Корпоративный менеджмент и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

Целью исследования в курсовой работе является изучение теоретических аспектов и анализ практики корпоративного менеджмента и его особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку таких задач:
выявление сущности «корпоративного менеджмента».
выявление сущности современных моделей корпоративного менеджмента.
проанализировать современные модели корпоративного менеджмента.
изучить особенности российского корпоративного менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
1 Понятие корпорации и «корпоративного менеджмента»………………......6
1.1 Субъекты корпоративных отношений………………………………….......7
1.2 Основные принципы теории корпоративного менеджмента…………….12
1.3 Механизм корпоративного менеджмента………………………………...13
2 Анализ современных моделей корпоративного менеджмента
2.1 Сравнительная характеристика англо-американской, германской, японской моделей корпоративного менеджмента……………………………17
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений в Российской Федерации ………………………………………………………………………20
2.3 Корпоративное управление ОАО «Газпром» в процессе интеграции и глобализации…………………………………………………………………….23
3 Проблемы и перспективы в российском корпоративном менеджменте…..27
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности корпоративного управления ОАО «Газпром»…………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников……….………………………………….40
Приложение
Кодекс Корпоративного поведения…………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

Готовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Вышеуказанные уровни, а  также механизмы корпоративного управления функционируют на основе и в рамках  определенных правил, норм и стандартов, выработанных государственными регулирующими органами, судебными органами, самими деловыми кругами.

Вышеуказанные уровни корпоративного менеджмента и основа призваны обеспечить реализацию таких основных принципов корпоративного менеджмента как прозрачность деятельности компании и системы ее управления, контроль над деятельностью менеджмента со стороны акционеров, соблюдение прав миноритарных акционеров, участие независимых лиц (директоров) в управлении компанией.  

На основе всего вышеизложенного можно отметить, что развитие акционерной собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею поставило проблему - как обеспечить контроль со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное ее использование в интересах собственников. Организационная модель, которая призвана решить эту проблему, защитить интересы инвесторов, согласовать интересы различных заинтересованных групп, и получила название системы корпоративного менеджмента. В зависимости от особенностей развития, эта модель приняла неодинаковые формы в различных странах. Функционирование этой системы опирается как на законодательные нормы, утвержденные государством, так и на правила, стандарты и образцы, формируемые в результате формальных и неформальных соглашений всех заинтересованных групп. [3]

 

  1. Анализ современных моделей корпоративного менеджмента

2.1 Сравнительная характеристика англо-американской, германской, японской моделей корпоративного менеджмента

 

Англо-американская модель.

Общая характеристика: наличие  многих неафилированных акционеров, дисперсия собственности и предпочтение акционерного финансирования.

Ключевые участники: управляющие, директора и акционеры, принципиальное отношение балансовых сил.

Основные акционеры: высокая  доля не банковских финансовых институтов и корпораций, высокая доля индивидуальных акционеров, низкая доля иностранных инвесторов.

Состав совета директоров: унитарный совет директоров включая  независимых директоров (имеет место  тенденция к росту их числа  совета).

Правовые и институциональные  рамки: в США – законы штатов и регламентские отношения, «корпорация-акционер», «акционер-акционер». В Великобритании – парламент и коллегия по ценным бумагам и инвестициям.

Требования к развитию информации: высокоразвитые, жестокие требования и детализация департамента, финансовая информация предоставляется ежеквартально, предоставляется персоналу информация о вознаграждении, данные обо всех акционерах владеющих более 5% акций. Важна роль фондов биржи.

Механизм взаимодействия между участниками: строится на базе разделения владения и управления.

Действия корпорационных требования давления акционеров: обязательные выборы директора и назначение аудитора, планы опционов, реорганизация, слияние  и покупка контрольного пакета. В  Великобритании размер дивидендов.

Германская (европейско-континентальная) модель

Общая характеристика: долгосрочные вложения банков в корпорации, долгосрочные вложения самих корпораций, формальный концентрат собственности (в том  числе семейно-клановых) контроль через  мажоритарные владения и предпочтения банковского финансирования.

Ключевые участники: коммерческие банки (акционеры и кредиторы), корпоративные  акционеры. Принцип отношений –  прямой контроль социального партнерства.

Основные акционеры: большая  доля банков, низкая доля индивидуальных инвесторов, высокая доля иностранных инвесторов.

Состав совета директоров: двух палатное правление, а именно правовые (чиновнические корпорации), наблюдательный совет (акционеры и работники)

Правовые и институциональные  рамки: на федеральном уровне закон  об акционерном обществе, фондовые биржи, торговое право и правила управления АО. На уровне земель – регулирование биржи.

Требования к развитию информации: менее жестокие требования, финансовая информация предоставляется  за 6 месяцев, данные о всех акционерах владеющих более 25% акций и сведения о членах наблюдательного совета и их владения акциями не сообщается.

Механизм взаимодействия между участниками: в целом разделение контроля и управления (двух палатный совет), узаконенные ограничения  прав акционеров при голосовании. Подробно проработаны положения о предложении акционерам.

