Корпоративная культура организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

В последнее время все чаще в прессе появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура. Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера. Другое дело, что только недавно отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой – может стать серьезным конкурентным преимуществом компании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…………..стр.3


1. Понятие корпоративной культуры

1.1. Понятия корпоративной и организационной культуры…………………………………..стр.7

1.2. История организации и ее культура………………………………………………………..стр.9

1.3. Организационная культура как система корпоративных правил……………………..….стр.10

1.4. Организационная культура как аналог большой культуры……………………………....стр.11

1.5. Корпоративная культура как коллективное бессознательное……………………………стр.

12

1.6. Ограничения корпоративной культуры………………………………………………..…..стр.13


2. Корпоративная культура в России……………………………………………………………стр.15


3. Виды и индикаторы культуры.

3.1. Виды культуры организации………………………………………………………………..стр.18

3.2. Структура корпоративной культуры………………………………………………….……стр.19

3.3. Индикаторы культуры………………………………………………………………...……..стр. 20

3.4. Позитивная и негативная культура…………………………………………………………стр. 26


4. Изменение и формирование корпоративной культуры

4.1. Изменение корпоративной культуры………………………………………………...…….стр.28

4.2. Формирование корпоративной культуры………………………………………………….стр.30


Заключение………………………………………………………………………………………..стр.33


Список использованной литературы………………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 87.52 Кб (Скачать документ)

 Этот вопрос  встает и при переходе сотрудника  из одной организации в другую. Например, А.Трусков, руководитель  отдела продаж компании «7 цветов»,  отказывается брать в свой  отдел менеджеров из сферы  недвижимости, комментируя свою  точку зрения одной фразой: «Не  та корпоративная культура». 

 Сложно было  бы перечислить все подходы  к объяснению этого понятия,  но все есть некоторые общие  черты, выделяемые как руководителями  и сотрудниками компаний, так  и консультантами, имеющими возможность  взглянуть на организации глазами  стороннего наблюдателя, сравнить  их по определенным критериям.  Заслуга выделения таких критериев  также принадлежит именно консультантам  по развитию бизнеса, оценке  персонала и т.п. Они в своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с проблемой определения и формирования корпоративной культуры. Проблема начинает приобретать не только практический, но и научный характер, возникает потребность в систематизации имеющейся информации, наработанной практиками.

 Однако и  здесь мы видим многообразие  мнений и подходов к этому  вопросу. 

 Исследователи  феномена корпоративной культуры  приводят множество вариантов  того, от чего она зависит: от  национальной идентичности и  культуры или же наоборот - корпоративная  идентичность полностью подчинена  более мощной логике индустриального  развития. 

 Одни ученые  исследуют и анализируют особенности  национальных управленческих стилей  и культур: японской, американской, немецкой, британской и проч., выявляя  в каждой уникальные черты,  связанные с особенностями национального  мышления и поведения. Так появляются  модели шведского демократического  стиля управления, британского - прагматичного, французского - централизованного  и т.д. 

 Другие исследователи  описывают интересующий нас феномен  с точки зрения размеров и  типа деятельности компании, выявляя  общие закономерности управления. Например, стиль управления в  компаниях, которые внедряют нововведения, более сложный, чем в компаниях,  связанных с массовым производством.  Более того, он основан на совершенно  других принципах. 

 Существует  еще одно - радикальное - мнение. Суть  его в том, что корпоративная  идентичность, направленная на стандартизацию  человеческого поведения и создание  внутри компании однородной культуры, вообще является мифом. В одной  и той же компании можно  обнаружить как высокопроизводительные, так и малоэффективные группы  работников. Поэтому в управлении  ставку надо делать не на  закрепление формальных атрибутов  и правил, а на эффективное  использование человеческих ресурсов. 

 Однако большинство  авторов сходится во мнении, что  формировать корпоративную культуру - очень важно. С этим согласится  и любой современный руководитель. Разногласия начинаются по вопросу  о том, как это лучше делать. 

