Корпоративная культура организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

В последнее время все чаще в прессе появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура. Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера. Другое дело, что только недавно отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой – может стать серьезным конкурентным преимуществом компании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…………..стр.3


1. Понятие корпоративной культуры

1.1. Понятия корпоративной и организационной культуры…………………………………..стр.7

1.2. История организации и ее культура………………………………………………………..стр.9

1.3. Организационная культура как система корпоративных правил……………………..….стр.10

1.4. Организационная культура как аналог большой культуры……………………………....стр.11

1.5. Корпоративная культура как коллективное бессознательное……………………………стр.

12

1.6. Ограничения корпоративной культуры………………………………………………..…..стр.13


2. Корпоративная культура в России……………………………………………………………стр.15


3. Виды и индикаторы культуры.

3.1. Виды культуры организации………………………………………………………………..стр.18

3.2. Структура корпоративной культуры………………………………………………….……стр.19

3.3. Индикаторы культуры………………………………………………………………...……..стр. 20

3.4. Позитивная и негативная культура…………………………………………………………стр. 26


4. Изменение и формирование корпоративной культуры

4.1. Изменение корпоративной культуры………………………………………………...…….стр.28

4.2. Формирование корпоративной культуры………………………………………………….стр.30


Заключение………………………………………………………………………………………..стр.33


Список использованной литературы………………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 87.52 Кб (Скачать документ)

 Самая примитивная  форма защиты просто отказаться  от планирования, а, следовательно,  и от управления. Более сложный  вариант планирование от достигнутого, апроксимация результатов прошлого  в будущее. Еще изощреннее вариант  с двойственностью: планировать  лучший сценарий, но для себя  рассчитывать на худшее. Самый  наихудший вариант вообще отказаться  от объективного варианта восприятия  среды, как бы ее не видеть. 

II. Иная особенность  связана с традиционным для  Российской культуры представлением  о морали. 

 В ситуации, когда отсутствуют или постоянно  меняются, при этом не работают  законы, регулирующие бизнес. Когда  не защищенными законодательно  оказываются абсолютно все субъекты  бизнес процесса: и владельцы,  и менеджеры, и исполнители,  и клиенты. Отсутствует реальное  страхование бизнес рисков. Необходимо  найти, хоть какие-то механизмы  гарантии, снижения рисков. И в  первую очередь такие гарантии  начинают искать в морали.

 Вспоминают  о “купеческом слове”, ищут “порядочных”  менеджеров и сотрудников, дают  задание рекрутерским фирмам  подобрать людей, которым можно  доверять. Если в западном мире  под этикой бизнеса понимается  соблюдение законов и условий  контрактов, то в России даже  наличие законов и контрактов  мало, что гарантирует. Самое удивительное, что этот культурный ресурс  работает в российском бизнесе  до сих пор. Разговоры о моральных  обязательствах встречаются достаточно  часто. Более того, подчас и  решения принимаются, не исходя  из логики бизнеса, а на основе  моральных обязательств. Но факт  заключается в том, что в  ситуации отсутствия регулирующих  законов и действующих санкций,  бизнес взаимодействие вообще  невозможно. Следует обращать внимание  не на случаи обмана, а на  то, что хотя закона нет, санкции  за нарушение правил отсутствуют,  люди бизнесмены и менеджеры  принимают и соблюдают некие  обязательства, даже в тех случаях,  когда это им не выгодно.  Конечно, за последние годы  разработаны некие механизмы  гарантий: это и обращение к  криминальным кругам как третейским  судьям, и сбор взаимного компромата, и обращение в суды, и привлечение  внимания средств массовой информации - и все же культурно принятая  в России вера в мораль и  справедливость до сих пор  работает и во многом определяет  взаимодействие в бизнесе. 

III. Любые опросы  в России показывают высокую  ценность семьи. Правда, само понятие  “семья” у нас не стандартное,  оно, как указывают респонденты,  часто используется в широком  смысле и включает не только  жену (мужа) и детей, но и других  близких людей. В менеджменте  это приводит не только к

 “семейственности”,  с которой регулярно боролись  в Советские годы, но и к  тому, что практически любая организация  в России начинается с группы  друзей и знакомых. Встречаются  бизнес фирмы, учрежденные однокурсниками, членами

 Клуба студенческой  песни, альпинистской команды,  целой секцией восточных единоборств  и т.п. По мере развития организаций  этот “семейный принцип” начинает  входить в противоречие с требованиями  бизнеса. В любом бизнесе на  каком-то этапе начинают обязательно  требоваться профессионалы. Кто-то  из знакомых, начинавших строить  организацию смог стать таким  профессионалом, подучиться, а кто-то  не смог. Тогда для организации  начинается тяжелый этап кризиса  и многие успешные организации  разваливаются именно на этом  этапе. 

