Корпоративное управление в российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:31, дипломная работа

Описание

В начале 90-х годов прошлого века активизировались процессы глобализации хозяйственной жизни. Одним из ее проявлений стала глобализация инвестиционных процессов, что способствовало упрощению перемещения в пределах мирового рынка огромных финансовых ресурсов, накопленных в развитых странах. Это привело к усилению конкуренции за получение капитала компаниями разных стран. Они стали ориентироваться на требования инвесторов, основным из которых является надлежащая система корпоративного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ: ………………………………………………6
Понятие и сущность корпоративного управления …………………. 6
Корпоративный контроль. Принципы и стандарты корпоративного управления ……………………12
Основные функции и организация деятельности совета директоров в акционерном обществе…………………25
Роль исполнительных органов в управлении компанией ………... 35
Глава 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ:…………………………………..43
Основные модели корпоративного управления……………………43
Специфика формирования корпоративных отношений в Российской федерации…………………………………..…………..51
Современное состояние и тенденции развития российской модели корпоративного управления ………………………59
Глава 3. КОРПРОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ АФК «Система» …………..…………….72
3.1 Характеристика системы корпоративного управления в АФК «Система»………………………………………………………………………..72
3.2. Реструктуризация АФК «Система»: причины и перспективы..…..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУЫ ……….93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..97

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.51 Мб (Скачать документ)

Государство должно предпринять  самые решительные меры по предупреждению дальнейшей криминализации экономики и восстановлению доверия к этическим стандартам.

Еще М. Вебер отмечал, что основой стабильного развития рынка служит моральный климат. Государство  является субъектом, который не только устанавливает общие правила игры, но и создает базовые инфраструктуры, без которых бизнес работать не может (например, транспортную). Одной из таких структур является нравственное и духовное состояние общества. Это напрямую влияет на такие понятия, как доверие и соблюдение договоров, на которых и держится бизнес. Эксперты группы компаний «Имиджленд» заявляют: «В России сегодня главным стимулом к выполнению договора является страх репрессий со стороны государства или «крыши». В странах с развитой культурой предпринимательства в основе соблюдения договора лежит страх совершенно иного рода — перед Богом, общественным мнением»37. Именно такой нравственный фундамент необходимо построить в России, и здесь ведущую роль должно играть государство. Государство (Россию) следует рассматривать как корпорацию особого типа, которая развивает не только производство, но и необходимый ему человеческий капитал вместе с его социальной средой. Человеческий капитал надо воспринимать как потенциальный источник экономического развития. Все основные социальные группы необходимо рассматривать как равноценные, идея же общего развития за счет системного подавления некоторых из них должна отвергаться как разрушительная. Действительно, социальные последствия шоковой терапии были катастрофическими: резко увеличилась доля бедного населения, снизился общий уровень жизни, что негативно сказалось на здоровье населения и продолжительности жизни. Для улучшения ситуации государству необходимо сформировать новую систему субсидированных социальных услуг, аналогичную существующей на Западе.

Несмотря на масштабные рыночные преобразования, российская экономика продолжает сохранять все признаки ресурсоемкого экстенсивного развития. Ведущую роль в структуре экономики по-прежнему играют сырьевые и добывающие отрасли при довольно несбалансированном блоке отраслей обрабатывающей промышленности и недостаточно развитом секторе услуг. В СССР жизнеспособность такой структуры экономики обеспечивалась наличием крупнейших запасов минерально-сырьевых и энергетических ресурсов. Однако после распада СССР Россия уже не располагает такими запасами природных ресурсов. Например, в России практически нет запасов марганцевых и хромовых руд. По расчетам Института экономики РАН, за последние 30 лет запасы природных ресурсов сократились почти вдвое, поисково-разведочные работы практически не ведутся. Общеизвестно, что чрезмерная ориентация на внешний сырьевой рынок делает национальную экономику опасно зависимой от колебаний мировой конъюнктуры. Государству необходимо выбрать приоритеты в промышленной политике для различных отраслей.

Выбор таких приоритетов  опирается на одну из трех основных стратегий развития.

  1. Стратегия использования природных ресурсов, которая широко и довольно успешно используется нефтедобывающими странами. Она базируется на разработке и экспорте углеводородного сырья с привлечением иностранных инвестиций и использованием полученных доходов для повышения благосостояния страны и развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок.
  2. Стратегия «преследования» (догоняющего развития) предполагает освоение производства конкурентоспособной продукции, выпускаемой ранее в развитых странах. Дешевая рабочая сила и более низкая стоимость ресурсов позволяют за счет ценовой конкуренции закрепиться на рынках. Следующий этап — переход к производству более качественной и оригинальной продукции. Этот путь прошли Япония, Южная Корея и другие страны Юго-Восточной Азии. Аналогичную стратегию реализует в настоящее время Китай.
  3. Стратегия «передовых рубежей», характерная для промышленного развития США и ведущих стран Европы, а в последние 25 лет и для Японии, — это создание новых технологий и продуктов на основе достижений НТР, формирование на этой базе спроса и новых рынков.

