Контроллинг на предприятии "ООО Здравник"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание

Цель работы – является описание того, как система контроллинга может быть применима на малых предприятиях нашей страны.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть значение и сущность контроллинга в деятельности предприятия;

-рассмотреть контроллинг в системе стратегического управления предприятием.

Объект исследования: малое предприятие – ООО «Здравник».

Работа состоит из  1 файл

Введение (1).docx

— 382.62 Кб (Скачать документ)

     Введение.

     Контроллинг  это система управления достижением  конечных целей фирмы, управление будущим  для обеспечения длительного  функционирования предприятия и его структурных подразделений.

     В последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

     Контроллинг сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

Цель  работы – является описание того, как система контроллинга может быть применима на малых предприятиях нашей страны.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     -раскрыть значение и сущность контроллинга в деятельности предприятия;

     -рассмотреть контроллинг в системе стратегического управления предприятием.

     Объект  исследования: малое предприятие  – ООО «Здравник».

     Предмет исследования – контроллинг в системе менеджмента на предприятии ООО «Здравник», проблемы в применении контроллинга и пути преодоления. 
 
 
 
 

I.Теоретическое представление о контроллинге в организации.

1.1.Контроллинг  как функция управления. 

При неоднозначности  понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”. Данный термин рожден от английского глагола “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Современный экономический словарь дает следующее определение: «контроллинг – это:

     1) инструмент планирования, учета,  анализа состояния дел на фирме,  используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации;

     2) название подразделения фирмы,  принятое на промышленных предприятиях  в ФРГ, США;

     3) система непрерывной оценки разных  сторон деятельности компании, её подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая  учет, анализ». 1

     Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции и координации различных аспектов управления бизнес-процессами предприятия. В настоящее время существует необходимость внедрения контроллинга на многих российских предприятиях, так как сохраняются проблемы в области управления: низкая оперативность информации; процесс планирования от производства, а не от сбыта продукции; смешение понятий управления прибылью и управления денежными потоками; нет учета по центрам прибыли; сложности с разделением переменных и постоянных затрат; отсутствие контроля за достижением целей предприятия; недостаток информации для принятия управленческих решений, зачастую информация остается невостребованной; низкая культура анализа достижения целей, получение прибыли часто является единственной целью предприятия.

     Контроллинг выполняет важнейшую функцию  поддержки системы менеджмента  и занимается:

     •планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);

     •сбором, анализом внутренней и внешней информации;

     •целенаправленным управлением, координацией и контролем.

     Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

     Основные  задачи контроллинга можно сгруппировать  следующим образом:

     •информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

     •регулирование  и контроль за производственными  и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

     •выполнение функции интеграции, системной организации и координации;

     •планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

     •контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

     •управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).2

     Таким образом, рассуждая о месте контроллинга в организации, можно сделать вывод о том, что контроллинг не может находиться в структуре организации в полном смысле, подчиняясь менеджменту. Контроллинг скорее находится рядом с менеджментом (рис. 1). 

     

     Рисунок 1 – Место контроллинга в структуре предприятия3

     1.2. Методы и инструменты контроллинга.

     Для изучения контроллинга используются как  общенаучные, так и специфические  приемы исследования. К общим методам  относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т.д.

     К числу специфических методов  применяемых в контроллинге относятся:

  1. АВС - анализ – используется для определения главных моментов в работе предприятия. При АВС – анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:
  2. А – задачи выполняются одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия).
  3. В – задачи – это также важные задачи, но их можно делегировать компетентными сотрудниками.
  4. С – задачи – это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.).
  5. Анализ величины в точки убыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.

     Все затраты предприятия, связанные  с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

     Переменные  затраты зависят от объема производства и продажи продукции.

     Постоянные  затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.

     Безубыточность  – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это  выручка, которая необходима для  того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточности объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

     Безубыточный  объем продаж, и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

     3. Метод расчета  сумм покрытия – при этом методе контроллинга с выручки вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат.

4. Метод расчета  инвестиций:

  1. Цели инвестиционных расчетов:

     - определение выгодности отдельных  инвестиционных проектов;

     - выбор объектов инвестирования  из нескольких вариантов;

     - формирование инвестиционных программ;

     2) данные, необходимые для инвестиционных  расчетов:

     - внутренние (переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, производительность, рыночная доля и т.д.)

     - внешние (конъюнктура рынка, технологический  прогресс, цены, законодательство, состояние рынка труда и т.д.).

     3) методы инвестиционных расчетов.

     Оценка  отдельных инвестиционных объектов осуществляется статистическими и динамическими методами.

     Статистические  методы:

       а) метод сравнивания по издержкам;  б) метод сравнивания по прибыли; в) метод расчета рентабельности;  г) метод расчета амортизации (срока окупаемости). Динамические методы: а) метод расчета ценности капитала; б) метод расчета внутренней рентабельности.

     Инструменты контроллинга.

Задачи  контроллинга могут выполняться  при помощи специальных инструментов. Инструментарий контроллинга имеет свою специфику и меняется в зависимости от конкретной концепции службы контроллинга.

     Можно выделить следующие инструменты  контроллинга:

     • анализ баланса, результатов, прибыли  и убытков;

     • расчет издержек, их покрытие;

     • отчетность;

     • система планирования, информации, контроля;

     • система показателей;

     • АВСанализ;

     • расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;

     • Breakevenanalise (анализ безубыточности);

     • программы снижения и оптимизации  издержек;

     • портфолио-анализ;

     • планы, стратегии;

     • анализ жизненного цикла;

     • анализ стоимости;

     • анализ рабочего времени;

     • анализ эффективности;

     • реинжиниринг бизнеса;

     • анализ внутренней и внешней среды;

     • анализ инвестиций;

     • анализ инновационной деятельности.4

     В зависимости от конкретной фирмы (производственная, кредитная, страховая), ее размеров и  структуры управления набор инструментов может меняться.

     1.3.Контроллинг  в системе стратегического  управления.

     Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.

     Цель  стратегического контроллинга –  формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.

Информация о работе Контроллинг на предприятии "ООО Здравник"