IV. Еще одна  особенность современной российской  культуры, сказывающаяся на отечественном  менеджменте, это ценность образования,  ума и творческости

(или креативности, если пользоваться западными  терминами). При всех принятых, особенно  в журналистских работах, обвинениях  наших менеджеров в некомпетентности, в отсутствии специальных знаний  реальные факты свидетельствуют  о том, что эти обвинения  привычны, но не справедливы.

 Образовательный  уровень менеджеров в представительствах  и филиалах западных компаний  в России часто оказывается  выше, чем у их коллег за  рубежом. Наши менеджеры часто  получают по несколько высших  образований. Стоимость обучения  на курсах MBA (Master of Business Administration) достигает  5000$ в год, а число желающих  обучающихся там не уменьшается, а постоянно возрастает. В последние годы мы наблюдаем, настоящий бум бизнес тренингов в нашей стране, число присутствующих на рынке треннинговых компаний и цена их услуг постоянно возрастают. Наконец, последние годы неизменным спросом пользуется деловая литература, адресованная менеджерам как переводная, так и отечественная. Такой образовательный бум, безусловно, создает потенциальный ресурс отечественного менеджмента. Но в настоящее время нам часто приходится сталкиваться с его оборотной стороной. Чтение специальной литературы и обучение развивают и являются следствием всесильной веры в науку, в то, что все можно посчитать, на любой случай разработать алгоритм.

 Но управление  не только наука, как всякая  практика, она предполагает работу  в условиях многофакторного мира, где много несчетных задач,  где требуется наличие интуиции  и “чутья”, многие решения  вынуждено принимаются с опорой  просто на мнение эксперта, которому  доверяют. 

 Вторым культурным  последствием веры в науку,  является в России постоянное  стремление к творчеству и  нестандартности. Постоянные и  резкие изменения среды и на  уровне погодных перепадов и  непредсказуемость политических  решений делают привычной картину  мира, в котором постоянно что-то  “падает”.

 В таком  мире бессмысленным становиться  усовершенствование технологии. То  решение, которое было эффективно  вчера, сегодня может быть абсолютно  не эффективным. Необходимо постоянно  выдумывать, что-то принципиально  новое. 

 То же происходит  и в российском бизнесе. Вместо  того чтобы усовершенствовать,  адаптировать западные наработки,  изобретаются свои методы и  способы работы, или западные  технологии используются совершенно  в другом контексте и с совершенно  иными целями. Статус рутинной  работы в российской бизнес  культуре, крайне не велик. Ценятся  не хорошие технологи, а стратеги, способные предложить оригинальные  идеи. Вместо соблюдения правил, что скучно, ищутся нестандартные  решения. Но люди, способные продуцировать  творческие идеи, как правило,  сами являются нестандартными, плохо  предсказуемыми и эмоционально  неустойчивыми. Им скучно и  неуютно в ситуации последовательного,  неторопливого развития, они склонны  к революционному пути скачков,  поведению по принципу “все  или ничего”.

 Поэтому можно  восхищаться темпами развития  нашего современного бизнеса,  его креативности и энергетике, но и не удивляться тем огромным  рискам, которые с легкостью принимают  на себя наши предприниматели. 

 Описание  влияния российской культуры  на российский бизнес и менеджмент  можно продолжать до бесконечности.  При этом существенно, что все  организации находятся и подвержены  влиянию культуры среды. Более  того, для того, чтобы развивать  организационную культуру абсолютно  отличную от средовой, необходимо  воздвигать “стену”, стремиться  к полной закрытости, что не  только дорого, но и не эффективно. В настоящий момент в российском  обществе наблюдается культурный  хаос, можно встретить самые разные  критерии оценки, ориентацию на  самые различные ценностные приоритеты. Популярными одновременно являются  как миф о том, “что стыдно  быть бедным”, так и вера  в равенство и социальную справедливость. 

 Хаос в  российской культуре, который всегда  предполагает возможности изменения,  сказывается и на организационных  культурах. 

