Корпоративное управление в российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:31, дипломная работа

Описание

В начале 90-х годов прошлого века активизировались процессы глобализации хозяйственной жизни. Одним из ее проявлений стала глобализация инвестиционных процессов, что способствовало упрощению перемещения в пределах мирового рынка огромных финансовых ресурсов, накопленных в развитых странах. Это привело к усилению конкуренции за получение капитала компаниями разных стран. Они стали ориентироваться на требования инвесторов, основным из которых является надлежащая система корпоративного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ: ………………………………………………6
Понятие и сущность корпоративного управления …………………. 6
Корпоративный контроль. Принципы и стандарты корпоративного управления ……………………12
Основные функции и организация деятельности совета директоров в акционерном обществе…………………25
Роль исполнительных органов в управлении компанией ………... 35
Глава 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ:…………………………………..43
Основные модели корпоративного управления……………………43
Специфика формирования корпоративных отношений в Российской федерации…………………………………..…………..51
Современное состояние и тенденции развития российской модели корпоративного управления ………………………59
Глава 3. КОРПРОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ АФК «Система» …………..…………….72
3.1 Характеристика системы корпоративного управления в АФК «Система»………………………………………………………………………..72
3.2. Реструктуризация АФК «Система»: причины и перспективы..…..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУЫ ……….93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..97

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.51 Мб (Скачать документ)

Реальная практика использования  англо-американской модели корпоративного управления многообразна и не во всем соответствует установкам самой модели.

Основными недостатками модели считаются:

•   излишняя ориентированность  на краткосрочные интересы инвесторов — этому способствует высокая прозрачность отношений, публикация ежеквартальных отчетов (но главное здесь то, что фондовый рынок ориентирован на краткосрочные выгоды);

•   фондовый рынок  не отражает истинной стоимости активов, поскольку он зависит от действий отдельных крупных игроков;

•   неоправданно быстрый  рост заработной платы и других вознаграждений высшего руководства.

Однако опыт последних  десятилетий однозначно показывает, что у англо-американской модели имеется очень большой потенциал развития.

 

Континентально-европейская  модель корпоративного управления. В Европе доминирует модель, для которой характерно включение в корпорацию всех заинтересованных групп: акционеров, финансовых структур, работников, государства и др. Все они воспринимаются как часть корпоративной структуры и имеют определенные права на управление. Очевидно, что интересы всех участников различны, но все они заинтересованы в успешной деятельности корпораций. Акционеры являются лишь одной из заинтересованных групп, что является принципиальным отличием от англо-американской модели.

В отличие от англо-американской модели совет директоров в континентально-европейской  модели состоит из двух органов —  управленческого и наблюдательного  советов. В управленческий совет обычно входят порядка 10—15 членов, каждый из которых отвечает за какое-либо направление деятельности корпорации. Управленческий совет — это своеобразный коллективный генеральный директор корпорации. Наблюдательный совет служит основным механизмом реализации принципа социального взаимодействия в корпорации.

Анализ деятельности совета директоров позволяет предположить, что главной задачей системы представительств в этом органе является не защита интересов какой-то одной группы инвесторов, а признание общей цели всех соучастников корпорации, т.е. обеспечение ее сбалансированной деятельности и повышение ее конкурентоспособности. Идеологическая сущность данной модели состоит в стремлении достижения общественного согласования, баланса интересов.

Коммерческие банки являются акционерами корпораций. Банки могут также выступать в роли депозитария и играют существенную роль в процессе голосования по доверенности. Коммерческие банки универсальны и предоставляют различного рода услуги корпорациям: кредитование, брокерские и консультационные услуги. Они одновременно могут выполнять роль инвестиционного банка, осуществляя все работы, связанные с эмиссией акций. Обычно банк представлен в наблюдательном совете и является квалифицированным экспертом для корпорации.

Корпорации тесно связаны с государством, которое часто владеет значительными пакетами акций и имеет своих представителей в их правлениях. В свою очередь, государство стимулирует и поддерживает координацию между корпорациями в рамках отдельных отраслей.

Социал-демократические идеи, свойственные этой модели, делают ее особенно привлекательной для стран, где еще недавно господствовали коммунистические режимы.

