Контроллинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание

Одно из главных условий успешного ведения бизнеса - это организация эффективного контроллинга (системы управления процессом на основе контрольных параметров) бизнес-процессов. Контроллинг сам по себе является оптимальным механизмом поддержки принятия управленческих решений. Однако, для организации подобной системы управления требуется полная информационная прозрачность в любой точке бизнес-процесса.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА КОНТРОЛЛИНГ.docx

— 76.33 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одно из главных условий  успешного ведения бизнеса - это  организация эффективного контроллинга (системы управления процессом на основе контрольных параметров) бизнес-процессов. Контроллинг сам по себе является оптимальным механизмом поддержки  принятия управленческих решений. Однако, для организации подобной системы  управления требуется полная информационная прозрачность в любой точке бизнес-процесса.

Контроллинг как целостная  концепция управления финансово-экономическими процессами и результатами деятельности предприятия, основываясь в первую очередь на учетной информации, со временем будет приобретать все  большее значение и постепенно закрепляться в практике хозяйствования отечественных  предприятий.

Одной из основных задач системы контроллинга на предприятии является выработка  рекомендаций для принятия управленческих решений. В сложной системе управления современным предприятием представлено множество функций, элементов, инструментов, принципов и взаимосвязей, что приводит к неоднозначному их пониманию. Одним из дискуссионных остается вопрос о соотношении контроллинга и управленческого учета, от понимания которого зависит представление о роли контроллинга в процессе планирования.

В настоящее время не существует однозначного определения понятия контроллинг, но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе

 

1. ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЛИНГА

Контроллинг -- это функционально  обособленное направление экономической  работы на предприятии, связанное с  реализацией финансово-экономической  комментирующей функции в менеджменте  для принятия оперативных и стратегических управленческих решений 

Слово контроллинг произошло  от английского to control -- контролировать, управлять, которое в свою очередь  происходит от французского слова, означающего "реестр, проверочный список". Но по иронии судьбы в англоязычных источниках термин "контроллинг" практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин "управленческий учет" (managerial accounting, management accounting), хотя работников, в чьи должностные  обязанности входит ведение управленческого  учета, там называют контроллерами (controller). Собственно термин "контроллинг" принят в Германии, откуда он и пришел в Украину. Поскольку отечественная  терминология пока не устоялась, в России используют оба термина: и контроллинг, и управленческий учет. Однако термин "контроллинг" более информационно  емкий, он передает характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные  функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей  и результатов фирмы.

Следует отметить, что особенностью развития западного учета в современных  условиях является его модификация  в сложные системы управления предприятием. Вне зависимости от того, как будут называться эти  системы, они будут объективно существовать и развиваться под воздействием реальных факторов.

Если признать, что "внутрихозяйственный  учет" отражает процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки  и обобщения информации для принятия на ее основе управленческих решений, то данная система управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных целей в  виде получения прибыли того или  иного размера, но и на глобальные стратегические цели (выживание предприятия, сохранение рабочих мест, проведение антикризисной политики и т.д.).

Система контроллинга - это  принципиально новая концепция  информации и управления, которую  можно определить как учетно-аналитическую  систему, реализующую синтез элементов  учета, анализа, контроля, планирования, обеспечивающую как оперативное, так  и стратегическое управление процессом  достижения целей и результатов  деятельности предприятия 

Однако, если обратиться к  теории и практике немецких предприятий, то можно отметить, что важнейшей  составной частью контроллинга является управленческий учет.

Исходя из этого, следует  отметить, что система внутрихозяйственного учета отражает все признаки учетно-аналитической  системы и может идентифицироваться как система контроллинга.

Особый импульс к переосмыслению проблем разработки концепции информации и управления был сделан с принятием  указа о необходимости реформирования системы учета и статистики в  Украине. А появление такого термина  как «управленческий учет» послужило  началом дискуссии о правомерности  перенесения данной идеи на нашу национальную почву. В периодической печати появляется ряд статей, в которых наряду с  рассмотрением проблем возможности  реализации идеи системы "контроллинга" дискутируются вопросы относительно правомерности деления бухгалтерского учета на "управленческий" и "финансовый".

В отношении подобных проблем  хотелось бы отметить, что для деления  бухгалтерского учета на финансовый и управленческий достаточных оснований  нет. Во-первых, вряд ли можно управлять  без наличия финансовой информации, а во-вторых, когда речь идет об информационном обеспечении всего "поля управленческих решений", то возможности бухгалтерского учета, даже необходимым образом  реконструированного в целях  управления, ограничены из-за отсутствия как должного методологического  обеспечения, так и аналитико-математического  аппарата на стыке с другими функциями  управления (планирование, анализ, контроль). Поэтому, когда речь идет о формировании управленческой информации, то подразумевается  финансовая информация, обработанная соответствующим образом для  целей управления и дополненная  данными нефинансового характера.

Методы  принятия управленческого решения  в контроллинге

 

 

     Одной из основных задач системы контроллинга на предприятии является выработка  рекомендаций для принятия управленческих решений. Рассмотрим существующие подходы к принятию управленческих решений и на этой основе сформулируем требования к критериям принятия решений в контроллинге, а затем более подробно проанализируем критерии принятия наиболее типичных управленческих решений.     