 Встречаются  бизнес организации, в которых  социальная справедливость попадала  в первые ценностные приоритеты. Но сейчас уже и много компаний, где на западный манер в  первые приоритеты попадает здоровье  как ценность. В одной из российских  фирм увлечение западными ценностями было настолько сильным, что все сотрудники говорили между собой по-английски, и знание языка было обязательным условием приема на работу. Интересно, что реальное место денег как ценности при принятии решений, абсолютно не зависело от декларируемых в организации мифов. В некоторых из них приоритет корыстных интересов подчеркивался, в других даже не упоминался. Но реальные ценные приоритеты проявляются не в декларациях, а в реализуемых основаниях, критериях принятия решений. 

3. ВИДЫ И ИНДИКАТОРЫ  КУЛЬТУРЫ. 

3.1. Виды культуры  организации. 

 Корпоративная  культура в компании формируется  на основе таких факторов, как  личность руководителя, сфера бизнеса  и этап развития компании.

 Американский  социолог Ч.Ханди на основе  анализа ряда крупнейших американских  компаний предложил типологию,  в основе которой лежит распределение  власти и связанные с ней  ценностные ориентации личности, которые обусловливают специфический  характер отношения индивида  и организации, структуру организации  и характер ее деятельности  на различных этапах ее эволюции. 

 По этому  критерию Ч.Ханди выделяет четыре  типа организационной культуры

(в виде метафорического  выражения). Причем автор подчеркивает, что культура не статична, а  проходит все эти стации в  процессе своего формирования. 

1.Силовая культура («культура Зевса»). 

 Силовая культура  формируется главным образом  тогда, когда директор является  не просто руководителем, но  и хозяином. Этот человек должен  обладать личностной силой, быть  неизменным лидером. Чаще всего  у такого руководителя есть  рядом некоторое количество особо  приближенных сотрудников. Лейтмотив  отношений в коллективе - власть  и жесткий контроль. 

 Многие компании  на этапе формирования имеют  именно такую структуру.

 Отличительная  особенность такой культуры состоит  в том, что компания очень  мобильна и легко приспосабливается  к любым изменениям на рынке.  Правда есть одно "но" - вся  мобильность компании прямо пропорциональна  мобильности самого лидера. 

 Проблема  такой структуры состоит в  том, что существует лимит роста  компании. Дело в том, что человек,  стоящий во главе зачастую  не желает делегировать свои  полномочия. Если контролировать  деятельность 30-60 человек более или  менее возможно, то при большем  количестве сотрудников это становится  нереальным. Таким образом, стремление  сохранить власть в одних руках  производит к сдерживанию роста  организации. 

 В такой  ситуации часто наблюдается большая  текучка среди менеджеров среднего  звена. В отношении этих работников  не наблюдается соответствия  их обязанностей и полномочий. Многие работники могут участвовать  в формировании решения по  тому или иному вопросу, но  принимает решение все равно  один человек. Единственный выход  для такой компании - создать холдинг.  При этом во главе каждого  сформировавшегося звена также  будет стоять лидер, сильная  личность. 

2. Ролевая (бюрократическая)  культура («культура Апполлона»). 

 Наиболее  характерна для больших компаний, работающих на достаточно стабильном  рынке и занимающих твердые  позиции на нем. Отличительная  особенность такой структуры  в том, что все права и  обязанности абсолютно всех сотрудников  четко определены и расписаны.  Люди как бы встраиваются в  ячейки. 

 Такая культура  жестко ограничивает человека. При  подборе работников учитываются  не столько их профессиональные  способности, сколько вероятность  того, насколько хорошо они подойдут  под конкретные должностные инструкции.

 Такая структура  гарантирует постепенный карьерный  рост, однако реализация амбиций  сотрудников окажется невозможной,  а проявление излишней инициативы  будет неуместным. Более того, сотрудник,  не вписавшийся в эту строго  регламентированную структуру, отторгается. 

 Проблема  в том, что в ситуации резких  перемен на рынке, где работает  компания, ей будет тяжело адаптироваться  к новым условиям. Люди, которые  подбираются в такие компании, чаще всего просто не способны  справляться с непредвиденными  обстоятельствами и не могут  настраиваться на выполнение  каких-то других, не знакомых им  обязанностей и привыкли следовать  конкретным должностным инструкциям. 

Информация о работе Корпоративная культура организации