Контроллинг на предприятии "ООО Здравник"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание

Цель работы – является описание того, как система контроллинга может быть применима на малых предприятиях нашей страны.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть значение и сущность контроллинга в деятельности предприятия;

-рассмотреть контроллинг в системе стратегического управления предприятием.

Объект исследования: малое предприятие – ООО «Здравник».

Работа состоит из  1 файл

Введение (1).docx

— 382.62 Кб (Скачать документ)
 

      Для простоты рассмотрения и расчетов отметим, что наше торговое МП только начинает свою деятельность и остатков не имеет.

      Рассмотрим  по порядку элементы вышеприведенной  таблицы.

      Элемент 00. "Объем производства в рабочих часах" в нашем случае будет равен рабочему времени продавцов, которое не меняется в зависимости от изменения количества товара, находящегося в торговле. Это рабочее время будет изменяться в зависимости от количества продавцов и торговых точек МП. В торговой деятельности это не окажет воздействия на уровень наценки на товар.

      Элемент 01. "Оборот-брутто без НДС" будет в данном случае являться товарооборотом предприятия, а так как МП уплачивает единый налог, то НДС в товарообороте отсутствует.

      Элемент 02. "Факторы уменьшения прибыли" - возврат товаров, списание быстро портящихся нереализованных товаров. Наличие таких расходов нежелательно, но в силу специфики торговли лекарственными средствами могут иметь место. Следует, однако, учесть, что схема немецких специалистов была разработана для учета выручки по отгрузке, а мы, используя кассовый метод, вполне можем отказаться от расчета этой строки, так как итоговая кассовая выручка уже сама в себе будет учитывать эти виды потерь. Отсюда следует сделать вывод, что оборот-брутто и оборот-нетто в нашей новой системе отчетности будут означать одно и то же.

      Элемент 04. "Изменение запасов" - для нас не подходит. Торговля, по сути дела, и есть одно сплошное изменение запасов. Поэтому эту строку мы тоже не будем использовать.

      В результате того, что из пяти начальных  строк рекомендуемой немецкими специалистами таблицы отчетности мы отказались от четырех, то и от пятой строки тоже придется отказаться, так как она все равно будет равна обороту-брутто без НДС.

      А вот Элемент 06. "Затраты материалов и услуги со стороны" необходимо заменить на элемент "Закупленные товары". Тогда Элемент 07. "Общая прибыль" даст нам превышение полученных денежных средств над затраченными на покупку товаров для продажи. Это не будет реализованное наложение, так как выручка от продажи части товаров будет сопоставляться с затратами на закупку всех товаров за месяц. Но полученный результат дает нам возможность установить, сколько остается у нас денежных средств, чтобы покрыть оставшиеся затраты - издержки обращения и получить прибыль. Вместо Элемента N 07. "Общая прибыль" мы запишем Элемент N 11 "Сумма покрытия 1".

      А теперь перейдем к рассмотрению затрат на организацию группы 1. Разделение затрат между элементами "Затраты на организацию группы 1" и "Затраты на организацию группы 2" будет происходить в зависимости от того, относятся ли эти затраты на каждую торговую точку МП отдельно или их можно отнести только ко всему МП в целом. Такое разделение необходимо нам для составления 2-го уровня отчетности.

      Немецкие  специалисты считают, что формирование отчетности на 2-м уровне, возможно, осуществлять исходя из 3-х принципов  дифференциации:

  • по продукции и группам продукции;
  • по клиентам (покупателям) или группам клиентов;
  • по сферам ответственности внутри предприятия.

      В нашем случае составление 2-го уровня отчетности по продукции потребовало  бы чрезвычайно больших затрат труда, по покупателям - просто нереально, естественно, что нам остается составление 2-го уровня отчетности по сферам ответственности внутри предприятия, т.е. по торговым точкам на территории района.

      Исходя  из вышеизложенного, затраты на организацию  группы 1 в нашем случае будут  следующими.

