Корпоративная культура организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

В последнее время все чаще в прессе появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура. Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера. Другое дело, что только недавно отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой – может стать серьезным конкурентным преимуществом компании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…………..стр.3


1. Понятие корпоративной культуры

1.1. Понятия корпоративной и организационной культуры…………………………………..стр.7

1.2. История организации и ее культура………………………………………………………..стр.9

1.3. Организационная культура как система корпоративных правил……………………..….стр.10

1.4. Организационная культура как аналог большой культуры……………………………....стр.11

1.5. Корпоративная культура как коллективное бессознательное……………………………стр.

12

1.6. Ограничения корпоративной культуры………………………………………………..…..стр.13


2. Корпоративная культура в России……………………………………………………………стр.15


3. Виды и индикаторы культуры.

3.1. Виды культуры организации………………………………………………………………..стр.18

3.2. Структура корпоративной культуры………………………………………………….……стр.19

3.3. Индикаторы культуры………………………………………………………………...……..стр. 20

3.4. Позитивная и негативная культура…………………………………………………………стр. 26


4. Изменение и формирование корпоративной культуры

4.1. Изменение корпоративной культуры………………………………………………...…….стр.28

4.2. Формирование корпоративной культуры………………………………………………….стр.30


Заключение………………………………………………………………………………………..стр.33


Список использованной литературы………………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 87.52 Кб (Скачать документ)

5. Ощущением  взаимоадекватности личных и  коллективных критериев собственной  ценности. Успешность сотрудника  в результате становится основанием  и для самоуважения и для  уважения со стороны коллег. Повышается  эффективность делового взаимодействия, что является объективным условием  установления доброжелательных  межличностных отношений в коллективе. 

 Позитивная  корпоративная культура, ассимилирует  положительные мифы, основанные  не на манипулятивно-психологической  пропаганде, "разоблачение" которых  существенно ухудшает отношения  работников к организации, а  отражающие реальное положение  дел. Мифы позитивной корпоративной  культуры, отражая тенденции развития  сферы ценностей организации  ориентируют сотрудников на построение  соответствующих им моделей поведения,  реализация которых в деятельности  стимулирует эффективность деятельности  предприятия. 

4. ИЗМЕНЕНИЕ  И ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ  КУЛЬТУРЫ. 

4.1. Изменения  корпоративной культуры. 

 Организационная  культура всегда связана с  прежним опытом организации.

 Именно опыт  принятия решений и действий  внутри и вовне организации  закрепляется и в ценностных  приоритетах и в нормах, и в  ритуалах. 

 В настоящее  время в России наблюдается  очень быстрый рост организаций  и по числу сотрудников, и  по оборотам. Такой рост требует  реструктуризации.

 Создаются  холдинги и холдингообразные  структуры, и ими надо управлять.

 Становиться  актуальной задача, осознанная зарубежными  крупными корпорациями уже достаточно  давно. 

 Ведь начинается  управление уже не одной, а  несколькими организациями, имеющими  свои системообразующие факторы,  разбросанными в пространстве  иногда на тысячи километров, включающими многочисленный и  разнородный персонал. 

 Для того  чтобы всем этим успешно управлять,  нужны единые стандарты, о которых  либо договариваются, либо задают  из управляющей компании, либо, частично  задают, частично согласовывают. 

 Меняется  среда и ее требования, изменяются  цели сотрудников организации,  вносятся изменения в технологический  процесс, и вместе с ними  изменяется организационная культура. Другое дело, что она является  неосознанной и наиболее консервативной  составляющей организации. Поэтому  ее изменения могут запаздывать,  протекать медленнее, чем кому-то  хотелось бы. Эти изменения могут  абсолютно не осознаваться, быть  незаметными для членов организации  или проводится сознательно и  планомерно. 

 На практике  изменения организационной культуры  связаны с выживанием организации.  Если изменения протекают медленнее,  чем это требуется, то организация  гибнет. 

 Существенно,  что в этом процессе развития  организации, приводящем к ее  изменениям или гибели организационная  культура выполняет роль своеобразного

 “системного  интегратора”. В силу своей тотальности  она задает этику и эстетику  организации, ограничения и возможности,  сплачивающие ее сотрудников,  с одной стороны, и возможность  реализации системообразующих функций  организации, ее технологические  предпочтения и правила, с другой, и, наконец, восприятие и отношение  к требованиям среды. 