Японская модель корпоративного управления. В довоенные годы в японской экономике функционировали финансово-промышленные конгломераты — «дзайбацу», собственность которых была сконцентрирована в руках определенных семейных кланов. Американские специалисты пытались внедрить собственную модель управления, в пределах которой акционеры составили юридическую основу корпорации. Однако в сочетании с сильной национальной традицией организации жизни японского общества она дала совершенно особую разновидность, не имеющую аналогов, но представляющую значительный интерес для корпоративного строительства в России.  

Роль государства в развитии экономики Японии настолько велика, что в употребление вошло специальное понятие «Japan Incorporated», т. е. акционерная компания «Япония». Это выражение следует понимать так: японская экономика представляет собой единую производственную корпорацию, возглавляемую государством.

Государственное воздействие  на экономику осуществляется в Японии по:

1)   выработке наиболее  перспективных направлений развития  и ориентации экономики в обозначенном  направлении;

2)  созданию благоприятных  условий для развития национальной экономики (включает в себя и развитие инфраструктуры за счет бюджетных средств, и оказание помощи отраслям и отдельным фирмам);

3)   развитию и  поддержанию организационных форм  и отношений (как внутри отдельных компаний, так и между ними), способствующих повышению эффективности производства, росту конкурентоспособности японских товаров.

Основной принцип японской модели — государство должно быть направляющей и ориентирующей силой развития экономики, но не руководящей.

Базовые принципы японской модели корпоративного управления можно подразделить на четыре группы.

1.   Широкое пересечение  интересов и сфер деятельности  корпораций и работников, высокая степень зависимости работников от своей корпорации.

2.   Приоритет коллективистского начала перед индивидуальным, всемерное поощрение кооперацией людей внутри корпорации, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов.

3.   Поддержание  соотношения влияния и интересов  трех основных сил, обеспечивающих функционирование корпорации: собственников, менеджеров и работников.

4.   Формирование  разнообразных связей между корпорациями  и их деловыми партнерами, в  том числе и прежде всего  между поставщиками и получателями  продукции.

Японское корпоративное  управление характеризуется присутствием высокого процента банков в составе акционеров. Среди них разделяют так называемые главные банки, которые выполняют самые разные функции (кредитора, основного акционера, консалтинговые услуги и др.).   Главный банк является первым или вторым по объему кредитования в 85% наиболее крупных японских корпораций. Для 16% корпораций главный банк — самый крупный акционер, для 22% корпораций — второй по величине, для 15% — третий. Банк также является венчурным капиталистом, финансируя высокорисковые проекты корпораций15.

Многие японские корпорации имеют крепкие финансовые связи  с сетью корпораций. Такие сети характеризуются общим заемным  и акционерным капиталом, торговлей  товарами и услугами и неформальными деловыми контактами. Они называются «кейрецу». Образовались они во многом благодаря тому, что в процессе дезинтеграции «дзайбацу» японское правительство сохранило высокий уровень взаимосвязи корпораций посредством перекрестного владения акциями. На этом этапе японские корпорации обменивались пакетами акций, неформально договариваясь взаимно их не продавать. Тем самым формально собственность была достаточно раздробленной (чего требовали американские советники), но сохранялся концентрированный контроль над корпорацией.

Более 70% всего акционерного капитала находится в Японии в руках институциональных собственников16. Поэтому, несмотря на то, что в Японии хорошо развит фондовый рынок, его ликвидность относительно невысока, а существующие традиции и ценностные установки играют более существенную роль, чем изменение стоимости акций и их движение между возможными собственниками.

Японскую модель критикуют  в основном за:

1)  противоречивую  роль банков, выступающих одновременно  и как акционеры, и как кредиторы;

2)   сохранение клановости  и высокий удельный вес неформального взаимодействия;

3)  ограничения конкуренции 

Для России японская модель крайне интересна в связи с  тем, что она проходит путь корпоративного строительства, во многом схожий с японским. Но в целом родовые и сословные  особенности японской модели делают ее неприемлемой для России.

 

 

Предпринимательская модель корпоративного управления. Эта модель характерна для стран с так называемой переходной экономикой, где рынок должен быть построен практически «с нуля». Важнейшая составляющая процесса перехода к спонтанно функционирующему рынку не может быть создана самими рыночными силами. Единственная сила, которая имеет достаточно возможностей для запуска рыночных механизмов, — это государство, та самая властная структура, которую рыночные силы и призваны низложить17.