      Элемент N 12 "Оклады, зарплата предпринимателей" - в этот элемент мы включим зарплату рядовых продавцов, грузчиков и т.п., а зарплату главного бухгалтера и оклад руководителя отнесем к затратам на организацию группы 2, так как они будут относиться ко всему МП в целом, и их нельзя разбить по отдельным торговым точкам.

      Элемент N 13 "Проценты" мы перенесем в затраты на организацию группы 2 по тем же причинам. Элемент N 14 будет в связи с этим исключен.

      При разработке новой системы отчетности для торговых МП  попробуем применить другую систему расчета коэффициентов покрытия, которые в данном случае будут коэффициентами наценки.

      Элемент N 15 в нашем случае будет обозначать коммунальные платежи за использование помещений.

      Элемент N 16 - арендная плата, если под торговую точку используется не собственное помещение, а арендованное.

      Элемент N 17 - "транспортные расходы" - будет содержать в себе затраты на ГСМ для транспортного обслуживания отдельной торговой точки, если она находится на периферии.

      Элемент N 18 "Амортизационные отчисления" будет включать в себя амортизацию имущества торговой точки: самого здания, прилавков, холодильников и т.п. Это единственный элемент, который нашему кассовому методу учета затрат не поддается и в нашей схеме он будет учитываться в такой же сумме, что и в финансовом учете.

      В связи со спецификой торговой деятельности введем дополнительные элементы:

  • Элемент N 19 "Патент" - так как затраты на налогообложение осуществляются по каждой торговой точке отдельно, и с закрытием или открытием новой торговой точки соответственно снижаются или увеличиваются затраты на покупку патента.
  • Элемент N 20 "Текущий ремонт и прочие расходы" будет включать в себя расходы собственно на ремонт и прочие мелкие расходы.

      Однако  наше МП имеет еще постоянные расходы, которые относятся ко всему МП.

      Сумма покрытия 3 - итог деятельности - получается путем вычитания из суммы покрытия 2 затрат на организацию группы 2. Это прибыль нашего торгового МП.

      Для того чтобы согласовать ее с итогом финансовой деятельности предприятия, мы введем элемент N 25 - "Сверочный  итог", где будут данные о доходах от реализации основных средств, ценных бумаг, дивиденды и т.п. После этого остается добавить в нашу новую схему отчетности всего одну строку - "Прибыль/убыток". Она будет отражать общий итог производственно-финансовой деятельности предприятия.

      Таким образом, после последовательного  рассмотрения таблицы немецких специалистов и приложения ее возможностей к целям и задачам нашего МП, мы получили новую схему отчетности для него.

      Новая схема отчетности для ООО «Здравник»:

    1. Оборот-брутто (товарооборот).
    2. Закупленные товары.
    3. Сумма покрытия 1.
    4. Заработная плата работников.
    5. Затраты на содержание производственных помещений без арендной платы.
    6. Арендная плата.
    7. Транспортные расходы (ГСМ).
    8. Амортизационные отчисления.
    9. Патент.
    10. Текущий ремонт и прочие расходы.
    11. Затраты на организацию группы 1 (сумма строк 04-10).
    12. Сумма покрытия 2 (стр. 03 - стр. 11).
    13. Зарплата администрации.
    14. Проценты по банковскому кредиту.
    15. Транспортные расходы (ГСМ и техобслуживание).
    16. Прочие общехозяйственные расходы.
    17. Затраты на организацию группы 2.
    18. Сумма покрытия 3 - итог деятельности.
    19. Сверочный итог.
    20. Прибыль/убыток.

      Это схема 1-го уровня отчетности, т.е. та, которая  применяется ко всему предприятию  в целом. В то же время, нами уже  выбрана принципиальная основа для создания схемы 2-го уровня отчетности - это отдельные торговые точки МП.

      Целесообразность  функционирования торговой точки можно  проверить, помимо того, если из товарооборота вычесть ее издержки обращения, т.е. затраты на организацию группы 1. Если сумма получается положительной, то она означает, что торговая точка обеспечивает свое функционирование и оставляет средства на закупку нового товара, покрытие затрат на организацию группы 2 и получение финансовой прибыли. Такая торговая точка имеет право на существование, в случае же противоположного результата стоит подумать о ее ликвидации.

