Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:41, курсовая работа
На основе курсовой работы нужно будет удостовериться, на самом деле конкуренция играет большую роль в жизни компании или это второстепенное значение.
Нужно выявить и проанализировать проблемы возникающие в результате конкуренции, и выбрать решения проблемы на примере организации ОАО "Лукойл" .
Объектом исследования будет ОАО "Лукойл", а предметом деятельность этой организации.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты конкуренции в национальной экономике.......................................................................................5
1.1. Понятие и сущность конкуренции................................................................5
1.2. Виды конкуренции...........................................................................................7
1.3. Структура и масштабы конкуренции в экономике РФ...............................10
1.4 стратегия конкуренции ..................................................................................13
1.5 конкурентная среда в РФ...............................................................................17
Глава 2. Анализ и исследование основных проблем конкуренции на примере ОАО Лукойл...........................................................................................................22
2.1 краткая характеристика организации ОАО Лукойл ...................................22
2.2 анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации............................................................................................................24
2.3. анализ организационной структуры организации.......................................26
2.4 наличие конкурентов и борьба с ними..........................................................29
2.5 анализ развития организации в конкурентной среде...................................31
2.6. Необходимость совершенствования методов конкурентной борьбы.......33
Глава 3.Рекомендации, направленные на укрепление позиций организации в мире.........................................................................................................................34
Заключение.............................................................................................................37
Список используемой литературы.......................................................................38
1.3.Структура и масштабы конкуренции в экономике РФ
Привлекательность и прибыльность
отрасли зависят от ее структуры,
которая, по М. Портеру, определяется рядом
составляющих . Это помогает понять
конкуренцию, рассмотреть ее как
функцию ряда факторов, выделить ключевые
факторы успеха отрасли. Совокупность
составляющих конкуренции в конечном
итоге определяет возможность получения
прибыли в отрасли, или дохода
на инвестиции. Ориентиром для инвесторов
может служить уровень
Чем сильнее воздействие перечисленных
факторов, тем более ограниченными становятся
возможности каждого предприятия для
установления высоких цен и получения
прибыли. В краткосрочный период факторы
конкуренции определяют ограничения деловой
активности предприятия, в долгосрочной
перспективе, выбирая определенную стратегию,
предприятие, возможно, сумеет использовать
какие-либо из них для достижения успеха.
Поэтому основная задача предприятия
заключается в том, чтобы найти такую сферу
деятельности, где была бы обеспечена
защита от действия этих конкурентных
сил и/или появилась бы возможность использовать
их в своих целях. Из пяти факторов конкуренции
в отрасли доминирует, как правило, один
фактор, который и становится решающим
при разработки стратегии предприятия:
1. Интенсивность конкуренции
среди существующих
2. Возможности появления новых конкурентов
в отрасли зависят от так называемых барьеров
входа в отрасль. Барьеры входа в отрасль
— это препятствия, которые необходимо
преодолеть для организации бизнеса и
успешной конкуренции в отрасли. Барьерами
входа в отрасль могут быть:
-приверженность покупателей торговой
марке;
- контроль над каналами сбыта; .
- экономия на масштабе производства;
-переходные затраты (одноразовые затраты,
связанные со сменой поставщика);
- трудность доступа к производственному
опыту;
- политика правительства, направленная
на защиту отрасли через требование лицензирования,
введение импортных пошлин, ограничение
доступа к источникам сырья и т. д.
Например, фармацевтическая промышленность
является одной из самых прибыльных отраслей
после торговли наркотиками и оружием,
но доступ новых конкурентов сильно затруднен
3. Угроза появления товаров-заменителей
зависит от цены производства заменителей
и готовности покупателей принять такую
замену. Примером может служить замена
натуральной кожи на кожзаменитель в производстве
сумок, обуви. Наличие этого фактора конкуренции
приводит к появлению в отрасли некоторого
потолка цен, при котором покупатели переориентируются
на товары-заменители. Указанное явление
необходимо учитывать в ценовой политике
предприятия. Кроме того, предприятие
может разработать меры по созданию совместного
производства товаров-заменителей, проникнуть
в новый для себя сегмент рынка.
4. Возможности покупателей или поставщиков
договориться между собой могут существенно
уменьшить прибыль, получаемую отраслью.
Покупатели стремятся снизить цену, приобрести
товары/услуги более высокого качества,
сталкивая конкурентов друг с другом.
