Конкурентная среда Лукойл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание

На основе курсовой работы нужно будет удостовериться, на самом деле конкуренция играет большую роль в жизни компании или это второстепенное значение.
Нужно выявить и проанализировать проблемы возникающие в результате конкуренции, и выбрать решения проблемы на примере организации ОАО "Лукойл" .
Объектом исследования будет ОАО "Лукойл", а предметом деятельность этой организации.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты конкуренции в национальной экономике.......................................................................................5
1.1. Понятие и сущность конкуренции................................................................5
1.2. Виды конкуренции...........................................................................................7
1.3. Структура и масштабы конкуренции в экономике РФ...............................10
1.4 стратегия конкуренции ..................................................................................13
1.5 конкурентная среда в РФ...............................................................................17
Глава 2. Анализ и исследование основных проблем конкуренции на примере ОАО Лукойл...........................................................................................................22
2.1 краткая характеристика организации ОАО Лукойл ...................................22
2.2 анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации............................................................................................................24
2.3. анализ организационной структуры организации.......................................26
2.4 наличие конкурентов и борьба с ними..........................................................29
2.5 анализ развития организации в конкурентной среде...................................31
2.6. Необходимость совершенствования методов конкурентной борьбы.......33
Глава 3.Рекомендации, направленные на укрепление позиций организации в мире.........................................................................................................................34
Заключение.............................................................................................................37
Список используемой литературы.......................................................................38

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 333.95 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические и  методологические аспекты конкуренции в национальной экономике.......................................................................................5

1.1. Понятие и сущность  конкуренции................................................................5

1.2. Виды конкуренции...........................................................................................7

1.3. Структура и масштабы конкуренции в экономике РФ...............................10

1.4 стратегия конкуренции ..................................................................................13

1.5  конкурентная среда в РФ...............................................................................17

Глава 2. Анализ и исследование основных проблем конкуренции на примере ОАО Лукойл...........................................................................................................22

2.1 краткая характеристика организации ОАО Лукойл ...................................22

2.2 анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации............................................................................................................24

2.3. анализ организационной  структуры организации.......................................26

2.4 наличие конкурентов и борьба с ними..........................................................29

2.5 анализ развития организации в конкурентной среде...................................31

2.6. Необходимость совершенствования  методов конкурентной борьбы.......33

Глава 3.Рекомендации,  направленные на укрепление позиций организации в мире.........................................................................................................................34

Заключение.............................................................................................................37

Список используемой литературы.......................................................................38

 

 

 

 

 

Введение 

 

Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между  потребителями как взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве  на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Одним из  важнейших  условий  эффективного   функционирования рыночной экономики является конкуренция. Наличие или отсутствие ее сказывается  на  качестве   и   конкурентоспособности   продукции, удовлетворении  потребностей  населения  в  товарах  и  услугах  , затратах производства,  ценах и  т.д.. При конкуренции покупатель  -это  хозяин, рынок-  его агент, а предприятия - их слуги.  Поэтому  государство   должно   постоянно   поддерживать   функционирование механизма  конкуренции  ,  стимулируя создание малых предприятий , контролируя  соглашения  больших  и  определяя   их   соответствие антимонопольному законодательству , обеспечивая свободный  выход на внутренний рынок иностранного капитала и т.д..

В действительности же конкуренция  имеет свои  закономерности, состоящие  в том, что  каждый  товаропроизводитель  развивает  свое производство, ориентируясь на  собственные   затраты. Последние  не должны быть выше цены  товара  на  рынке. Из  законов  спроса  и предложения, ясно, что любой  товаропроизводитель  сможет привлечь к покупке своего товара на рынке  больше  покупателей, если  предложит  им товар  по  низшей цене, чем  его конкуренты. В их борьбе побеждают  те, кто может продавать товары дешевле и получать при этом прибыль, которая формируется  за счет разницы  между ценой товара на рынке и  индивидуальными затратами производства. Именно поэтому  конкуренция рассматривается   как  внешняя   принудительная   сила, побуждающая товаропроизводителей повышать производительность  труда  на  своих предприятиях, увеличивать  накопления,    расширять   производство. В результате конкуренции  масса  мелких,  средних  и  даже  крупных предприятий   разоряется   и   поглощается    другими.   Это     в частности, способствует  увеличению, концентрации  и  централизации  производства, существенному усилению могущества крупного капитала, и в  конце  концов  приводит  к  развитию  монополизма   -   антипода конкуренции.

На основе курсовой работы нужно будет удостовериться, на самом  деле конкуренция играет большую  роль в жизни компании или это  второстепенное значение.

Нужно выявить и проанализировать проблемы возникающие в результате конкуренции, и выбрать решения  проблемы на примере организации  ОАО "Лукойл" .