      Для того чтобы сгладить колебания закупок  товара и товарооборота, целесообразно  ввести в схему 2-го уровня отчетности графу "Нарастающим итогом".

      Руководитель  должен видеть не только картину вещей  за месяц, но и общее положение  дел за истекший период года. Нельзя принимать принципиальные решения по данным одного месяца, для этого необходимо изучить данные хотя бы за квартал. А вот для принятия решения по минимальному уровню наценки на предстоящий месяц нам понадобятся именно месячные данные.

      Наценка за месяц должна как минимум покрывать  издержки обращения за месяц. Но так как мы сначала определяем торговую наценку, а потом начинаем торговать, то для расчета минимальной наценки будут использоваться плановые показатели новой системы отчетности. 
Например, расходы, которые предприятие оплачивает авансом вперед на несколько месяцев, на предстоящий месяц необходимо запланировать в той доле, которая на этот месяц приходится. Это можно отнести к таким расходам, как оплата единого налога (покупка патента).

      Итак. Расчеты минимальной наценки  будут осуществляться в целом  по предприятию, т.к. рассчитывать отдельно наценку для каждой торговой точки  невозможно, во-первых, из-за отсутствия в их затратах затрат на организацию группы 2, а во-вторых, из-за чрезмерной сложности ведения подготовительного учета в этом случае. Таким образом, для расчета минимальной наценки нам остается последняя графа нашей новой системы отчетности - "В целом по предприятию".

      Казалось  бы, нет ничего проще, чем рассчитать минимальную наценку. Для этого достаточно разделить сумму затрат - издержек обращения, которые нами запланированы на предстоящий месяц на сумму планируемых нами закупок товара.

      Действительно, это будет минимально возможная  наценка, так как при получении  меньшей суммы МП с неизбежностью  будет тратить на издержки обращения часть стоимости закупленных ранее товаров, а это приведет к "проеданию" вложенных в торговлю средств.

      Однако  такой расчет содержал бы в себе изначально нереальную установку.

      Почему? Потому, что возместить с помощью  наценки понесенные издержки обращения  можно будет только при одном  условии - если продать все закупленные товары. А это нереально. Здесь для руководителя наступает самый ответственный момент. Он должен проявить свои предпринимательские способности, опыт, знания и, наконец, интуицию, для того, чтобы определить, какая часть закупленных товаров будет продана. Назовем эту долю коэффициентом реализации. В зависимости от этого коэффициента произойдет увеличение процента наценки на реализуемые товары. Например, при 50-процентном уровне реализации процент наценки увеличивается вдвое, при 30-процентном - примерно втрое.

      Таким образом, схема планирования для  торгового МП будет выглядеть следующим образом: планирование минимальных издержек обращения - планирование минимальной наценки - планирование минимального товарооборота. Но такой путь более вероятен в случае, когда МП является монополистом в своем секторе рынка. Однако для ООО «Здравник» это не так, т. к. приходится работать в условиях жесткой конкуренции и самим приспосабливаться к обстоятельствам. В этом случае схема планирования может быть обратной: планируется максимальный товарооборот, в зависимости от него планируется максимальная сумма и процент наценки, а в зависимости от них определяется максимально возможный размер издержек обращения. И тогда предприятие само уже для себя решает - "вписывается" оно в эти максимально возможные размеры или нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

Итак, система  контроллинга, которую мы разработали  для торгового малого предприятия ООО «Здравник», имеет существенные отличия от такой системы для производственного МП, что вполне естественно.

      Основными возможностями нашей системы  являются:

  • ежемесячный контроль над издержками обращения как в целом по предприятию, так и в разрезе подразделений,
  • сопоставление деятельности подразделений и решение вопроса о целесообразности их функционирования,
  • расчет минимального уровня наценки.

Информация о работе Контроллинг на предприятии "ООО Здравник"