Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа
Целью исследования в курсовой работе является изучение теоретических аспектов и анализ практики корпоративного менеджмента и его особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку таких задач:
выявление сущности «корпоративного менеджмента».
выявление сущности современных моделей корпоративного менеджмента.
проанализировать современные модели корпоративного менеджмента.
изучить особенности российского корпоративного менеджмента.
Введение……………………………………………………………………….…3
1 Понятие корпорации и «корпоративного менеджмента»………………......6
1.1 Субъекты корпоративных отношений………………………………….......7
1.2 Основные принципы теории корпоративного менеджмента…………….12
1.3 Механизм корпоративного менеджмента………………………………...13
2 Анализ современных моделей корпоративного менеджмента
2.1 Сравнительная характеристика англо-американской, германской, японской моделей корпоративного менеджмента……………………………17
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений в Российской Федерации ………………………………………………………………………20
2.3 Корпоративное управление ОАО «Газпром» в процессе интеграции и глобализации…………………………………………………………………….23
3 Проблемы и перспективы в российском корпоративном менеджменте…..27
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности корпоративного управления ОАО «Газпром»…………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников……….………………………………….40
Приложение
Кодекс Корпоративного поведения…………………………………………….42
Вышеуказанные уровни, а также механизмы корпоративного управления функционируют на основе и в рамках определенных правил, норм и стандартов, выработанных государственными регулирующими органами, судебными органами, самими деловыми кругами.
Вышеуказанные уровни корпоративного менеджмента и основа призваны обеспечить реализацию таких основных принципов корпоративного менеджмента как прозрачность деятельности компании и системы ее управления, контроль над деятельностью менеджмента со стороны акционеров, соблюдение прав миноритарных акционеров, участие независимых лиц (директоров) в управлении компанией.
На основе всего вышеизложенного можно отметить, что развитие акционерной собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею поставило проблему - как обеспечить контроль со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное ее использование в интересах собственников. Организационная модель, которая призвана решить эту проблему, защитить интересы инвесторов, согласовать интересы различных заинтересованных групп, и получила название системы корпоративного менеджмента. В зависимости от особенностей развития, эта модель приняла неодинаковые формы в различных странах. Функционирование этой системы опирается как на законодательные нормы, утвержденные государством, так и на правила, стандарты и образцы, формируемые в результате формальных и неформальных соглашений всех заинтересованных групп. [3]
2.1 Сравнительная характеристика англо-американской, германской, японской моделей корпоративного менеджмента
Англо-американская модель.
Общая характеристика: наличие многих неафилированных акционеров, дисперсия собственности и предпочтение акционерного финансирования.
Ключевые участники: управляющие, директора и акционеры, принципиальное отношение балансовых сил.
Основные акционеры: высокая доля не банковских финансовых институтов и корпораций, высокая доля индивидуальных акционеров, низкая доля иностранных инвесторов.
Состав совета директоров: унитарный совет директоров включая независимых директоров (имеет место тенденция к росту их числа совета).
Правовые и институциональные рамки: в США – законы штатов и регламентские отношения, «корпорация-акционер», «акционер-акционер». В Великобритании – парламент и коллегия по ценным бумагам и инвестициям.
Требования к развитию информации: высокоразвитые, жестокие требования и детализация департамента, финансовая информация предоставляется ежеквартально, предоставляется персоналу информация о вознаграждении, данные обо всех акционерах владеющих более 5% акций. Важна роль фондов биржи.
Механизм взаимодействия между участниками: строится на базе разделения владения и управления.
Действия корпорационных требования давления акционеров: обязательные выборы директора и назначение аудитора, планы опционов, реорганизация, слияние и покупка контрольного пакета. В Великобритании размер дивидендов.
Германская (европейско-континентальная) модель
Общая характеристика: долгосрочные вложения банков в корпорации, долгосрочные вложения самих корпораций, формальный концентрат собственности (в том числе семейно-клановых) контроль через мажоритарные владения и предпочтения банковского финансирования.
Ключевые участники: коммерческие банки (акционеры и кредиторы), корпоративные акционеры. Принцип отношений – прямой контроль социального партнерства.
Основные акционеры: большая доля банков, низкая доля индивидуальных инвесторов, высокая доля иностранных инвесторов.
