Контроллинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание

Одно из главных условий успешного ведения бизнеса - это организация эффективного контроллинга (системы управления процессом на основе контрольных параметров) бизнес-процессов. Контроллинг сам по себе является оптимальным механизмом поддержки принятия управленческих решений. Однако, для организации подобной системы управления требуется полная информационная прозрачность в любой точке бизнес-процесса.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА КОНТРОЛЛИНГ.docx

— 76.33 Кб (Скачать документ)

 

Для любой конфигурации определяющих факторов можно сформулировать требования, на которые должен ориентироваться контроллер:

  • полная оценка всех экономических последствий принимаемого решения в коротком и в долгом периодах исходя из целей предприятия (т.е. оценка всех релевантных результатов);
  • соответствие системе целей предприятия и непротиворечивость;
  • приспособленность к анализу в условиях  неопределенности;
  • объективность и доступность исходных данных;
  • универсальность;
  • гибкость (т.е. способность учитывать происходящие изменения);
  • учет специфики решаемой задачи;
  • соответствие особенностям личности руководителя и корпоративной культуре предприятия;
  • понятность и удобство в использовании;
  • измеримость и объективность;
  • ориентация на перспективу, возможность «раннего предупреждения».

При разработке системы критериев  принятия управленческих решений перед  контроллером часто возникают следующие проблемы:

  • легко измеримым показателям уделяется чрезмерно много внимания, в то время как трудноизмеримые показатели игнорируются;
  • краткосрочным показателям уделяется больше внимания, чем долгосрочным;
  • трудно разработать систему показателей, отражающую изменения важности различных видов деятельности и целей предприятия.

В принятии управленческих решений руководитель использует количественные и качественные (определяют  индивидуальную специфику конкретной ситуации) критерии. Количественные - являются более универсальной характеристикой и делятся по наиболее важным для предприятия вопросам:

  • краткосрочное планирование производственной программы;
  • управление материальными потоками;
  • выбор между собственным производством и закупкой на стороне;
  • установление цен на продукцию

Управленческий учет как основа контроллинга

Контроллинг и управленческий учет в планировании деятельности предприятия

В середине ХХ в. в мировой практике в связи с усложнением механизмов хозяйственных связей из ранее единого  бухгалтерского учета выделился  управленческий учет. Основная функция  бухгалтерского учета – формирование абсолютно точной, достоверной, документально  подтвержденной информации, отвечающей требованиям, установленным государственными стандартами, нормативами, правилами. В России эти правила определены в федеральном законе о бухгалтерском  учете и в ряде положений о  бухгалтерском учете (ПБУ).

По  мере развития и совершенствования  функций менеджмента стала обнаруживаться ограниченность бухгалтерского учета  как информационной базы управления предприятием. Такая ограниченность обусловлена следующими свойствами бухгалтерского учета. Следствием строгой  и достаточно сложной системы  документооборота является недостаточная  оперативность получаемой информации. Отсутствует в бухгалтерском  учете такой исключительно важный для менеджмента аспект информационного  обеспечения, как систематический  оперативный анализ текущей ситуации по каждому объекту управления и  по предприятию в целом. Основным содержанием бухгалтерского учета  является лишь сбор и систематизация учетных данных о разных сторонах финансово-хозяйственной деятельности предприятия за истекший отчетный период. Конечным продуктом бухгалтерского учета является бухгалтерская отчетность – баланс, отчет о прибылях и  убытках, о движении денежных средств, об изменении капитала предприятия.

Управленческий  учет обеспечивает связь процессов  управления и учета по таким объектам управления, как:

а) производственные ресурсы – основные фонды, запасы, нематериальные активы, трудовые ресурсы;

б) хозяйственные процессы в производственной, снабженческо-сбытовой, финансово-сбытовой и инвестиционной сферах;

в) организационная деятельность – совершенствование организационной структуры предприятия, организация внутренних коммуникационных связей между структурными подразделениями, координация действий подразделений и исполнителей;

г) результаты деятельности предприятия в области реализации продукции, получения прибыли, обеспечения конкурентоспособности, разработки новых технологических решений.

Основная  цель управленческого учета состоит  в систематическом обеспечении  администрации предприятия информацией, необходимой для управления производством, принятия решений, контроля производственной деятельности, выявления отклонений от плановых заданий и нормативов.

Управленческий  учет интегрирован в целостную информационную систему, в которой формируется  управленческая отчетность. Эта отчетность включает:

- комплексные отчеты – составляются на регулярной основе за месяц, квартал, год; содержат информацию по всем основным направлениям деятельности предприятия;

- отчеты по ключевым показателям – составляются по мере возникновения необходимости на конкретную дату; отражают роль важнейших факторов, определяющих успешное функционирование предприятия, т. е. соотношения выпуска продукции и количества полученных заказов, выпуска продукции и ее реализации, качества продукции и процента брака и т. д.;

- аналитические отчеты – составляются с целью глубокого анализа конкретного вопроса деятельности предприятия по запросу руководства единовременно или в течение некоторого периода на регулярной основе; в зависимости от изучаемой проблемы определяются формат, предметная направленность, сроки разработки аналитических отчетов.

Функции управленческого учета реализуются  планово-экономическим, финансовым и  иными отделами предприятия. В управленческом учете комплексно используются такие  источники информации, как материалы  бухгалтерского учета и отчетности, данные статистического учета и  отчетности, техническая документация, административная информация, материалы  из внешних источников.

