Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 09:58, курсовая работа
Цель работы – является описание того, как система контроллинга может быть применима на малых предприятиях нашей страны.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть значение и сущность контроллинга в деятельности предприятия;
-рассмотреть контроллинг в системе стратегического управления предприятием.
Объект исследования: малое предприятие – ООО «Здравник».
Цель
стратегического контроллинга, по мнению
А. Гэльвайтера состоит в своевременном
установлении причин отклонения в целях
внесения поправок в стратегию предприятия
до возникновения “оперативных” проблем.
Схема 1- Регулирование стратегического контроллинга 5
Инструменты и взаимосвязи в процессе осуществления стратегического контроллинга:
Схема 2- Инструменты и взаимосвязи в процессе осуществления стратегического контроллинга6
После
формирования целей начинается важнейшая
работа по формированию альтернативных
стратегий (это одна из важнейших задач
стратегического контроллинга). Схематично
этот процесс можно представить следующим
образом.
Схема 3- Разработки альтернативных стратегий7
Основой анализа и управления факторами внешней и внутренней среды является выбор самих факторов. Процесс отбора самих факторов – весьма сложное и ответственное дело. При выборе факторов следует помнить следующее:
• Каждый фактор должен быть снабжен информационной цепочкой (по нему должна быть создана система внутренней отчетности и сбора внешней информации).
• Каждый фактор воздействует на цели прямым и косвенным образом.
• По каждому фактору возможно многоальтернативное прогнозирование и планирование.
• Увеличение количества факторов приводит к удорожанию системы планирования и контроллинга, но при этом повышает их эффективность и, наоборот, уменьшение количества факторов снижает затраты, но и может привести к снижению эффективности планирования и контроллинга.
• Следует учитывать взаимное воздействие различных факторов (иногда разнонаправленных) на процесс реализации целей.
• Выбор факторов должен носить сугубо индивидуальный характер для конкретного предприятия.
Следует помнить, что каждый фактор, который мы выделяем, имеет ряд особенностей – мы должны уметь эти факторы измерять, оценивать, мы должны научится ими управлять.
В качестве ориентиров можно предложить системы факторов внутренней и внешней среды, предложенные в пособии “Стратегическое планирование”.8
На мой взгляд, контроллинг позволяет успешно решать проблемы, возникающие в рамках информационной революции, являясь одним из наиболее эффективных инструментов управления на микроуровне в условиях глобализации и в обществе инноваций по следующим обстоятельствам:
1) контроллинг обеспечивает систематический и квалифицированный контроль за функционированием всех звеньев организации в их взаимодействии и взаимозависимости, относительно реализации мероприятий, намеченных планом, позволяет вскрывать недостатки практики планирования, оптимизировать их посредством своевременного внесения необходимых коррективов, посредством компьютерных программ;
2) контроллинг служит действенным инструментом повышения ответственности руководителей и персонала служб и подразделений организации за результативность их деятельности, реализацию в установленные планом сроки намеченных заданий. Разработка компьютерных программ, оптимизирующих вариативные задания, стимулирует постоянное повышение квалификации работников, систематическое приобретение необходимых новых познаний, развитие способностей работы с информацией, что является объективно необходимым в обществе знаний;
3)
использование потенциала
II.Эффективность контроллинга в ООО «Здравник».
2.1.Направления деятельности предприятия.
Профиль деятельности – розничная торговля готовыми лекарственными средствами (формами). Планируется создание нескольких торговых точек в г. Екатеринбурге и по области. Закупку товара планируется производить у оптовых поставщиков в областных центрах, а потом товар будет развозиться по торговым точкам города и области, так что существенную долю издержек обращения будут составлять транспортные расходы.
Главной задачей контроллинга
на предприятии, по мнению
Основной задачей аптеки является обеспечение населения лекарственными средствами, предметами санитарии, гигиены и ухода за больными, перевязочными материалами, дезинфекционными средствами и другими изделиями медицинского назначения. Аптека осуществляет производственную, снабженческую, торговую, финансовую и хозяйственную деятельность.
Объем работы аптеки определяется двумя показателями:
1.
Рецептурой, то есть количеством
лекарственных средств,
2. Товарооборотом.