Для России выбрать одну из вышеперечисленных стратегий в «чистом виде» практически невозможно из-за огромных различий между секторами экономики и группами производств. Стратегия «передовых рубежей» может быть использована только для весьма ограниченного круга наукоемких подотраслей в производстве некоторых видов вооружений, авиаракетной техники, в сфере космических услуг, в атомной промышленности. Для подавляющего большинства отраслей российской промышленности более подходящими, скорее всего, являются основные принципы стратегии «догоняющего развития». При этом промышленная политика должна быть дифференцирована с учетом отраслевых особенностей, строиться индивидуально для конкретной отрасли или производства. Для этого государство должно играть более существенную роль в экономике, в том числе в установлении   благоприятных   макроэкономических   условий, обеспечении устойчивого роста и развития.

 

 

 

Глава 3. КОРПОРАТИВНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ АФК «СИСТЕМА»38

3.1. Характеристика  корпоративного управления в  компании «Система».

Открытое акционерное общество «Акционерная финансовая корпорация «СИСТЕМА»  – крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная компания, активы которой сосредоточены в наиболее быстрорастущих и перспективных секторах сферы услуг. ОАО АФК «Система» основана в 1993 и является единственным в России публичным Холдингом, контролирующим крупные публичные активы в различных бизнесах.

  В результате IPO, прошедшего в феврале 2005 г., 19% акций ОАО АФК «Система» в форме глобальных депозитарных расписок (GDR) были допущены к торгам в официальном котировальном списке Лондонской фондовой биржи под символом "SSA". Обыкновенные акции ОАО АФК «Система» также включены в котировальный список  "В" биржи РТС под символом "AFKS" и в котировальный список "В" Московской фондовой

биржи под символом " SIST".

  Портфель активов насчитывает десять стратегических бизнес-направлений: телекоммуникации, недвижимость, высокие технологии, финансы, ритейл, масс-медиа, туризм, радиотехника, медицина и фармацевтика.

  В целом, компании, контролируемые ОАО АФК «Система», обслуживают свыше 100 миллионов потребителей в России, СНГ и Восточной и Западной Европе.  Усилия ОАО АФК «Система» сконцентрированы на развитии высоких технологий не только для максимального увеличения долгосрочных прибылей акционеров, но и в целях развития экономики России и тех рынков, на которых мы работаем.

  Основу конкурентной устойчивости ОАО АФК «Система» на данный момент составляют:

  • Эффективная финансовая политика;
  • Широкая диверсификация;
  • Высокопрофессиональная команда управленцев.

ОАО АФК «Система»  была одной из первых российских компаний, начавшей работу по развитию системы  корпоративного управления в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами  и остается лидером по информационной открытости и прозрачности по сей день. Структура корпоративного управления Корпорации строится на нескольких основных принципах: прозрачность всех процессов для  инвесторов и партнеров, активный и профессиональный Совет директоров, последовательность и коллегиальность в принятии решений. ОАО АФК «Система» руководствуется этими принципами во всех направлениях своей деятельности, включая стратегический и финансовый менеджмент, корпоративное управление, отчетность, аудит, управление рисками, кадровую политику, социальную политику.

  Принципы и процедуры корпоративного управления ОАО АФК «Система» закреплены в Уставе и ряде внутренних документов, которые в совокупности определяют  структуру и компетенцию органов управления и контроля Корпорации. Кодекс корпоративного поведения и Этический кодекс содержат дополнительные обязательства ОАО АФК «Система» в области открытости, социальной ответственности, а также этических принципов ведения бизнеса.

Основными органами управления Корпорации являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Президент и Правление. При Совете директоров и Президенте действуют комитеты, которые готовят рекомендации  по  формированию  политики  ОАО АФК «Система» в соответствующих областях.

 

Рис. 3.2 Структура органов управления АФК «Система»

Главный руководящий  орган ОАО АФК «Система»  -  Общее  собрание  акционеров.  Его деятельность регулируется  законодательством  Российской  Федерации  об  акционерных обществах, положениями Устава и внутренними  документами Корпорации. Процедура  проведения Общего собрания акционеров полностью обеспечивает соблюдение прав акционеров. Информация и материалы к собранию предоставляются акционерам в русском и английском варианте за 30 дней до собрания, а также публикуются на официальном WEB-сайте ОАО АФК «Система» www.sistema.ru. Вместе  с извещением о предстоящем собрании, акционеры получают бюллетени для голосования;  для  того, чтобы проголосовать, акционеру не обязательно лично присутствовать на собрании. Все собрания акционеров ОАО АФК «Система» проходят в удобно расположенных местах, в близости от головного офиса компании.

  В 2008 году состоялось одно Годовое общее собрание акционеров 28 июня 2009 года. На Годовом общем собрании акционеров ОАО АФК «Система» были одобрены годовой и финансовые отчеты, распределена прибыль и утверждены дивиденды, избраны члены Совета директоров, утверждены аудиторы и приняты новые внутренние  документы, регулирующие процедуры работы Совета директоров и Правления ОАО АФК «Система».