 Зная это,  можно с уверенность говорить  о том, что любое системное  изменение в организации предполагает  изменение ее культуры. Любое  системное изменение организационной  культуры приведет, в конечном  счете, к изменению ценностных  приоритетов ее сотрудников. 

 Если изменение  организационной культуры происходит  стихийно, не управляемо, тогда оно  неминуемо предполагает этап  хаоса в организации. Кто- то  уже пользуется новыми правилами,  смеется над устаревшими ритуалами,  использует новый язык. Кто-то, наоборот, придерживается традиций, выражает  недовольство нововведениями. В  каких-то сферах и подразделениях  изменение произошло, а другие  стали неадекватными новым веяниям. 

 Примеров  таких медленных и хаотичных  изменений можно приводить множество. 

 В торговых  фирмах в нашей стране уже  неоднократно менялись приоритеты  в зависимости от требований  среды. До 1996 года бизнес здесь  полностью зависел от наличия  любых, но дешевых товаров - все боролись за устойчивые  отношения с товаропроизводителями,  товарные кредиты, получение товара  на консигнацию. Позже центральными  стали поиски клиента, покупателя, готового заплатить деньги. 

 В последние  годы эта ситуация менялась  еще несколько раз. В итоге,  сейчас во взаимодействии покупателя  и продавца значительно больше  внимания уделяется прагматическим  соображениям: экономика стала преобладать  над межличностными отношениями.  В тех торговых организациях, где переход от товарцентрированного  подхода к клиентцентрированному  происходил неуправляемо, каждый  раз возникал хаос, они всегда  запаздывали, несли убытки, многие  разорялись. А ведь такое изменение  невозможно без коренных изменений организационной культуры. Ведь в организациях каждый раз должны были произойти изменения внутренних критериев оценки эффективности деятельности. 

 Огромный  удар по организационным культурам  наносили технологические новшества.  Закупка западных технологических  линий разрушила не одну организацию. 

 Еще сложнее  управляемые изменения организационной  культуры. Прежде всего, для такого  управления необходимо осознать  особенности своей культуры.

 Самостоятельно  сделать это очень сложно, а  иногда и невозможно. Ведь являясь  носителем культуры человек всегда  относиться к ней предвзято,  эмоционально - либо любит, либо  ненавидит. Возникает парадоксальная  ситуация: никто не чувствует  и не знает культуру лучше,  чем ее носитель. Но целостное  видение и объективную оценку  возможностей культуры провести  практически невозможно. 

 Именно поэтому  в менеджменте чаще всего под  изменением организационной культуры  понимают построение новой культуры. Что с неизменностью подразумевает  разрушение старой. Такие изменения  приводят к потере большого  числа старых сотрудников, носителей  прежней культуры. 

 Но проблема  не исчерпывается сменой персонала.  Сами лидеры организации оказываются  носителями прежней культуры, для  ее изменения необходимо заменить  и их. Реально такие смены организационных  культур оказывались эффективными  только в тех случаях, когда  в организации приходили новые  лидеры, с полномочиями и реальными  возможностями, менять большую  часть персонала. 

 Между тем,  любая организационная культура  имеет достаточно много степеней  свободы. Ведь, как правило, все  сотрудники организации имели  опыт работы в иных организациях  и, с благодаря этому, являются  носителями нескольких организационных  культур. Любая организационная  культура имеет определенные  необходимые ограничения, но и  возможности, ресурсы для изменения.

 Необходимо  их только увидеть и осознать. Обычно для таких изменений  приглашают чужих для организации  людей. Именно их инородность  позволяет им задавать глупые  вопросы, требовать доводы и  объяснения того, что для всех  носителей организационной культуры  очевидно и принято безо всяких  обоснований. Для того, чтобы ответить  на такие вопросы необходимо  осознать отсутствие доводов  и объяснений, поискать их в  истории, найти механизм их  формирования, взглянуть на свою  культуру со стороны. 

