Конкурентная среда Лукойл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание

На основе курсовой работы нужно будет удостовериться, на самом деле конкуренция играет большую роль в жизни компании или это второстепенное значение.
Нужно выявить и проанализировать проблемы возникающие в результате конкуренции, и выбрать решения проблемы на примере организации ОАО "Лукойл" .
Объектом исследования будет ОАО "Лукойл", а предметом деятельность этой организации.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты конкуренции в национальной экономике.......................................................................................5
1.1. Понятие и сущность конкуренции................................................................5
1.2. Виды конкуренции...........................................................................................7
1.3. Структура и масштабы конкуренции в экономике РФ...............................10
1.4 стратегия конкуренции ..................................................................................13
1.5 конкурентная среда в РФ...............................................................................17
Глава 2. Анализ и исследование основных проблем конкуренции на примере ОАО Лукойл...........................................................................................................22
2.1 краткая характеристика организации ОАО Лукойл ...................................22
2.2 анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации............................................................................................................24
2.3. анализ организационной структуры организации.......................................26
2.4 наличие конкурентов и борьба с ними..........................................................29
2.5 анализ развития организации в конкурентной среде...................................31
2.6. Необходимость совершенствования методов конкурентной борьбы.......33
Глава 3.Рекомендации, направленные на укрепление позиций организации в мире.........................................................................................................................34
Заключение.............................................................................................................37
Список используемой литературы.......................................................................38

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 333.95 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Конкурентная среда РФ

Вступление российской экономики  в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве  товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и  переоценки эффекта экономии в масштабах  производства. Либерализация экономики  и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных  для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и  концентрацию производства.

Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие  от государства и не входящие в  структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых  малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя  структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение  приватизированных предприятий  сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки  монопольного поведения этих предприятий  на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии  трансформировались в частные, активно  защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания  контактов с органами власти.

На поведение предприятий  и их экономическую стратегию  повлиял глубокий экономический  кризис не позволяющий проявить в  полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений' спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости  государственной политики. В этих условиях поведение значительной части  предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым  повышением цен для получения  необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

В условиях жестко ограниченного  спроса и кризиса сбыта даже доминирующие на рынке предприятия стали применять  новые методы поддержания собственной  конкурентоспособности, такие как:

организация лоббирования собственных  экономических интересов посредством  получения от органов власти разного  рода законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;

участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;

негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями  по территориальному принципу либо закрепление  раздела рынка правовыми актами;

организация таможенного  протекционизма для защиты собственных  интересов и недопущения на рынок  иностранных конкурентов.

Наличие реальных условий  и для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого  финансово-экономического положения  многих предприятий, «выживающих» примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна составляющая глубокого кризиса российской экономики  препятствовали демонополизации, подъему  производства и развитию конкуренции. Они создавали дополнительные входные  барьеры на рынки для новых  предприятий, особенно в части изыскания  первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.

Все еще скромный процент  предпринимателей прибегает к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и  сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться  своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции  теряют потребители, и сокращается  производство.

В России до настоящего времени  не сформирован полноценный рынок  факторов производства, что характеризуется  неурегулированностью прав собственности  на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и  низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке  капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения  свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация  рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма  со стороны, как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти.

Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая  усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием  необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения  на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.

Воздействие либерализации  внешнеэкономических связей на состояние  конкуренции также оценивается  весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция  теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое  вытеснение с рынка продукции  отечественных производителей, в  первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.

Разумеется, открытие российского  рынка для зарубежных компаний, в  том числе транснациональных, привело  к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции  российских предприятий оказалась  неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки  на многих сегментах рынка (как в  отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители  утратили свои позиции. Зависимость  российской экономики от поставок отдельных  видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо  направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

В целом можно сделать  вывод, что в ходе экономических  реформ в России созданы необходимые  предпосылки для развития конкуренции  на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов  и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в  экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного  управления предприятиями, демонополизации  экономики и развитию конкуренции  в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и  внешнеэкономической деятельности появились определенные условия  для формирования конкурентной среды  на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного  и прямого вмешательства государственных  органов в деятельность хозяйствующих  субъектов.

Вместе с тем состояние  конкурентной среды на различных  региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для  экономики структурообразующих  секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в  состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая структура  рынка неизбежно приводит к монополистическим  действиям со стороны отдельных  его участников в форме как  индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции  нефтяной промышленности имеют различную  степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии  в области транспортировки нефти  до рынка сырой нефти; который  в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как  рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти  и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как  национальный, его можно считать  олигопольным, так как основными  субъектами на нем являются вертикально-интегрированные  нефтяные компании.

Стратегические задачи государственной  антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации  от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных  органов Российской Федерации:5

совершенствование системы  конкурентного права, форм и методов  антимонопольного контроля и регулирования:

противодействие созданию новых  монопольных структур, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией:

распространение требований антимонопольного регулирования и  контроля на финансовые рынки, в том  числе рынки банковских и страховых  услуг, и рынок ценных бумаг:

усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

разработка и реализация государственной политики демонополизации:

преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

применение защитных мер  во внешней торговле и поддержка  отечественных товаропроизводителей:

охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в  данной области:

усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных  органов:

Многие из этих направлений  антимонопольной политики уже в  той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в  России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная  система. Для дальнейшего поддержания  курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной  политики и системы антимонопольных  органов, так и реализация мер  общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов  на рынки и устранения структурного доминирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Анализ и исследование основных проблем конкуренции на примере ОАО Лукойл

 

 

2.1. Краткая характеристика организации ОАО Лукойл

Лукойл является одной из крупнейших мировых вертикально-интегрированных компаний, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. В основных сферах своей деятельности Компания занимает лидирующие позиции на российском и мировом рынках.  
 
Ежедневно продукты Лукойл, энергию и тепло покупают миллионы потребителей в 30 странах мира, улучшая качество своей жизни 
 
Ежедневно более 150 000 человек объединяют свои усилия и талант, чтобы обеспечить Компании передовые позиции на рынке

 
Лукойл создан, чтобы энергию  природных ресурсов обратить во благо  человека 
 
Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 
 
Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления

 

ЛУКОЙЛ считает своей  целью создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение  акционеров высоким доходом на инвестированный  капитал путем повышения стоимости  активов Компании и выплаты денежных дивидендов

Для достижения этих целей  ЛУКОЙЛ будет использовать все доступные  возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности  своих операций, улучшению качества производимой продукции и 

предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации

Лукойл – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. Лукойл владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция Компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США. 

 

Лукойл является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти. 

Информация о работе Конкурентная среда Лукойл