 По словам  консультантов можно сказать,  что фирмы с ярко выраженной  корпоративной культурой гораздо  эффективнее используют человеческие  ресурсы. Корпоративная культура  – одно из самых эффективных  средств привлечения и мотивации  сотрудников. 

 Таким образом,  появляется множество аспектов  корпоративной культуры, связанных  с разнообразием взглядов на  эту проблему. С ростом производства, выходом российских организаций  на международный уровень, появлением  молодых специалистов с высоким  уровнем образования, расширением  предприятий среднего и крупного  бизнеса вопрос формирования  и развития корпоративной культуры  становится все более актуальным, как непосредственно связанный  с этими процессами. 

1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ  КУЛЬТУРЫ. 

1.1. Понятия корпоративной  и организационной культуры. 

 Во многочисленный  источниках, посвященных рассмотрению  данной темы, обычно используются  два понятия: корпоративная и  организационная культура.

 Причем в  одних этим терминам придается  совершенно различное значение, в других – практически идентичное. Перед рассмотрением этих понятий  следует уточнить, что конкретно  подразумевается по каждым из  них. Таким образом, становясь  камнем преткновения, организационная  культура остается еще мало  изученной. В литературе, посвященной  проблеме организационной культуры, мы находим попытки построения  схемы анализа этого феномена. В современной литературе мы  находим довольно много определений  понятий организационной культуры  и корпоративной культуры. Как  и многие другие понятия организационно-управленческих  дисциплин, концепция организационной  или корпоративной культуры не  имеет единственно "верного"  толкования. Каждый из авторов  стремится дать свое собственное  определение этому понятию. Имеются  как очень узкие, так и очень  широкие толкования того, что  же представляет собой культура  организации. На сегодняшний день  достаточно много публикаций, в  которых тем или иным образом  освещается проблема корпоративной  культуры, однако до настоящего  времени нет работ, в которых  бы специально разрабатывались  достаточно надежные методы диагностики  корпоративной культуры и обобщались  результаты их эмпирической апробации.

 Связанно  это в первую очередь с отсутствием  понятийной разработки явления  корпоративной культуры. 

 Можно констатировать, что до настоящего момента  в большинстве работ посвященных  этой теме четко не разводятся  такие понятия как корпоративная  культура и организационная культура, хотя само существование этих  определений предполагает различение  феноменологии стоящей за каждым  из них. 

 Одна из  попыток предпринимается известным  отечественным консультантом

 Т.Ю. Базаровым.  Он квалифицирует корпоративную  культуру как ценностно- нормативное  пространство, в котором существует  корпорация во взаимодействии  с другими организационными структурами,  а вот организационная культура - это "интегральная характеристика  организации (ее ценностей, паттернов  поведения, способов оценки результатов  деятельности), данная в языке  определенной типологии". 

 Однако определение  корпоративной культуры, данное  Т.Ю. Базаровым, не четко указывает  на источник возникновения корпоративной  культуры.

"Корпоративная  культура - сложный комплекс предположений,  бездоказательно принимаемых всеми  членами конкретной организации  и задающих общие рамки поведения,  принимаемые большей частью организации.  Корпоративная культура проявляется  в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения.  Корпоративная культура регламентирует  поведение человека и дает  возможность прогнозировать его  реакции в критических ситуациях". 

 Дальнейшая  попытка расшифровать понятие  корпоративной культуры ведет  к смешению этих понятий. 

 По мнению  других специалистов, если определяющим  будет временной критерий, то  организационная культура – это  прошлое компании, а корпоративная  – ее будущее. 

 Любая организация  имеет свою историю, которая  влияет на ее образ жизни,  традиции, нормы и правила взаимодействия. Сформировавшись когда-то, такая  культура сильно влияет и на  людей в организации и на  организацию в целом.

 Чаще всего  организационная культура нацелена  на управление данной организацией, причем ее влияние может тормозить  развитие, расширение предприятия.  Так, например, сложившиеся отношения  между учредителями и сотрудниками  не позволяют построить эффективную систему управления. В некоторой степени это образ мира, построенный на основе базовых, безоговорочно принимаемых всеми сотрудниками принципов. 

