Корпоративный менеджмент и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

Целью исследования в курсовой работе является изучение теоретических аспектов и анализ практики корпоративного менеджмента и его особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку таких задач:
выявление сущности «корпоративного менеджмента».
выявление сущности современных моделей корпоративного менеджмента.
проанализировать современные модели корпоративного менеджмента.
изучить особенности российского корпоративного менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
1 Понятие корпорации и «корпоративного менеджмента»………………......6
1.1 Субъекты корпоративных отношений………………………………….......7
1.2 Основные принципы теории корпоративного менеджмента…………….12
1.3 Механизм корпоративного менеджмента………………………………...13
2 Анализ современных моделей корпоративного менеджмента
2.1 Сравнительная характеристика англо-американской, германской, японской моделей корпоративного менеджмента……………………………17
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений в Российской Федерации ………………………………………………………………………20
2.3 Корпоративное управление ОАО «Газпром» в процессе интеграции и глобализации…………………………………………………………………….23
3 Проблемы и перспективы в российском корпоративном менеджменте…..27
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности корпоративного управления ОАО «Газпром»…………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников……….………………………………….40
Приложение
Кодекс Корпоративного поведения…………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

Готовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Широкое распространение  получила практика препятствования  реализации права акционеров эффективно участвовать и голосовать на общем  собрании акционеров, что выражается в следующем:

  • несвоевременное предоставление или непредоставление компаниями акционерам информации о времени, месте проведения общего собрания и его повестке дня;
  • отказ в регистрации акционеров для участия в общем собрании или непредоставление им возможности принять участие в голосовании под формальными предлогами;
  • отказ в предоставлении возможности акционерам направлять для участия в собраниях своих представителей (доверенных лиц) акционеров и голосовать заочно.

Общераспространенной  практикой стали решения менеджеров компаний, влекущие за собой снижение стоимости долей в активах компаний, принадлежащих миноритарным (мелким) акционерам: 

  • дополнительные эмиссии акций, размещаемые среди аффилированных с менеджментом или крупными акционерами лиц;
  • предложение выкупа акций у акционеров (в случае приобретения пакета свыше 30% акций одним из акционеров) по заниженной цене;
  • выпуск корпоративных  облигаций, конвертируемых в акции, которые размещаются среди аффилиированных лиц, с целью последующего размывания пакетов миноритарных акционеров;
  • проведение крупными акционерами политики в отношении дочерних компаний, в результате которой активы и финансовые средства которых перекачиваются в материнскую компанию без какой-либо существенной компенсации.

Осенью 2002 г. компания Interactive Research Group в сотрудничестве с Ассоциацией независимых директоров провела специальное исследование практики корпоративного управления в российских компаниях. Исследование осуществлялось по заказу Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, член Группы Всемирного банка), при поддержке Государственного секретариата экономических отношений Швейцарии (SECO) и агентства Senter Internationaal Министерства экономики Нидерландов.

В опросе приняли участие  высшие должностные лица 307 акционерных  обществ, представляющих широкий спектр отраслей и действующих в четырех регионах России: Екатеринбурге и Свердловской области, Ростове-на-Дону и Ростовской области, Самаре и Самарской области, Санкт-Петербурге. Уникальность исследования состоит в том, что оно сфокусировано на регионах и базируется на солидной и репрезентативной выборке. Усредненные характеристики фирм-респондентов таковы: количество сотрудников — 250, количество акционеров — 255, объем продаж — 1,1 млн. долл. В подавляющем большинстве случаев (75%) на вопросы анкет отвечали председатели советов директоров (наблюдательных советов), другие члены советов директоров, генеральные директора или их заместители.

Проведенный анализ позволил выявить наличие определенных общих  закономерностей. В целом к компаниям, добившимся определенных успехов с точки зрения практики корпоративного менеджмента, относятся те, которые:

  • больше по величине оборота и чистой прибыли;
  • испытывают потребность в привлечении инвестиций;
  • проводят регулярные заседания совета директоров и правления;
  • обеспечивают обучение членов совета директоров.

На основании полученных данных было сделано несколько ключевых выводов, объединенных в четыре большие  группы:

  • приверженность компаний принципам надлежащего корпоративного менеджмента;
  • деятельность совета директоров и исполнительных органов;
  • права акционеров;
  • раскрытие информации и прозрачность.

В целом показатели по всем четырем категориям могут быть значительно улучшены, причем особого  внимания требуют следующие индикаторы:

  • обучение членов СД;
  • увеличение числа независимых директоров;
  • формирование ключевых комитетов СД и утверждение независимого директора председателем комитета по аудиту;
  • ведение бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  • улучшение раскрытия информации о сделках с заинтересованностью.

Таким образом, для улучшения  корпоративного менеджмента в российском деловом сообществе необходим некий внешний толчок, внесение в деловую среду идей и принципов, выработанных в странах с устоявшимися механизмами эффективного корпоративного менеджмента, а также подкрепление таких шагов со стороны регулирующих органов. Именно такого рода шаги были предприняты за последние годы в России. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала проведение серии «круглых столов» по корпоративному менеджмента, проекты по улучшению корпоративного управления в России намерены реализовать Международная финансовая корпорация. Европейский банк реконструкции и развития. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала Кодекс корпоративного поведения, содержащий рекомендуемые стандарты корпоративного менеджмента для российских компаний. Однако, очень важно, чтобы эти шаги были подкреплены усилиями самых субъектов корпоративных отношений (менеджеры, инвесторы, различные заинтересованные группы). Поэтому, системные действия по улучшению корпоративного менеджмента должны стать частью обшей стратегии по развитию гражданского общества в России.