Состав совета директоров: двух палатное правление, а именно правовые (чиновнические корпорации), наблюдательный совет (акционеры и работники)
Правовые и институциональные рамки: на федеральном уровне закон об акционерном обществе, фондовые биржи, торговое право и правила управления АО. На уровне земель – регулирование биржи.
Требования к развитию информации: менее жестокие требования, финансовая информация предоставляется за 6 месяцев, данные о всех акционерах владеющих более 25% акций и сведения о членах наблюдательного совета и их владения акциями не сообщается.
Механизм взаимодействия между участниками: в целом разделение контроля и управления (двух палатный совет), узаконенные ограничения прав акционеров при голосовании. Подробно проработаны положения о предложении акционерам.
Действия корпорационных
требования давления акционеров: выплата
дивидендов, распространение средств,
выбор наблюдательного совета, назначение
аудитора, ратификация решения
Японская (южно-корейская) модель
Общая характеристика: высокая доля афелированных компаний в составе акционеров, кросхолдинги «Кэйрецу» (группа компаний объединенных совместными владениями и управлением), неформальная концентрация собственности.
Ключевые участники: банк кредитор, ядро Кэйрецу (информационный контроль менеджеров в корпорации), афелированные компании как акционерные корпорации, менеджеры.
Состав совета директоров: совет исполнительных директоров из афелированных лиц и отставных чиновников.
Правовые и институциональные рамки: министерство ответственное за промышленную политику, управление ценными бумагами МинФина, комитет по надзору за фондовыми биржами.
Требования к развитию информации: в целом наблюдается слабое влияние на независимых акционеров, на дела корпорации. В силу специфического состава владельца, проблемы голосования для неяпонских акционеров и институциональных инвесторов. Финансовая информация за год, совокупность информации о вознаграждениях и о данных 10 крупных акционеров.
Действия корпорационных требования давления акционеров: выплата дивидендов, распространение средств, выбор совета директоров и назначение аудитора, изменении капитала, устава, выходные пособия директоров и аудиторов. Верхний придел вознаграждения директоров и аудиторов.
2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Этапы становления корпоративного менеджмента:
Первый период до 1987 г.
Корпоративная среда в этот период
была похожа на систему партийно-
1. Отсутствие отечественных
2. Неготовность предприятий
3. Остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.
Второй период с 1987 г. по 1991 г.
В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.
Третий период с 1991 г. по 1994 г.
В то же время начал складываться
определенный корпоративный стиль
взаимоотношений отдельных
Но именно в этот период были заложены
основы настоящей корпоративности
среди новых
Четвертый период с 1994 г. по август 1998 г.
Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.
Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.
Пятый период с августа 1998 г. по настоящее время.
Корпоративный менеджмент строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики.
При этом в России в
настоящее время формально
В России среди ключевых особенностей развития национальной модели корпоративного менеджмента 90-х гг. необходимо выделить:
2.3 Корпоративное
управление ОАО «Газпром» в
процессе интеграции и
Особенности формирования корпоративного менеджмента ОАО «Газпром».
Для современной России актуален процесс формирования корпоративного менеджмента компаний. Крупнейшая компания рынка углеводородов ОАО «Газпром» имеет ряд преимуществ по сравнению с корпоративными моделями управления на предприятиях других отраслей экономики России. Поскольку формированию оптимальной современной российской модели менеджмента способствуют изучение и творческое применение лучшего зарубежного управленческого опыта, долголетнее сотрудничество Газпрома с крупнейшими фирмами нефтегазового рынка Европы, а также международные проекты, ориентированные на Китай, Корею, США и другие страны мирового хозяйства, создают прекрасные возможности. Концентрация значительной части газового комплекса в Газпроме, сохранение принципов централизованного управления, традиционного для советской экономики, — важный элемент преемственности, который при всей своей консервативности может стать гарантом формирования истинно российской модели менеджмента. Централизованное управление может выступать в течение определённого периода системообразующим элементом современной модели корпоративного управления, на основе которого будут формироваться новые управленческие принципы, как возникшие в российских экономических условиях, так и творчески адаптируемые зарубежные аналоги. Принцип централизованного управления будет способствовать внедрению в управленческую практику только тех моделей, которые могут примениться адекватно к российской специфике и функционирование которых эффективно и целесообразно.
Информация о работе Корпоративный менеджмент и его особенности