 При наличии  сильной тревоги и недовольства  сложившейся в организации корпоративной  и организационной культуры, у  ее членов и особенно лидеров  возникает желание поменять все  быстро, одномоментно. Но изменение  организационной культуры, в отличие  от ее смены, - это всегда длительный  процесс. Необходимо сохранить  сущностные черты, то, что делало  организацию эффективной. Начать  изменения с минимальных воздействий,  запустить процесс, спланировать  его во времени, задать темп  изменений. Такой путь управляемого  изменения организационной культуры, очевидно, предпочтителен в эффективных  организациях, а также в тех  многочисленных случаях, когда  кардинальная смена персонала  невозможна. 

 Но проблема  не только в том, чтобы задать  некие стандарты, необходимо, чтобы  они реально соблюдались, выдерживались.  И здесь не обойтись без  правил, норм и ценностей. То  есть возникает вопрос о единой  культуре. Но ведь каждая из  этих организаций на ряду с  общими имеет и собственные  системообразующие: иногда разные  технологии, разные требования среды и персонала. Тогда речь должна идти не о единой культуре, а о том общем пересечении культур, культурном стержне, который их объединяет, позволяет понимать друг друга и работать совместно. То есть возникает потребность иметь некие, необходимые для взаимодействия и понимания общих нормах, о некоторых основных единых критериях эффективности, об общем языке и требованиях к персоналу, технологии, качеству продукции, управленческой культуре. 

 Для того, чтобы создать такую корпоративную  культуру на основе организационной  культуры материнской компании  необходимо, во-первых, осознать собственную  культуру и ее описать. Во - вторых, выделить в ней то необходимое  и достаточное, что необходимо  сформировать в других компаниях.

 В-третьих,  организовать систему обучения  этой корпоративной культуре  и контроль за соблюдением  ее требований. 

 Но и этого  часто оказывается мало. Необходимым  оказывается и система взаимных  стажировок менеджеров и сотрудников  и создание некоего организационного  механизма мониторинга и развития  корпоративной культуры. 

 Опыт показывает, что силовое насаждение организационной  культуры материнской компании  во все новые организации не  оказывается эффективным.

 Дело не  в том, что это трудно и  требует больших затрат, а в  том, что новые организации  работают в других условиях  и эта инородная культура просто  не адекватна той реальности  с которой они имеют дело, она  делает их мало эффективными. 

 Поэтому формирование  эффективной корпоративной культуры - это тоже всегда процесс, который  должен быть спланированным и  организованным, должен контролироваться  и мотивироваться. Существенно, чтобы  этот процесс не был односторонним,  в него должны быть вовлечены  сотрудники всех входящих в  корпорацию организаций. 

4.2. Формирование  корпоративной культуры. 

 Формирование  корпоративной культуры – длительный  и сложный процесс.

 Отметим основные  его шаги:

1. определение  миссии организации;

2. определение  основных базовых ценностей;

3. формулировка  стандартов поведения членов  организации исходя из базовых  ценностей;

4. описание традиций  и символики, отражающих все  выше перечисленное. 

 Все эти  шаги и их результаты описывается  в корпоративном руководстве.

 Этот документ  особенно полезен в ситуациях  приема на работу и адаптации  новых сотрудников и позволяет  сразу понять, насколько потенциальный  сотрудник разделяет ценности  организации. При построении программы  культурного строительства фирмы  можно выделить три сферы деятельности  фирмы: 

1. Управление  персоналом (на уровне руководитель-подчиненный). 

2. Управление  коммуникациями (на уровне взаимодействия  между сотрудниками). 

3. Управление  обслуживанием (на уровне взаимодействия  между сотрудниками фирмы, клиентами  и поставщиками). 

 Именно в  этих сферах больше всего проявляется  культура фирмы. 

Поскольку деятельность и общение проявляются через  действия людей, а действия определяются стереотипами, знаниями и умениями этих людей, то выделяем как объекты  управления именно стереотипы, знания и умения сотрудников и менеджеров фирмы. Культура или бескультурье проявляются  именно в них. Изменить культуру - значит изменить стереотипы, знания и умения сотрудников и менеджеров фирмы. 

Информация о работе Корпоративная культура организации