Действия корпорационных требования давления акционеров: выплата  дивидендов, распространение средств, выбор наблюдательного совета, назначение аудитора, ратификация решения исполнительного  и наблюдательного совета за финансовый год, изменение капитала, устава, слияния, верхний придел вознаграждения распространено право предложения.

Японская (южно-корейская) модель

Общая характеристика: высокая  доля афелированных компаний в составе  акционеров, кросхолдинги «Кэйрецу» (группа компаний объединенных совместными владениями и управлением), неформальная концентрация собственности.

Ключевые участники: банк кредитор, ядро Кэйрецу (информационный контроль менеджеров в корпорации), афелированные компании как акционерные корпорации, менеджеры.

Состав совета директоров: совет исполнительных директоров из афелированных лиц и отставных  чиновников.

Правовые и институциональные  рамки: министерство ответственное  за промышленную политику, управление ценными бумагами МинФина, комитет по надзору за фондовыми биржами.

Требования к развитию информации: в целом наблюдается  слабое влияние на независимых акционеров, на дела корпорации. В силу специфического состава владельца, проблемы голосования  для неяпонских акционеров и институциональных инвесторов. Финансовая информация за год, совокупность информации о вознаграждениях и о данных 10 крупных акционеров.

Действия корпорационных требования давления акционеров: выплата  дивидендов, распространение средств, выбор совета директоров и назначение аудитора, изменении капитала, устава, выходные пособия директоров и аудиторов. Верхний придел вознаграждения директоров и аудиторов.

 

2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Этапы становления корпоративного менеджмента:

Первый период до 1987 г.

Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных  активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с  профессионализмом управляющих, а  по старым партийно-номенклатурным связям. Основой для этого послужили три причины:

1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных  независимых управляющих на рынке  труда.

2. Неготовность предприятий высоко  оплачивать квалифицированный труд  зарубежных управляющих.

3. Остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.

Второй период с 1987 г. по 1991 г.

В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.

Третий период с 1991 г. по 1994 г.

В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль  взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.

Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности  среди новых предпринимательских  структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынках, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного менеджмента.

Четвертый период с 1994 г. по август 1998 г.

Крупные зарубежные корпорации открывают  в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.

Основная тяжесть проблемы привлечения  инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании  страховых фондов для привлечения  инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.

Пятый период с августа 1998 г. по настоящее время.

Корпоративный менеджмент строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики.

При этом в России в  настоящее время формально присутствуют компоненты всех традиционных моделей: относительно распыленная собственность (но неликвидный рынок и слабые институциональные инвесторы), явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (но при отсутствии адекватного финансирования  и эффективного мониторинга), элементы перекрестных владений и формирование сложных корпоративных структур разного типа (но при отсутствии тяготения к какому-либо типу). Прежде чем что-либо менять, следуют достаточно четко осознавать, кого, от кого, зачем и в какой мере необходимо защищать в рамках национальной модели корпоративного менеджмента.

В России среди ключевых особенностей развития национальной модели корпоративного менеджмента 90-х гг. необходимо выделить:

  • перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях;
  • специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации;
  • слабая или нетипичная роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);
  • значительная доля государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля;
  • федеративное устройство и активная роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем субъекта, действующего в рамках конфликта интересов - как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия,  как коммерческий/хозяйствующий агент);
  • неэффективный и/или выборочный (политизированный) государственный инфорсмент (при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров).

 

2.3 Корпоративное  управление ОАО «Газпром» в  процессе интеграции и глобализации

 

Особенности формирования корпоративного менеджмента ОАО  «Газпром».

Для современной России актуален процесс формирования корпоративного менеджмента компаний. Крупнейшая компания рынка углеводородов ОАО «Газпром» имеет ряд преимуществ по сравнению с корпоративными моделями управления на предприятиях других отраслей экономики России. Поскольку формированию оптимальной современной российской модели менеджмента способствуют изучение и творческое применение лучшего зарубежного управленческого опыта, долголетнее сотрудничество Газпрома с крупнейшими фирмами нефтегазового рынка Европы, а также международные проекты, ориентированные на Китай, Корею, США и другие страны мирового хозяйства, создают прекрасные возможности. Концентрация значительной части газового комплекса в Газпроме, сохранение принципов централизованного управления, традиционного для советской экономики, — важный элемент преемственности, который при всей своей консервативности может стать гарантом формирования истинно российской модели менеджмента. Централизованное управление может выступать в течение определённого периода системообразующим элементом современной модели корпоративного управления, на основе которого будут формироваться новые управленческие принципы, как возникшие в российских экономических условиях, так и творчески адаптируемые зарубежные аналоги. Принцип централизованного управления будет способствовать внедрению в управленческую практику только тех моделей, которые могут примениться адекватно к российской специфике и функционирование которых эффективно и целесообразно.

Информация о работе Корпоративный менеджмент и его особенности