:05, реферат
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели. Там в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Развитие
компьютеров и компьютерных сетей
с развитием компьютерного
Товар
— центральная фигура, главное
действующее лицо на мировом рынке.
В нем, как в системообразующей
клеточке интернационального организма,
находят отражение все
Товар — наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее чуткий индикатор экономической силы производителя (будь то отдельное предприятие, страна или группа стран).
Конкуренция, как уже подчеркивалось выше, выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Именно он должен стать целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный товар одновременно должен быть объектом особого внимания государства, центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и наглядным критерием эффективности.
Конкурентоспособность
товара — совокупность качественных
и стоимостных характеристик
товара, обеспечивающая удовлетворение
конкретной потребности покупателя.
Конкурентоспособным является тот
товар, комплекс потребительских и
стоимостных характеристик
Существует тесная взаимосвязь между понятиями "конкурентоспособность" и "качество", "конкурентоспособность" и "технический уровень", но ставить знак равенства между первым понятием и двумя другими неправомерно. Понятие "конкурентоспособность" значительно шире понятий "качество" и "технический уровень" продукта, хотя последние и являются важнейшей составной частью КТ. Если качество продукта в каждый отдельный момент представляет определенную совокупность его свойств, то КТ может значительно меняться в зависимости от изменения таких внешних факторов, как условия реализации, спроса и предложения.
Всякое
изделие обладает комплексом свойств,
определяющих степень его пригодности
к использованию в конкретных
условиях. Для того чтобы объективно
оценить КТ, поставщик должен использовать
те же критерии, которыми оперирует
потребитель. Только в таком случае
можно ожидать, что оценка, данная
своему товару поставщиком, совпадет с
мнением покупателя. Следовательно,
вначале необходимо решить задачу определения
перечня параметров существенных с
точки зрения потребителя. Однако для
производителя (экспортера) этот вопрос
стоит несколько шире. Прежде всего,
он должен оценить принципиальную возможность
реализации своего товара на рассматриваемом
рынке, т.е. уровень нормативных
Практика определения КТ основывается на сравнительном анализе совокупных характеристик товара с товарами конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
Конкурентоспособность
— важнейший критерий целесообразности
выхода предприятия на внешние рынки,
одновременно это условие эффективного
ведения внешнеторговых (внешнеэкономических)
операций и основа выбор средств
и методов производственно-
Итак,
на рынке покупателя конкурентоспособность
товара рассматривается с точки
зрения потребителя. В условиях острой
конкуренции такой подход ориентирует
на достижение конкретных рыночных результатов.
При этом справедливо считается,
что покупателя прежде всего интересует
эффективность потребления (Эп), понимаемая
как отношение полезного
Р
Эп = — -> тах
С
Это
вовсе не означает, что, обеспечивая
наилучшие условия для
Рентабельность
его собственной деятельности —
необходимая предпосылка
Для оценки конкурентоспособности товара производителю необходимо определить внутреннюю структуру Р и С, рассчитать величины каждого их элемента (параметра) и целенаправленно, выбрав определенную стратегию, влиять на них, максимизируя (или относительно повышая) показатель конкурентоспособности (К).
Полезный эффект (Р) каждого товара описывается своим набором качественных параметров, которые мы назовем потребительскими. Потребительские параметры, как правило, подразделяются на два основных вида: "жесткие" и "мягкие".
"Жесткие" параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение, а тем более замена, которых могут осуществляться в определенных, относительно "жестких" пределах, заданных конструктивными принципами изделия.
Наиболее представительной группой "жестких" параметров являются технические параметры, которые, в свою очередь, распадаются на параметры назначения (классификационные, технической эффективности, конструктивные) и параметры эргономичности (точнее, параметры, непосредственно связанные с техническим исполнением изделия).
Особую группу "жестких" параметров составляют параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т.д. Изменение этих так называемых регламентируемых параметров, чреватое нарушением условий международных соглашении, договоренностей, контрактов и т.п., может привести к частичной или полной утрате позиций экспортера на рынке.
"Мягкие"
параметры характеризуют
Определение
набора потребительских параметров
товара — исходная точка анализа
его конкурентоспособности. Далее
необходимо эти параметры количественно
определить. Достаточно просто это
сделать для "жестких" параметров,
каждый из которых имеет определенную
величину (или она ему может
быть приписана), выраженную в тех
или иных единицах (например, мощность,
размер, точность и т.п.). Сложнее
обстоит дело с "мягкими" параметрами,
которые, не имея, как правило, естественной
физической меры, трудно поддаются
непосредственной количественной оценке.
Эти параметры характеризуют
некоторые особенности
Возможна оценка на базе так называемых органолептических методов, построенных на субъективном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражении результатов восприятия в цифровой (балльной) форме. Полезной может оказаться оценка изделия группой экспертов, ориентирующихся не столько на его непосредственное восприятие, сколько на опыт работы на рынке, на понимание (часто интуитивное) роли того или иного свойства в удовлетворении конкретной потребности. Этот метод называют квалиметрическим, так как он основан на соизмерении различных свойств изделия. На основе обобщения высказанных мнений строится общая количественная оценка "мягкого" параметра.
Количественно
определив все известные нам
потребительские параметры
Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов анализа. Прежде всего, образец должен принадлежать к тому же классу товаров, что и анализируемое изделие. Он должен быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке.
Степень
соответствия параметров нашего изделия
параметрам эталона можно выразить
как процентное отношение, имея в
виду, что параметры эталона
Pi
Ji = -------- , где
Рi°
Рi — значение 1-го потребительского параметра оцениваемого товара,
Рi° — значение 1-го потребительского параметра оцениваемого товара-образца.
Следует иметь в виду, что значение тех или иных потребительских параметров в формировании суммарного полезного эффекта может сильно варьироваться. Поэтому необходимо установить иерархию внутри перечня потребительских параметров, выделив на первый план те из них, которые имеют наибольшую значимость (вес) для потребителя. При этом вся потребность принимается за 100%.
Определение веса параметра — непростая задача. Ее решение целесообразно поручить сформированной на предприятии группе экспертов, располагающих надежной рыночной информацией. При необходимости уточнить выработанную ими позицию можно получить дополнительные сведения путем телефонного опроса или рассылки письменных анкет специалистам из других компетентных в этом вопросе организаций.
Информация о работе Конкуренция в инновационной деятельности