Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:41, курсовая работа
На основе курсовой работы нужно будет удостовериться, на самом деле конкуренция играет большую роль в жизни компании или это второстепенное значение.
Нужно выявить и проанализировать проблемы возникающие в результате конкуренции, и выбрать решения проблемы на примере организации ОАО "Лукойл" .
Объектом исследования будет ОАО "Лукойл", а предметом деятельность этой организации.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты конкуренции в национальной экономике.......................................................................................5
1.1. Понятие и сущность конкуренции................................................................5
1.2. Виды конкуренции...........................................................................................7
1.3. Структура и масштабы конкуренции в экономике РФ...............................10
1.4 стратегия конкуренции ..................................................................................13
1.5 конкурентная среда в РФ...............................................................................17
Глава 2. Анализ и исследование основных проблем конкуренции на примере ОАО Лукойл...........................................................................................................22
2.1 краткая характеристика организации ОАО Лукойл ...................................22
2.2 анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации............................................................................................................24
2.3. анализ организационной структуры организации.......................................26
2.4 наличие конкурентов и борьба с ними..........................................................29
2.5 анализ развития организации в конкурентной среде...................................31
2.6. Необходимость совершенствования методов конкурентной борьбы.......33
Глава 3.Рекомендации, направленные на укрепление позиций организации в мире.........................................................................................................................34
Заключение.............................................................................................................37
Список используемой литературы.......................................................................38
1.5 Конкурентная среда РФ
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.
Подлинно частный сектор,
т.е. коммерческие организации, не зависящие
от государства и не входящие в
структуру крупных корпораций, развивался
преимущественно за счет создания новых
малых предприятий в торговле
и услугах, практически не меняя
структуру производственного
На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений' спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
В условиях жестко ограниченного
спроса и кризиса сбыта даже доминирующие
на рынке предприятия стали
организация лоббирования собственных
экономических интересов
участие в процедуре лицензирования
в целях недопущения и
негласные разделы рынков
между крупными доминирующими предприятиями
по территориальному принципу либо закрепление
раздела рынка правовыми
организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.
Наличие реальных условий и для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово-экономического положения многих предприятий, «выживающих» примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали дополнительные входные барьеры на рынки для новых предприятий, особенно в части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.
Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители, и сокращается производство.
В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны, как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти.
Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.
Воздействие либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.
Разумеется, открытие российского
рынка для зарубежных компаний, в
том числе транснациональных, привело
к оживлению конкуренции. Вместе
с тем значительная часть продукции
российских предприятий оказалась
неконкурентоспособной не только на
мировом рынке, но и на внутреннем.
В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия
финансовых средств и неразвитости
механизмов государственной поддержки
на многих сегментах рынка (как в
отраслевом, так и в региональном
разрезе) отечественные производители
утратили свои позиции. Зависимость
российской экономики от поставок отдельных
видов продукции из-за рубежа не
только не ослабевает, но в значительной
степени усиливается. Как показывает
практика антимонопольных органов,
привлечение иностранных
В целом можно сделать
вывод, что в ходе экономических
реформ в России созданы необходимые
предпосылки для развития конкуренции
на товарных рынках. В результате объективно
происходящих экономических процессов
и принятых государством мер по снижению
доли государственного сектора в
экономике, сокращению сферы государственного
регулирования и
Вместе с тем состояние
конкурентной среды на различных
региональных и отраслевых рынках крайне
неоднородно. В наиболее важных для
экономики структурообразующих
секторах рынок является монопольным,
олигопольным или находится в
состоянии монополистической
Разумеется, такая структура
рынка неизбежно приводит к монополистическим
действиям со стороны отдельных
его участников в форме как
индивидуальных злоупотреблений доминирующим
положением, так и антиконкурентных
соглашений. Например, рынки продукции
нефтяной промышленности имеют различную
степень развитости конкурентных отношений:
от субъектов естественной монополии
в области транспортировки
Стратегические задачи государственной
антимонопольной политики в наиболее
систематизированном виде были отражены
в среднесрочной программе
совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:
противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией:
распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:
усиление антимонопольного
регулирования в сфере
разработка и реализация государственной политики демонополизации:
преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:
применение защитных мер
во внешней торговле и поддержка
отечественных
охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:
усиление интеграции деятельности
национальных и международных
Многие из этих направлений
антимонопольной политики уже в
той или иной степени реализованы,
однако это не означает, что в
России создана полноценная
Глава 2.
Анализ и исследование основных проблем конкуренции на примере ОАО Лукойл
2.1. Краткая характеристика организации ОАО Лукойл
Лукойл является одной из крупнейших
мировых вертикально-интегрированных
компаний, занимающейся добычей и переработкой
нефти и газа, производством нефтепродуктов
и продуктов нефтехимии. В основных сферах
своей деятельности Компания занимает
лидирующие позиции на российском и мировом
рынках.
Ежедневно продукты Лукойл, энергию и
тепло покупают миллионы потребителей
в 30 странах мира, улучшая качество своей
жизни
Ежедневно более 150 000 человек объединяют
свои усилия и талант, чтобы обеспечить
Компании передовые позиции на рынке
Лукойл создан, чтобы энергию
природных ресурсов обратить во благо
человека
Способствовать в регионах деятельности
Компании долгосрочному экономическому
росту, социальной стабильности, содействовать
процветанию и прогрессу, обеспечивать
сохранение благоприятной окружающей
среды и рациональное использование природных
ресурсов
Обеспечить стабильный и долгосрочный
рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ
в лидирующую мировую энергетическую
компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных
ресурсов на глобальном рынке энергопотребления
ЛУКОЙЛ считает своей
целью создание новой стоимости,
поддержание высокой
Для достижения этих целей ЛУКОЙЛ будет использовать все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и
предоставляемых услуг, применению
новых прогрессивных
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации
Лукойл – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. Лукойл владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция Компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
Лукойл является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти.