Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:55, контрольная работа
Одно из главных условий успешного ведения бизнеса - это организация эффективного контроллинга (системы управления процессом на основе контрольных параметров) бизнес-процессов. Контроллинг сам по себе является оптимальным механизмом поддержки принятия управленческих решений. Однако, для организации подобной системы управления требуется полная информационная прозрачность в любой точке бизнес-процесса.
Проведение этих мероприятий необходимо поручить соответствующим службам.
Критерии принятия решений в управлении
материальными потоками на предприятии.
Одна из наиболее острых проблем, стоящих
перед предприятием – управление запасами.
Какие запасы необходимы предприятию?
Каков оптимальный размер заказа? Когда
следует размещать заказы? Проблемы эти
непростые. С одной стороны, не имея достаточных
запасов материалов, незавершенной, готовой
продукции, предприятие не сможет нормально
работать, будет сорвано выполнение заказов.
С другой стороны, запасы это замороженный
капитал, запасы требуют затрат на хранение,
складирование. Следовательно, для минимизации
издержек предприятия необходим анализ.
-Методы и инструменты контроллинга
Эффективное управление предприятием невозможно без надежного информационного обеспечения, необходимого для принятия решений по важнейшим направления и сферам деятельности, в том числе по текущему и стратегическому планированию в разрезе рынков, продуктов, клиентов, подразделений предприятия и т. д. Для принятия таких решений наиболее достоверной, качественной и оперативной является информация, формируемая на базе контроллинга. Таким образом, основной целью функционирования контроллинга в компании является систематический сбор необходимой для анализа информации, ее переработка и представление основным группам пользователей.
Для выполнения этих функций
контроллинг располагает
Рассмотрим более детально
те из них, которые получили общее
признание, имеют однозначную
Первичным информационным инструментом
в контроллинге является система
учета, включающая бухгалтерский, финансовый,
статистический и управленческий учет.
В своем единстве эти виды учета
обеспечивают контроллинг внутренней
информацией о ресурсах, их источниках,
направлениях и эффективности использования.
Система учета формирует также
используемые контроллингом данные
о протекающих на предприятии
процессах и результатах
Система учета на предприятии
исторически развивалась, переходя
от первоначальной классической формы,
где доминировал бухгалтерский
учет, к современной форме, в которой
сложились четыре указанные выше
специализированные сферы учетной
функции. Наиболее близок по своему содержанию
к контроллингу управленческий учет.
Прямое использование в контроллинге
данных бухгалтерского учета имеет
ограниченное значение. Бухгалтерский
учет выполняет свои очень значимые
и ответственные функции, но он непосредственно
не ориентирован на сервисное обслуживание
ряда функций управления. Так, бухгалтерский
учет содержит информацию об итогах хозяйственных
операций за истекший период, а для
контроллинга важно формировать
информацию о будущем предприятия.
В бухгалтерском учете
Центральным источником внутренней
информации для контроллинга является
система учета на предприятии. Поэтому
необходимо хорошо знать цели, методы,
функции, содержание всех видов учета.
Для решения задач контроллинга
наиболее важна учетная информация
следующего содержания: затраты на
производство продукции, объем производства,
инвестиционная деятельность, финансовые
показатели. Основной массив информации
должен быть представлен показателями,
которые действительно можно
изменить в результате реализации принятых
управленческих решений. Особенно тщательно
необходимо отслеживать показатели,
позволяющие диагностировать
Одним из важнейших требований
к учетной информации, используемой
в контроллинге, является ее пригодность
для контроля успешности реализации
плановых решений. В качестве такой
информации выступает система целевых
показателей, однозначно характеризующих
содержание принимаемых управленческих
решений. В рамках контроллинга проводятся
контрольные мероприятия –
Раскроем на конкретном примере смысл требования о пригодности учетной информации для принятия управленческих решений в процессе планирования. Важнейшими разделом плана является блок показателей, определяющих перспективы развития предприятия и его прибыльности. Эти показатели должны характеризовать изменение масштабов и структуры производства, повышение эффективности использования ресурсов. В качестве основных числовых индикаторов выступают сумма затрат и объем производства по видам продукции.
Прежде всего учетная
информация как основной инструмент
контроллинга, должна содержать фактические
данные о затратах и объемах производства
по видам продукции на базовую
дату. Эти данные, в сочетании
с предполагаемыми
По мере наступления каждой
даты в пределах горизонта планирования
служба контроллинга вновь нуждается
в учетной информации: теперь уже
требуются данные о фактических
затратах и объемах производства
за каждый год по каждому виду продукции.