Все управленческие решения можно разделить  на две группы:

  • запрограммированные – принимают в стандартных ситуациях в соответствии с готовыми процедурами, традициями, привычками. Они могут быть простыми, принимаемыми с «ходу» и сложными, требующими тщательной проработки. Например – решение о покупке материалов, об уровне заработной платы. Соответственно система контроллинга ориентируется на стандартизацию, унификацию исходной информации и критериев принятия запрограммированных решений, разработку единых процедур, четко описывающих действия в подобных ситуациях;
  • незапрограммированные решения – принимают в нестандартных, слабо структурированных ситуациях для решения новых, необычных проблем. Примерами могут быть решения о выработке маркетинговой стратегии предприятия, об инвестировании временно свободных финансовых ресурсов. Контроллинг здесь имеет исследовательский, творческий характер; исходная информация, предоставляемая системой контроллинга для принятия решений, а также сами критерии принятия решений всегда ориентируются на специфику конкретной задачи.

 

Классификация  управленческих решений в контроллинге      

 

Решения можно классифицировать не только по степени стандартизации, но и в зависимости от уровня определенности в окружающей среде:

 

  • ситуация определенности: руководитель точно знает все возможные варианты действий и результат использования каждого варианта;
  • ситуация риска: руководитель не знает точного результата, но знает вероятность каждого результата;
  • ситуация неопределенности: руководитель не имеет точной информации о результатах и не может даже оценить вероятность возможных результатов.

 

     В условиях риска контроллинг должен оценивать не только эффект каждого  возможного варианта действий, но и  вероятность получения этого  эффекта, поэтому в условиях риска  контроллинг должен пользоваться аппаратом теории вероятностей и математической статистики. Обычно люди отрицательно относятся к риску и готовы на него только в обмен на дополнительную выгоду. Поэтому контроллинг как система поддержки принятия управленческих решений должен учитывать рисковые предпочтения.

 

Виды, методы и  подходы к принятию управленческих решений    

 

 

 Существующие  подходы к изучению процесса принятия управленческих решений можно условно  представить в виде точек, расположенных  на прямой между двумя полюсами: с одной стороны абсолютная рациональность, ориентация на математические категории, с другой – абсолютная иррациональность, сильный акцент на социальные или психологические категории.

Процесс принятия решения  с позиции классического подхода  выглядит следующим образом:

  • выявление проблемы;
  • определение цели и выбор критериев; установление значимости (веса) критериев;
  • нахождение возможных альтернатив;
  • оценка альтернатив по выбранному критерию;
  • выбор наилучшей альтернативы.

 

     Существует  четыре наиболее распространенные ситуации, сигнализирующие менеджеру о существовании проблемы:    

1. Отклонение фактических результатов от плана;    

2. Отклонение  фактических результатов от прошлого опыта;

    3. Сообщение сотрудников;     

4. Информация  о деятельности конкурентов.     

Основные  постулаты классического (рационального) подхода:

  • принятие решения является рациональным процессом, ориентированным на достижение заранее известной цели.
  • существует устойчивая полная и непротиворечивая система предпочтений, делающая выбор между альтернативами однозначным.
  • все доступные альтернативы известны (т.е. имеет место ситуация определенности либо известен полный спектр событий и вероятности).
  • сложность процедуры принятия решений не принципиальна: главное – достижение правильного результата.

 

     Роль  контроллинга при рациональном подходе  состоит в предоставлении максимально  полной и точной количественной информации, расчете показателей, нахождении оптимума.      

Имеющаяся информация воспринимается искаженно. человеческая память способна удерживать лишь ограниченный объем информации. способность человеческого разума к правильному выбору оптимального варианта действий ограничена.      

Менеджер  стремится не к максимальному, а к удовлетворительному результату. Ему могут быть известны не все альтернативы: достаточно, чтобы он был осведомлен хотя бы об одном приемлемом варианте.     

Процесс принятия решений согласно принципу ограниченной рациональности выглядит следующим образом:

  • выявление потребности; 
  • определение цели и формирование набора критериев, характеризующих минимально приемлемый вариант;
  • поиск альтернатив;
  • выбор варианта, обеспечивающего приемлемый вариант.

Согласно  принципу ограниченной рациональности основная задача контроллинга – рационализация процесса принятия управленческих решений на основе использования методов принятия решений в условиях неопределенности. Постулаты принципа эффективного управления по Питерсу и Уотермену основываются на том, что излишняя рациональность сковывает инновации, приводит к переоценке значимости финансов, не учитывает экономические цели предприятия, поэтому руководитель должен: проявлять гибкость, делать все сразу, экспериментировать, действовать с высокой скоростью, использовать слабо формализованные системы. Внимание акцентируется на координирующей, интегрирующей роли контроллинга. Контроллинг использует преимущественно модели принятия решений в условиях неопределенности, повышается роль мониторинга, предварительного контроля, тогда как задача оптимизации как таковая перед контроллингом не ставится.

 

 

    Социологический и психологические подходы основываются на влиянии сознания человека и человеческих отношений на процесс принятия решений. В рамках социологического подхода существуют три основные группы теорий, описывающих принятие управленческих решений: теория политического взаимодействия, теория коллективного обучения, теория корпоративной культуры.     

Теория политического  взаимодействия изучает процесс принятия управленческих решений с точки зрения баланса сил и интересов различных групп внутри коллектива предприятия и во внешней среде. Управленческое решение рассматривается как политический шаг, направленный на укрепление позиций определенной группы. Особое внимание уделяется воздействию референтных групп, распределению ролей и статусов в группах, логике формирования блоков и коалиций. Задача контроллинга – интегрирующая: он должен обеспечить движение предприятия в направлении поставленных общих целей. Теория коллективного обучения подчеркивает, что сложность и динамический характер внутренней и внешней сред любого предприятия в сочетании с недостатком информации и опыта превращают процесс принятия управленческих решений в процесс непрерывного обучения для руководителя и всего коллектива предприятия.     

Информация о работе Контроллинг