Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:41, курсовая работа
На основе курсовой работы нужно будет удостовериться, на самом деле конкуренция играет большую роль в жизни компании или это второстепенное значение.
Нужно выявить и проанализировать проблемы возникающие в результате конкуренции, и выбрать решения проблемы на примере организации ОАО "Лукойл" .
Объектом исследования будет ОАО "Лукойл", а предметом деятельность этой организации.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты конкуренции в национальной экономике.......................................................................................5
1.1. Понятие и сущность конкуренции................................................................5
1.2. Виды конкуренции...........................................................................................7
1.3. Структура и масштабы конкуренции в экономике РФ...............................10
1.4 стратегия конкуренции ..................................................................................13
1.5 конкурентная среда в РФ...............................................................................17
Глава 2. Анализ и исследование основных проблем конкуренции на примере ОАО Лукойл...........................................................................................................22
2.1 краткая характеристика организации ОАО Лукойл ...................................22
2.2 анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации............................................................................................................24
2.3. анализ организационной структуры организации.......................................26
2.4 наличие конкурентов и борьба с ними..........................................................29
2.5 анализ развития организации в конкурентной среде...................................31
2.6. Необходимость совершенствования методов конкурентной борьбы.......33
Глава 3.Рекомендации, направленные на укрепление позиций организации в мире.........................................................................................................................34
Заключение.............................................................................................................37
Список используемой литературы.......................................................................38
Содержание:
Введение......................
Глава 1. Теоретические и
методологические аспекты конкуренции
в национальной экономике.....................
1.1. Понятие и сущность конкуренции...................
1.2. Виды конкуренции...................
1.3. Структура и масштабы конкуренции
в экономике РФ............................
1.4 стратегия конкуренции ..............................
1.5 конкурентная среда в
РФ............................
Глава 2. Анализ и исследование
основных проблем конкуренции на примере
ОАО Лукойл........................
2.1 краткая характеристика
организации ОАО Лукойл ..............................
2.2 анализ основных технико-экономических
показателей деятельности организации...................
2.3. анализ организационной
структуры организации.........
2.4 наличие конкурентов и борьба
с ними..........................
2.5 анализ развития организации
в конкурентной среде.........................
2.6. Необходимость
Глава 3.Рекомендации, направленные
на укрепление позиций организации в мире..........................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Конкуренция - это центр
тяжести всей системы рыночного
хозяйства, тип взаимоотношений
между производителями по поводу
установления цен и объемов предложения
товаров на рынке. Это конкуренция
между производителями. Аналогично
определяется конкуренция между
потребителями как
Одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики является конкуренция. Наличие или отсутствие ее сказывается на качестве и конкурентоспособности продукции, удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах , затратах производства, ценах и т.д.. При конкуренции покупатель -это хозяин, рынок- его агент, а предприятия - их слуги. Поэтому государство должно постоянно поддерживать функционирование механизма конкуренции , стимулируя создание малых предприятий , контролируя соглашения больших и определяя их соответствие антимонопольному законодательству , обеспечивая свободный выход на внутренний рынок иностранного капитала и т.д..
В действительности же конкуренция
имеет свои закономерности, состоящие
в том, что каждый товаропроизводитель
развивает свое производство, ориентируясь
на собственные затраты. Последние
не должны быть выше цены товара
на рынке. Из законов спроса
и предложения, ясно, что любой
товаропроизводитель сможет привлечь
к покупке своего товара на рынке
больше покупателей, если предложит
им товар по низшей цене, чем
его конкуренты. В их борьбе побеждают
те, кто может продавать товары
дешевле и получать при этом прибыль,
которая формируется за счет разницы
между ценой товара на рынке и
индивидуальными затратами
На основе курсовой работы нужно будет удостовериться, на самом деле конкуренция играет большую роль в жизни компании или это второстепенное значение.
Нужно выявить и проанализировать проблемы возникающие в результате конкуренции, и выбрать решения проблемы на примере организации ОАО "Лукойл" .
Объектом исследования будет ОАО "Лукойл", апредметом деятельность этой организации.
Глава 1.
Теоретические и методологические аспекты конкуренции в национальной экономике
1.1. Понятие и сущность конкуренции
Конкуренция - соперничество,
борьба за наиболее выгодные условия
производства и сбыта продукции,
за получение прибыли. Конкуренция
выступает также механизмом регулирования
рыночных связей и отношений. Вызывается
конкуренция обособленностью
В случае столкновенья интересов
отдельных производителей или продавцов
товаров и услуг каждый из них старается
довести свои преимущества, обеспечить
выгоднее и стабильнее положение, в том
числе за счет послабления или даже банкротства
конкурирующих предприятий.
Сущность конкуренции
полнее раскрывается в ее функциях.
Она оказывает содействие:
1) расширению предприятия, масштабов производства, повышению
производительности работы и за счет этого
снижению расходов производства на единицу
продукции, а итак и цены;
2) экономии ресурсов (естественных, материальных,
трудовых, финансовых и др.);
3) внедрению достижений науки и техники
в производство, которое предопределяет
рост производительности работы;
4) улучшению качества продукции и обслуживание
(в том числе послепродажного) потребителей;
5) перераспределения капитала между областями
и выравниванию нормы прибыльности в разных
сферах и областях экономики;
6) созданию условий для банкротства предприятий, росту на этой основе безработицы;
7) возникновению экономических кризисов;
8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей,
т.е. обогащению одних и обедненности других;
9) монополизации экономики.
Итак, конкуренции! имеет как положительные,
так и отрицательные стороны. их соотношения
зависит от видов и форм конкуренции, влияния
на нее регулирующей деятельности государства.
1.2.Виды конкуренции
Конкуренция бывает следующих видов:
Конкуренция совершенная - организация рынка, предполагающая невозможность любого из его участников воздействовать на цену, они могут только приспособиться к ней. Признаками совершенной конкуренции является наличие на рынке множества мелких предприятий, выпускающих однотипную, стандартную продукцию. Такие предприятия работают на основе простых технологий, не требующих высокой квалификации, большого капитала, поэтому вход и выход в такую отрасль свободен. Так как каждый производитель выпускает небольшое количество продукции, то изменение цены одни производителем фактически никак не может повлиять на рыночную цену и он только приспосабливается к ней, чтобы не понести убытков. Конкуренция совершенная на практике встречается довольно редко, примером может служить только сельскохозяйственное производство, но встречаются рынки, максимально приближенные к такой ситуации. Познание такой конкуренции необходимо для понимания поведения любого производителя, механизмов определения объёмов производства и эффективных цен.
Модель чистой конкуренции
имеет следующие
Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п.
Конкуренция несовершенная
- организация рынка
Монополия.
При монополии на рынке, существует только одна фирма, продающая конкурентный товар. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия
может устанавливать цену ниже себестоимости,
если товар имеет важное значение
для покупателей, которые не в
состоянии приобретать его за
полную стоимость. Цена может быть назначена
с расчетом на покрытие издержек или
получения хороших доходов. Но может
быть и так, что цена назначается
очень высокой для всемирного
сокращения потребления. В случае регулируемой
монополии государство
Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.
Чистая конкуренция. Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей кого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, меди. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.