После сопоставления
Анализ, как метод контроллинга
В основе методики контроллинга
лежит уточнение и
Контроллинг обеспечивает разработку индикаторов и приемов, используемых при анализе конкуренции. Конкурентная среда организации постоянно меняется, что требует мониторинга внешней среды. Изменения конъюнктуры рынка включают сдвиги в соотношении спроса и предложения, изменение средней рыночной цены, изменение требований потребителей к качеству товаров и т. д. Для формирования и планирования собственной конкурентной стратегии необходима информация о состоянии рынка. При помощи такой информации предприятие может выявить собственные сильные стороны, на базе которых будут разработаны новые стратегии. В рамках данной стратегии должны быть устранены слабые стороны предприятия
Портфельный анализ является важным методическим приемом, используемым в контроллинге, который применяется с целью улучшения стратегического планирования на предприятии. Ключевым фактором успеха фирмы является наличие и реализация портфельных стратегий. Портфелем компании называется относительная доля рынка, портфель продукции, портфель клиентов, портфель направлений деятельности. Портфельный анализ позволяет также выявлять стадии жизненного цикла и доходность отдельных продуктовых групп. С его помощью также прогнозируется необходимость разработки новых продуктов и определяются требуемые для этого финансовые ресурсы.
Анализ потенциала также
используется в качестве метода контроллинга.
Потенциал предприятия
SWOT-анализ
В контроллинге применяется широко известный метод SWOT-анализа. Это анализ возможностей предприятия, основанный на выявлении сильных и слабых сторон фирмы (внутренний анализ), а также возможностей и опасностей, формируемых рынком (анализ внешней среды). Основные возможности и угрозы для предприятия определяются такими условиями, как экономическая ситуация в стране, регионе; конъюнктура рынка; изменения технологий; изменения демографической ситуации; уровень политической стабильности. К сильным и слабым сторонам организации относятся ключевые факторы успеха, которые оказывают наибольшее влияние на результаты деятельности компании и определяют ситуацию на данном предприятии по сравнению с конкурентами.
GAP-анализ
GAP-анализ (анализ стратегических
«люков») относится к
STEP-анализ
Эффективным методом контроллинга является STEP-анализ, охватывающий социальные, технологические, экономические, политические аспекты деятельности организации. Его содержанием является анализ микросреды фирмы, включающий анализ факторов: социально-демографических, техники и технологий, экономической динамики общества, экологических, этических, политических, правовых (внутреннее и внешнее законодательство страны). В процессе анализа выявляются изменения и тенденции, из них выделяются те, которые могут иметь существенное значение для фирмы.
В контроллинге также используется метод разработки сценария будущего, который важен при определении путей ликвидации стратегического разрыва. Изменения внешней среды оказывают влияние прежде всего, на потенциалы: сбытовой, производственный, снабженческий. Обычно разрабатываются несколько вариантов сценария, из которых выбирается один и на его основе формируется соответствующий стратегический план развития предприятия.
Процедура составления сценариев включает в себя восемь этапов:
1) структурирование и формулировку вопроса на основе анализа базовой информации;
2) выделение критических точек бизнеса;
3) прогноз изменения критически важных факторов внутренней среды;
4) прогноз изменения внешней среды;
5) сопоставление результатов третьего и четвертого этапов, корректировку показателей;
6) введение в анализ возможных разрушительных событий;
7) установление последствий;
8) принятие мер.
АВС-анализ
Существенную роль в проведении
контроллинга играет АВС-анализ, который
применяется с целью
- группа А – охватывает 20 % объектов управления и дает 80 % результата (прибыли);
- группа В – составляет 30 % объектов управления и дает 15 % результата;
- группа С – охватывает 50 % объектов управления и дает только 5 % результата.
Маржинальный анализ также используется в сфере контроллинга. С помощью анализа величин в точке безубыточности определяются:
а) график безубыточности;
б) критический объем продаж;
в) критический объем производства и др.
В контроллинге применяется метод расчета сумм покрытия. Сумма покрытия определяется как разность между выручкой от продаж и переменными затратами. Для обеспечения прибыли предприятия необходимо, чтобы накопленные суммы покрытия по всей реализованной продукции превышали величину постоянных затрат на предприятии.
Ввиду обширности этой группы
методов ограничимся лишь несколькими
примерами из их перечня.Наиболее актуальным
является использование экономико-