 Организационная  культура – это набор наиболее  важных предположений, принимаемых  членами организации и выражающихся  в заявляемых организацией ценностях,  задающих людям ориентиры их  поведения и действий. Эти ценностные  ориентации передаются членам  организации через символические  средства духовного и материального  окружения организации. 

 Корпоративная  культура живет в единой символике,  посредством которой передаются  ценностные ориентации, негласные  правила поведения, представления  о принятом и неприемлемом  способах взаимодействия, лежащие  в основе построения взаимодействий  внутри и за пределами организации. 

 Корпоративная  культура - это специфические для  данной организации ценности, отношения,  поведенческие нормы. Корпоративная  культура определяет типичный  для данной организации подход  к решению проблем. 

 Основу корпоративной  и организационной культуры составляют  те идеи, взгляды, основополагающие  ценности, которые разделяются членами  организации. Они могут быть  абсолютно разными, в том числе  и в зависимости оттого, что  лежит в основе: интересы организации  в целом или интересы ее  отдельных членов. Это – ядро, определяющее все остальное. Из  ценностей вытекает стиль поведения,  общения. Внешние атрибуты без  них не имеют никакой самостоятельной  ценности. Поэтому мы так негативно  относимся к внешней символике  после пионерской организации,  комсомола, пятилеток и т. п.  Просто в последние десятилетия  за внешним слоем ничего не  стояло в глубине. То же самое  может случиться и с компаниями, которые принимают за корпоративную  культуру набор внешних признаков. 

 Корпоративная  культура – одно из самых  эффективных средств привлечения  и мотивации сотрудников. Как  только человек удовлетворяет  потребности первого уровня (условно  говоря, чисто материальные), у него  возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности  ценностей, нематериальной мотивации.  И здесь на первый план выходит  корпоративная культура. 

 Среди составляющих  и организационной, и корпоративной  культуры можно выделить такие  понятия, как ценностные ориентации, идеи, установки. Но если в рамках  корпоративной культуры под этим  подразумевается социально- психологический  климат, то в организационной  культуре это структура, модель  организации. 

 Организационная  культура имеет принципиальное  значение для изучения истории  и пути развития компании, трансформации  системы отношений. Основу организационной  культуры компании закладывают  ее основатели, определяя будущие  ключевые моменты развития и  изменения. 

 Эдгар Шайн  говорит о том, что на складывание  организационной культуры влияют  несколько групп факторов, придавая  значение трудностям, с которыми  сталкивается компания в процессе  своего развития:

1. Трудности  внешней адаптации, то есть  все то, что связано с ее  выживанием. Это, например, рынок,  на котором надо найти свою  нишу, занять позицию в конкурентной  борьбе, построить отношения с  клиентами и т.д. При успешном  преодолении этих трудностей, компания  способна достичь согласия по  целям и средствам их достижения, задать критерии оценки результатов работы, может корректировать действия людей и направлений развития.

2. Трудности  внутренней интеграции, формирования  коллектива сотрудников.

 Для этого  людям необходим опыт совместного  решения проблем, разрешения конфликтов. Результатом этого может стать  формирование общего языка и  способов коммуникации, определение  границ отдельных групп, фиксация  правил и механизмов, определение  норм межличностных отношений,  формулирование важных для организации  моментов ее идеологии и философии. 

 Несмотря  на очевидное разнообразие определений  и толкований организационной  культуры, в них есть общие  моменты. Так, в большинстве  определений авторы выделяют  образцы базовых предположений,  которых придерживаются члены  организации в своем поведении  и действиях. Эти предположения  часто связаны с видением окружающей  индивида среды (группы, организации,  общества, мира) и регулирующих ее  переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.  д.). Нередко бывает трудно сформулировать  это видение применительно к  организации. 

. 

1.2. История организации  и ее культура 

 Организационная  культура и на глубинном уровне - неосознаваемых ценностей, и  на внешнем уровне - декларируемых  правил, является производной от  истории организации, ее успехов  и неудач. А история организации  начинается с личных историй  ее основателей, лидеров. 

Информация о работе Корпоративная культура организации