На  основе материалов управленческого  учета топ-менеджеры не только принимают  решения по текущим вопросам, но и разрабатывают стратегические цели, осуществляют стратегическое и  текущее планирование. Вместе с тем, как показывает практика, стратегически  ориентированное управление предприятием нуждается в комплексном информационно-аналитическом, организационном и методологическом сопровождении, которое не может  быть обеспечено в полной мере в  рамках управленческого учета. Эту  потребность призван удовлетворять  контроллинг, который представляет качественно новую, наиболее эффективную  форму поддержки функций управления предприятием.

В концепции контроллинга развиты  и углублены основы управленческого  учета. Но прежде всего сформирован  принципиально новый подход к  обслуживанию информационных потребностей менеджмента по всем функциям управления предприятием, среди которых ключевую роль играет стратегическое планирование. Контроллинг создает наиболее совершенную  информационно-аналитическую базу стратегически ориентированного управления предприятием, не подменяя и не отрицая  значимости управленческого учета.

Отличия контроллинга от управленческого учета.

Контроллинг ориентирован на поддержку функции  управления по обеспечению устойчивого  эффективного развития предприятия  в долгосрочной перспективе путем  разработки долгосрочных прогнозов, оценки сценариев развития на перспективу, участия в формировании стратегических планов, мониторинге хода реализации планов, анализа результатов выполнения плана и оценки причин отклонений. Управленческий учет преимущественно  обеспечивает комплексную отчетность о текущем состоянии и текущих  процессах на предприятии, включает элементы плановых и контрольных  расчетов. Эта информация может быть использована в качестве данных о  стартовых условиях при разработке стратегического плана.

Контроллинг обеспечивает учет и анализ влияния  как внутренних условий, так и  факторов внешней среды на производственную деятельность и конкурентоспособность  предприятия в настоящем и  в отдаленной перспективе. Это позволяет  предусмотреть в стратегических планах задачи по продвижению товаров  на целевые рынки. Управленческий учет ограничен преимущественно комплексным  анализом текущего состояния внутренней среды предприятия, что может  служить при планировании основанием для экстраполяции трендов развития на краткосрочную перспективу.

Контроллинг должен оперативно реагировать на изменения  внутренней и внешней среды предприятия, формировать и обосновывать предложения  о необходимых корректировках стратегических и текущих планов в соответствии с меняющимися условиями. Основной целью управленческого учета  является обеспечение менеджмента  предприятия и служб контроллинга текущей внутренней информацией.

Важным  направлением деятельности в контроллинге является совершенствование и внедрение  новых инструментов и методов  экономического анализа, прогнозирования  и планирования. В управленческом учете не разрабатывается методологический аппарат, а лишь используются существующие приемы и методы работы с экономической  информацией.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

   Таким образом, основная задача управленческого учета - служить информационной опорой для принятия управленческих решений. С этой целью в управленческом учете применяются особые методы учета затрат, разработке, внедрении и постоянном совершенствовании управления предприятием для координации управленческой деятельности по выработке и достижению целей организации. Приложение контроллинга обеспечивает стабильное поддержание всех необходимых процедур и создает предпосылки объективной оценки качества работ и управления всех функциональных участников внутрифирменного взаимодействия. Кроме того, применение контроллинга следует рассматривать как наиболее логичное общесистемное решение в части реализации важнейших принципов TQM. Контроллинг носит сложный многокомпонентный интегрированный характер и охватывает всю систему управления предприятием. Контроллинг направлен на повышение степени определенности и упорядоченности в деятельности предприятия и процессе принятия управленческих решений.     

В целом система контроллинга обеспечивает организационно-методическую базу поддержки элементов в цикле управления во всех актуальных ракурсах менеджмента предприятия. Успешное развитие идей методологии и практики контроллинга основано на потребности руководителей  в качественной информационно-аналитической поддержке принимаемых управленческих решений, прежде всего с учетом устойчивого развития организации; на системе знаний, методов и технологий в сфере контроллинга, обеспечивающих решение поставленных задач; на возможности комплексной информационной поддержки методов и технологий контроллинга в составе современных интегрированных информационных управленческих систем. На многих предприятиях и организациях действуют соответствующие подразделения. И если даже они не имеют слова «контроллинг» в своем наименовании, суть от этого не меняется.

Основополагающий элемент  системы контроллинга на предприятии - управленческий учет. Зачастую само понятие контроллинга ассоциируется с понятием управленческого учета, но это не совсем верно: основная задача управленческого учета - предоставление релевантной информации для принятия управленческих решений; функции контроллинга шире, они включают в себя не только управленческий учет, но и планирование, контроль, координацию, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.

Из всего многообразия методов и инструментов контроллинга были отобраны и кратко охарактеризованы только наиболее распространенные в  практике контроллинговой деятельности. В зависимости от профиля предприятия, его производственного потенциала отбираются наиболее адекватные конкретным условиям методы и инструменты контроллинга. На первый взгляд может показаться, что здесь были перечислены общеизвестные  методы менеджмента и, следовательно, контроллинг ничего нового не привносит  в область экономического анализа. Именно в этом выражается реализация в сфере контроллинга принципов  системного подхода. Контроллинг не ограничивается использованием методов, сформировавшихся в рамках менеджмента. Не менее перспективными являются экономико-математические и эконометрические методы

В настоящее время контроллеры  востребованы на крупных предприятиях, в среднем и малом бизнесе. Необходимость и целесообразность создания системы контроллинга определяется готовностью руководителя использовать современные технологии управления и подобающий этому экономически-управленческий сервис.

 

Литература

1.  Управленческий учет. Голов С.Ф. - К.: Либра 2003.

2.  Контроллинг как инструмент управления предприятием. Ананькина А.Е. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003

Информация о работе Контроллинг