Более того, в странах  с переходной экономикой власть государства была серьезным образом подорвана процессом отторжения собственности от государства еще до начала приватизации. Экономические реформы позднекоммунистического периода послужили передаче значительного объема власти от государства различным промышленным инсайдерам, создав, таким образом, властные структуры в рамках промышленности.

В рамках этой модели формально присутствуют все необходимые элементы, но в реальной действительности нарушается основополагающий принцип разделения прав собственности и контроля. Например, собственник управляет всеми процессами в корпорации, включая и оперативное управление. Либо наоборот, нет эффективного собственника, и менеджмент, пользуясь тем, что механизмы контроля не развиты, гипертрофированно узурпирует властные полномочия18.

Отсутствие устойчивости объясняется, прежде всего, внешними факторами:

• фондовые рынки в странах с переходной экономикой являются слаборазвитыми, рынок ценных бумаг не отражает реальной стоимости компаний;

•  отсутствие эффективного государственного регулирования и продуманной, согласованной с бизнесом экономической политики;

• неразвитое коммерческое законодательство и неэффективное его применение;

•   незначительная роль банков в обеспечении деятельности корпораций.

Отношения между государством и бизнесом должны быть сбалансированными  и постоянно корректироваться сообразно  целям развития. Опыт наиболее успешно  развивающихся стран во второй половине XX в. показывает, что быстрый экономический рост наблюдался в периоды, когда государственное вмешательство осуществлялось методами, сообразными задачам экономического развития, а частными предприятиями признавалась необходимость такого регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Специфика формирования систем корпоративного управления  в Российской Федерации.

Корпоративные отношения  в отечественной экономике в постсоветский период формировались под воздействием факторов, обусловленных развитием экономики и трансформацией мировоззренческой и социальной культуры в России. В своем развитии корпоративные отношения в отечественной экономике прошли 3 этапа и сейчас находятся на четвертом этапе трансформации.

Таблица 2.1 Развитие корпоративных отношений в РФ.

Этап

Особенности

1991—1994 гг.

начало приватизации, первичное формирование корпораций как базиса корпоративных отношений;

1995—1998 гг.

формирование отечественного законодательства и смещение акцентов в нормативной базе с приватизационных на корпоративные законы;

1998—2004 гг.

завершение формирования законодательства, сделки по перераспределению собственности, нарушения законодательства, рост и реальное влияние фондового рынка на корпоративные отношения;

2004 г. — настоящее  время

фактический переход  к государственному капитализму, усиление роли государства и его представителей в органах корпоративного управления, частичная монополизация государством наиболее доходных секторов национальной экономики.


Одним из важнейших факторов формирования корпоративных отношений на первом этапе стали нормативные источники образования отечественных АО.

Помимо нормативных  источников, на корпоративные отношения  существенно повлияли особенности приватизации, в ходе которой образованы 60% нынешних российских АО, которые производят 80% всей промышленной продукции19.

В среднем, по данным на конец 1994 г., доля менеджеров в акционерном капитале российских предприятий составляла 60—65%, внешних собственников — 18—22% и государства —до 17%. На предприятиях нефтяной, газовой промышленности, электроэнергетики и телекоммуникаций доля государства была 38—51%, доля менеджеров — 20—30%. На предприятиях легкой и пищевой промышленности доля государства либо отсутствовала, либо была в пределах 10-15%, доля менеджеров — преобладающая20.

Таким образом, можно  выделить преобладание менеджеров в  структуре собственников корпораций как основную черту корпоративных отношений в России на первом этапе приватизации. В период с 1995 г. по 1997 г. наблюдался активный процесс перераспределения собственности. Акции работников предприятий переходили в руки либо менеджеров корпораций, либо внешних собственников. Структура акционерного капитала российских предприятий в 1996 г. выглядела следующим образом (рис. 2.2): 

Рис.2.1.Структура акционерного капитала российских предприятий на 1996г.

  • 35% — Трудовые коллективы.
  • 16% — Высший менеджмент.
  • 32% — «Внешние инвесторы».
  • 4% — Государство.
  • 13% — Мелкие внешние акционеры21.

Информация о работе Корпоративное управление в российских условиях