Объектом исследования будет  ОАО "Лукойл", апредметом деятельность этой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические и  методологические аспекты конкуренции  в национальной экономике

1.1. Понятие и сущность  конкуренции

Конкуренция - соперничество, борьба за наиболее выгодные условия  производства и сбыта продукции, за получение прибыли. Конкуренция  выступает также механизмом регулирования  рыночных связей и отношений. Вызывается конкуренция обособленностью отдельных  товаропроизводителей, порождающей  свои интересы для каждого. Конкуренция  может быть отраслевая и межотраслевая, в первом случае в конкурентную борьбу вступают, как правило, предприятия, производящие взаимозаменяемую продукцию. По методам различают ценовую(манипулирование  ценами) и неценовую конкуренцию(реклама, качество, дифференциация товаров и  проч.). На любом этапе развития рыночного  хозяйства конкурентная борьба является важнейшим стимулом развития производства.1

Сущность конкуренции  заключается в широком рассредоточении  экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда  на конкурентном рынке находится  большое число покупателей и  продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или  предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его  цену. Рассмотрим этот тезис со стороны  продаж, или предложения, на товарном рынке. Можно обратить внимание на тот  факт, что когда продукта оказывается  необычно мало, цена на него повышается. Точно так же, если единичный производитель  или действующая воедино маленькая  группа производителей способны каким-то образом регулировать и ограничивать общий объем предложения продукта, тогда цена может быть повышена к  выгоде продавца.

Регулируя предложение, производитель  способен в собственных интересах  манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое  большое количество продавцов, при  котором каждый из них, обеспечивая  почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии  воздействовать на предложение, а, следовательно, и на цену продукта.

Т.е. конкуренция означает, что каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий объем предложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное воздействие на общий объем предложения, поэтому  продавец, выступающий в качестве индивидуального производителя, не в состоянии манипулировать ценой  продукта. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции "отдан на милость рынка".

Та же характеристика справедлива  и для тех, кто выступает на рынке в качестве предъявителя спроса. Покупателей в изобилии, и действуют  они независимо друг от друга. Таким  образом, одиночные покупатели не в  состоянии манипулировать рынком к  своей выгоде.

 В случае столкновенья интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления или даже банкротства конкурирующих предприятий. 

Сущность конкуренции  полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие: 
1) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а итак и цены; 
2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.); 
3) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы; 
4) улучшению качества продукции и обслуживание (в том числе послепродажного) потребителей; 
5) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики; 
6) созданию условий для банкротства предприятий, росту на этой основе безработицы; 
7) возникновению экономических кризисов; 
8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других; 
9) монополизации экономики. 
Итак, конкуренции! имеет как положительные, так и отрицательные стороны. их соотношения зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства.

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Виды конкуренции

Конкуренция бывает следующих  видов:

Конкуренция совершенная - организация рынка, предполагающая невозможность любого из его участников воздействовать на цену, они могут только приспособиться к ней. Признаками совершенной конкуренции является наличие на рынке множества мелких предприятий, выпускающих однотипную, стандартную продукцию. Такие предприятия работают на основе простых технологий, не требующих высокой квалификации, большого капитала, поэтому вход и выход в такую отрасль свободен. Так как каждый производитель выпускает небольшое количество продукции, то изменение цены одни производителем фактически никак не может повлиять на рыночную цену и он только приспосабливается к ней, чтобы не понести убытков. Конкуренция совершенная на практике встречается довольно редко, примером может служить только сельскохозяйственное производство, но встречаются рынки, максимально приближенные к такой ситуации. Познание такой конкуренции необходимо для понимания поведения любого производителя, механизмов определения объёмов производства и эффективных цен.

Модель чистой конкуренции  имеет следующие характеристики. Во-первых, много продавцов и покупателей  данного продукта. Во-вторых, фирмы  производят одинаковый продукт. Это  означает, что продукт одного производителя  неотличим от продукта другого производителя. В-третьих, ресурсы являются мобильными, то есть имеется свободный доступ к производству и выход из него при производстве определенного  продукта. Чистая конкуренция в виде совершенной модели не существует в  реальности, хотя сельскохозяйственные продукты, такие как пшеница, очень  близки к этому рыночному типу.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое  предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто  согласится купить данный товар, т.е. меньший  уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей  и количество приобретаемого товара.

Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п.

Конкуренция несовершенная - организация рынка предполагающая возможность воздействия на цену отдельных рыночных субъектов. Существует несколько типов: чистая монополия( господство на рынке одного производителя  или продавца), монополистическая  конкуренция(смешение конкуренции с некой долей монопольной власти), олигополия(господство некоторых крупных предприятий). В каждом типе субъект хозяйствования активно формирует цену и обладает определенными особенностями в процессе максимизации прибыли и развитии своего производства.

 

 

Монополия.

При монополии на рынке, существует только одна фирма, продающая конкурентный товар. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.

Государственная монополия  может устанавливать цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в  состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена  с расчетом на покрытие издержек или  получения хороших доходов. Но может  быть и так, что цена назначается  очень высокой для всемирного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает  компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность  поддерживать производство, а при  необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае не регулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать  любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально  возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и  нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

Природе монополий присуще  стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и  потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной  структурой и сокращая число предприятий  с монопольным положением, можно  ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение  и ему противостоит множество  продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.

Чистая конкуренция. Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей кого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, меди. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Информация о работе Конкурентная среда Лукойл