Производственная деятельность аптеки осуществляется на базе рецептурно-производственного отдела и заключается в изготовлении лекарственных средств по рецептам врачей и фасовке лекарственных средств в индивидуальные упаковки.
Снабженческая функция аптеки осуществляется в том случае, если аптека поставляет лекарственные средства и прочие товары аптечного ассортимента в лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники и др.).
Торговая функция аптеки является преобладающей. Она заключается в отпуске покупателям (физическим и юридическим лицам) товаров за наличный расчет, в порядке оптового отпуска, а также по льготным и бесплатным рецептам.
Финансово-хозяйственная деятельность аптеки заключается в создании оптимальных условий для получения максимального объема прибыли.
2.2. Функционально – стоимостной анализ деятельности ООО «Здравник».
Несмотря на то, что в настоящее время, аптека, по сути, является торговым предприятием, все же существует ряд особенностей, не позволяющих однозначно отнести аптечный бизнес к торговле. Основной причиной этого является специфический характер ассортимента товаров, реализуемых в аптеке. Это обстоятельство оказывает влияние на:
1. уровень торговой надбавки;
2. структуру ассортимента;
3. величину и структуру издержек.
Частные аптеки, как правило, не занимаются изготовлением и фасовкой лекарственных средств, а также отпуском наркотических, сильнодействующих и ядовитых лекарственных препаратов. Ассортимент данной группы аптек полностью ориентирован на получение прибыли.
В зависимости от формы собственности, объема и видов деятельности аптеки и ряда других факторов, по-разному будут расставлены акценты в общей системе управления аптекой.
Выделим ряд наиболее важных элементов системы управления:
1.
Экономический анализ
2. Управление персоналом;
3. Бизнес-планирование;
4.
Проведение маркетинговых
Экономический анализ деятельности аптеки помимо самостоятельного значения также является базой для последующего составления бизнес-плана.
Для того чтобы понять место экономического анализа в системе управления аптекой, вначале необходимо рассмотреть движение информационных потоков на предприятии.
На данном этапе управленческий персонал осуществляет следующие функции:
1.
оперативно отслеживает
2.
осуществляет контакты с
3. на макроуровне решает вопросы о поставках товаров.
Рассмотрим схему информационных потоков между руководителем аптеки и источниками управленческой информации:
1. Директор - бухгалтерия. В бухгалтерии любого предприятия собирается всесторонняя информация о его деятельности. С точки зрения пригодности для целей управления директору могут понадобиться:
· данные бухгалтерской отчетности;
· данные о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями;
· данные о товарообороте;
· данные об издержках;
· информация о финансовой деятельности предприятия;
· другая информация учетного характера.
2.
Директор - подразделения. На данном
этапе директору может
· данные о товарообороте данного подразделения;
· данные о структуре ассортимента данного подразделения;
· информация о трудозатратах в данном подразделении;
· данные о качестве обслуживания в данном подразделении;
· другая информация управленческого характера.
3. Директор - персонал. На этом этапе директор контролирует трудовую деятельность коллектива в целом. Одновременно решаются вопросы подбора и перестановки кадров.
4. Директор - поставщики. В рамках данного информационного потока директора может интересовать следующая информация:
· общее количество организаций, обеспечивающих поставку товаров в аптеку;
· величина и динамика абсолютных показателей кредиторской задолженности;
· удельный вес доли каждого поставщика в общем объеме кредиторской задолженности;
· условия поставок и расчетов, сложившиеся на предприятии;
· другая информация о поставщиках.
5. Директор - покупатели. Если рассматривать данный информационный поток в широком понимании, то в его рамках директор получит следующую информацию:
6. Директор - органы власти. Информационное взаимодействие с органами власти подразумевает своевременное доведение до сведения дирекции изменений в налоговом, гражданско-правовом законодательстве, а также принятия разнообразных подзаконных нормативных документов (например, писем местного комитета фармации).
Рассмотрим подробнее информационные потоки внутри аптеки.
Информационный поток, предназначенный для дирекции, рассмотрен выше, поэтому подробнее остановимся на двух других звеньях системы.
1. Подразделение - дирекция. От подразделения руководству передается следующая информация:
Информация о работе Контроллинг на предприятии "ООО Здравник"