Совет директоров отвечает за стратегическое управление ОАО АФК «Система». Он определяет стратегию развития Корпорации, разрабатывает планы  стратегического  и финансового развития, определяет принципы инвестирования, оценивает эффективность руководства и риски, утверждает регламенты корпоративного управления, одобряет сделки и осуществляет контроль за деятельностью Корпорации в целом. 

Действующий на конец  2008 года состав Совета директоров избран на годовом общем собрании акционеров  28 июня 2008 года. Численность Совета 10 человек. Четыре члена Совета директоров являются независимыми директорами. 

Состав СД, избранный 28  июня 2008 года:

1  Евтушенков Владимир  Петрович 

2  Гончарук Александр  Юрьевич 

3  Горбатовский Александр  Иванович 

4  Зоммер Рон 

5  Зубов Дмитрий  Львович 

6  Копьев Вячеслав Всеволодович

7  Новицкий Евгений  Григорьевич 

8  Ньюхаус Стивен 

9  Скидельский Роберт 

10  Черемин Сергей  Евгеньевич 

На начало 2008 года действовал состав Совета директоров, избранный  на Общем собрании акционеров 30 июня 2007 года. После избрания нового Совета директоров 28 июня 2008 года  из его состава  выбыли Дроздов Сергей Алексеевич и  Лейвиман Александр Львович, вместо которых были избраны  Черeмин Сергей Евгеньевич  и Скидельский Роберт. Остальные члены Совета директоров были переизбраны на новый срок.

  Заседания Совета директоров проходят, как правило, на плановой основе.  В  2008  году Совет директоров провел 13 заседаний: 10 плановых очных и 3  заочных  по  вопросам, требовавших немедленного решения.

  На каждом заседании рассматривалось от трех до пяти основных стратегических вопросов, находящихся в компетенции Совета, таких как стратегия развития Корпорации, финансовая стратегия и финансовая отчетность, управление рисками, внутренний контроль и аудит, корпоративное управление, кадровые вопросы. Другие вопросы, относящиеся к компетенции Совета директоров, такие как одобрение сделок, формальные решения о выпуске ценных бумаг, принятие обновленных регламентов, включались в повестку дня Совета по мере необходимости. Всего в 2008 году Совета директоров рассмотрел 109 вопросов.

  В 2008 году основное внимание Совет директоров уделял вопросам стратегического развития, финансовой отчетности и корпоративного управления.

В ОАО АФК «Система»  действуют пять комитетов Совета директоров: 

­  по аудиту, 

­  по назначениям и  вознаграждениям, 

­  по корпоративному поведению, 

­  по связям с инвесторами, 

­  по стратегии.

В состав комитета по аудиту входит три человека: председатель комитета А.И. Горбатовский, члены комитета Е.Г. Новицкий и С.Ньюхаус. Секретарь комитета  -  Л.В. Горбатова. Комитет по аудиту курирует подготовку финансовой отчетности и внутренний аудит ОАО АФК «Система» и ее дочерних компаний, координирует работу департаментов внутреннего контроля и аудита. Кроме того, комитет осуществляет надзор за работой внешних аудиторов, дает рекомендации по назначению и по размерам их вознаграждения и является посредником в решении спорных вопросов, возникающих у внешних аудиторов и руководства Корпорации. В 2008 году комитет по аудиту собирался семь раз.

  В состав комитета по назначениям и вознаграждениям входит пять человек:председатель комитета В.П. Евтушенков, а  также  члены  комитета  - А.Ю. Гончарук, Д.Л.Зубов, В.В. Копьев, Р. Скидельский. Секретарь комитета – Г.В. Ермаков. Комитет по вознаграждениям и назначениям определяет кадровую политику Компании,дает Совету директоров рекомендации  по назначениям на руководящие посты ипредлагает кандидатов для избрания в Советы директоров дочерних и аффилированных компаний. Комитет также разрабатывает рекомендации по зарплатам и вознаграждениям для руководителей высшего звена. В 2008 году комитет по вознаграждениям и назначениям собирался дважды.

  В состав комитета по корпоративному поведению входит восемь человек: председателькомитета В.В. Копьев, члены комитета А. Голдин, И.В. Беликов, С.А. Дроздов, Г.В.Ермаков, И.О. Петров, А.С. Семенов, С.Е. Черемин. Секретарь комитета - Е.Г. Тулупов. Комитет по корпоративному поведению разрабатывает предложения посовершенствованию норм корпоративного поведения и повышению качествакорпоративного управления дочерних и аффилированных компаний. Кроме того, онследит за исполнением действующего законодательства, Устава Корпорации ивнутренних нормативных документов. Комитет по корпоративному поведению отвечает запредотвращение и разрешение корпоративных и этических конфликтов. В  2008  году  онсобирался восемь раз.

Информация о работе Корпоративное управление в российских условиях