Влияние покупателей велико в случае:
когда продукция стандартизована, имеются
альтернативные поставщики, покупатели
хорошо информированы и когда низки переходные
затраты и покупатели имеют возможность
прямой интеграции и налаживания собственного
производства продукции. В российской
практике влияние покупателей велико,
например, на рынке молока и молочных продуктов,
хлеба, картофеля. С одной стороны, население
как непосредственный потребитель имеет
возможность выбора места покупки (уличная
торговля самих производителей или покупка
в магазинах), с другой — переработчики
сельскохозяйственной продукции как оптовые
покупатели существенно уменьшают прибыль
российских производителей молока, зерна
и других продуктов. Перспективная стратегия
в этой ситуации — интеграция участников
рынка.
Поставщики также могут влиять на отрасль,
пользуясь своей возможностью поднимать
цены или снижать качество товаров или
услуг. Влияние поставщиков велико, когда:
- доминируют несколько компаний;
- концентрация в отрасли-поставщике выше,
чем в отрасли-потребителе;
- продукция уникальна или переходные
затраты высоки;
- от компаний-поставщиков исходит угроза
прямой интеграции в отрасль-потребитель,
а потребители не заинтересованы в интеграции
с поставщиками.
В российских условиях это относится к
поставщикам топлива и электроэнергии,
влияние поставщиков велико в алмазной
и алюминиевой промышленности. В этом
случае возможная стратегия — интеграция
с поставщиками (так называемая обратная
интеграция).
Каждая отрасль экономики уникальна, имеет
только ей присущую структуру и соотношение
сил конкуренции, поэтому действия по
уменьшению влияния конкурентов на деятельность
предприятия существенно зависят от отрасли.
В любом случае предприятие должно защищаться
от отрицательного влияния отраслевой
конкуренции и обращать сложившуюся ситуацию
в свою пользу.
В настоящее время российские производители
пытаются улучшить соотношение конкурентных
сил, возводя барьеры входа в отрасли в
виде высоких пошлин на импортные товары.
Но существуют и другие способы защиты
позиций фирмы в отрасли: установление
контроля над каналами сбыта, продажа
фирменных товаров и другие способы привлечения
покупателей, профессиональное управление
предприятием и т. д
1.4. Стратегия конкуренции
На международном рынке
конкурируют фирмы, а не
Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Пример тому- производство факсимильной техники, полиэтилена, тяжелых грузовиков для дальних перевозок и оборудования для литья из пластмассы под давлением. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых- те же покупатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы между отраслями всегда весьма расплывчаты.
Разрабатывая конкурентную стратегию,
фирмы стремятся найти и
Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии. Так, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отрасли. И структура отрасли, и позиция в ней могут меняться. Отрасль может со временем становиться более (или менее) “привлекательной” по мере изменения условий создания в стране этой отрасли или других элементов структуры отрасли. Позиция в отрасли- отражение нескончаемой войны конкурентов.
Фирма может влиять и на структуру
отрасли, и на позицию в ее “табели
о рангах”. Фирмы, у которых дело
идет успешно, не только реагируют на
изменения “окружающей среды”,
но и стараются сами изменить ее
к своей выгоде. Существенное изменение
положения в конкурентной гонке
влечет за собой перемены в структуре
отрасли или появление новых
основ для конкурентного
Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики- не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью силами:
угрозой появления новых конкурентов;
угрозой появления товаров или услуг- заменителей;
способностью поставщиков
способностью покупателей
соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей.
пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли.
Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть ее основными экономическими и техническими характеристиками.
Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить ее в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.
Дифференциация- это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Самая большая стратегическая ошибка в желании “гнаться за всеми зайцами”, то есть использовать все конкурентные стратегии одновременно. Это верный путь к стратегической посредственности и никудышным показателям, потому, что фирма, пытающаяся использовать все стратегии одновременно, не сможет как следует использовать ни одну из них из- за их “встроенных” противоречий.
Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Действия любой фирмы делятся на разные виды.
се виды деятельности, входящие
в цепочку ценности, вносят свой
вклад в потребительскую
Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют разное значение для достижения конкурентного преимущества.
Но фирма- это не только
сумма всех видов ее деятельности.
Цепочка ценности фирмы- это система
взаимозависимых видов
Для достижения конкурентного преимущества следует подходить к цепочке ценности как к системе, а не как к набору компонентов. Изменение цепочки ценности путем перестановки, перегруппирования или даже исключения из нее отдельных видов деятельности часто приводит к существенному улучшению конкурентной позиции.
Конкурентное преимущество все больше определяется тем, насколько четко фирма может организовать всю эту систему.
Фирмы добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок, что можно назвать одним словом- “нововведение”. Нововведение в широком смысле включает и улучшение технологии, и совершенствование способов и методов ведения дел.
Главная задача- неустанно
улучшать показатели фирмы, чтобы усилить
имеющиеся преимущества, например более
эффективно эксплуатировать