Российским компаниям предстоит большая работа по повышению уровня корпоративного менеджмента. Те из них, которые сумеют добиться успехов в этой сфере, смогут повысить свою эффективность и инвестиционную привлекательность, снизить расходы на привлечение финансовых ресурсов, а в итоге получить серьезное конкурентное преимущество.

 

    1.  Разработка мероприятий по повышению эффективности корпоративного управления  ОАО «Газпром»

 

Собственникам и руководителям российских компаний, рассматривающим возможность применения рекомендаций «лучших практик» корпоративного управления, следует помнить, что «хорошее» корпоративное управление требует серьезных временных и финансовых затрат.

Одной из любопытных особенностей корпоративного управления ОАО «Газпром»  является то, что в большинстве  случаев его качество оценивается  не по фактическим результатам, а на основе достаточно формальных, как правило количественных критериев. Многие исследования и рейтинги исходят из того, что качество корпоративного управления определяется путем оценки ряда показателей, таких как: структура и состав совета директоров, уровень раскрытия информации, степень защиты прав акционеров и др. Таким образом, качество корпоративного управления оценивается исходя из того, насколько ОАО «Газпром» отвечает определенному набору требований, ориентированных в своей основе на форму, а не на суть происходящих процессов.

С нашей точки зрения, должна измениться сама методика проведения исследований и составления рейтингов. И прежде всего следует перейти от механистического подхода, ориентированного только на формальные компоненты  (количественные, структурные и т.п.), к органическому, в основе которого лежит использование, в первую очередь, качественных критериев, причем сложные категории описываются не отдельно взятыми показателями, а их совокупностью, а некоторые  из показателей могут быть к тому же взаимозависимы.

 

 

 

Заключение

Корпоративное управление как система взаимоотношений  между участниками корпоративных  отношений представляет собой довольно сложный процесс, особенно для России, где корпоративные отношения  еще только развиваются. Но уже сейчас можно говорить о том, что корпоративное управление следует рассматривать  как проблему общегосударственного масштаба, влияющую на состояние инвестиционного климата в стране и на перспективы развития отечественной экономики в целом. Корпоративное управление является новым, быстроразвивающимся направлением менеджмента, которое может способствовать привлечению инвестиций в экономику страны.

В итоге проделанной  работы можно сделать следующие выводы:

1) Изучены и проанализированы особенности корпоративного менеджмента.

2) В работе показано, что представляет собой корпоративный менеджмент, субъекты корпоративных отношений, изложены основные принципы теории корпоративного менеджмента, описан механизм корпоративного менеджмента.

3) В работе проанализированы современные модели корпоративного менеджмента, выявлена специфика формирования корпоративных отношений в Российской Федерации.

4) Рассмотрев корпоративное управление ОАО «Газпром» и разработанные мероприятия по повышению эффективности корпоративного управления в ОАО «Газпром» необходимо изменить методику проведения исследований и составления рейтингов.

Новые требования к регистрации  акций, принятые на многих фондовых биржах мира, обуславливают необходимость  соблюдения компаниями все более строгих стандартов корпоративного менеджмента. Чем выше уровень корпоративного менеджмента, тем больше вероятности, что активы используются в интересах акционеров, а не разворовываются менеджерами.

Компании, соблюдающие  высокие стандарты корпоративного менеджмента, как правило, получают более широкий доступ к капиталу по сравнению с корпорациями, управляемыми ненадлежащим образом, и превосходят последних в долгосрочной перспективе. Эффективно управляемые компании вносят более значительный вклад в национальную экономику и развитие общества в целом. Они более устойчивы с финансовой точки зрения, обеспечивают создание большей стоимости для акционеров, работников, местных общин и стран в целом. Могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом.

Эффективный корпоративный  менеджмент, обеспечивающий соблюдение законодательства, стандартов, правил, прав и обязанностей, позволяет компаниям  избежать затрат, связанных с судебными процессами, исками акционеров и другими хозяйственными спорами.

Хороший корпоративный  менеджмент есть благо для самой  компании, поскольку, во-первых, это  инструмент, с помощью которого может  быть достигнут баланс интересов  различных сторон, а во-вторых, это необходимый компонент поступательного долгосрочного развития компании.

 Таким образом,  основной целью процесса совершенствования  корпоративного менеджмента должно  стать внедрение в отечественную  практику корпоративных отношений цивилизованных принципов построения отношений между всеми субъектами корпоративного менеджмента как сферы постоянных конфликтов интересов. Очевидно, что для достижения этого результата одного только совершенствования законодательства недостаточно. В мировой практике для регулирования подобных отношений принято вырабатывать специальные своды правил корпоративного менеджмента – кодексы корпоративного управления, определяющие основные принципы, которых должны придерживаться корпорации при построении своих систем корпоративного управления, при принятии решений внутри компании, во взаимоотношениях с акционерами и инвесторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Афанасьев М. Корпоративное управление глазами директората (по материалам обследования 1994–1996 гг.) / М.  Афанасьев, П.  Кузнецов, А.  Фоминых // Вопросы экономики. – 1997. – №5.
  2. Беликов И.В. Собственники и менеджеры / И.В.  Беликов // Журнал для акционеров. – 2000. – № 8.
  3. Владимирова И.П. Слияние и поглощение компаний (управление международным бизнесом) / И.П.  Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №1.
  4. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 6, 2007
  5. Журнал "Управление компанией", №1, 2004; № 2, 2004
  6. Клейнер,  В. Перед кем ответственен член совета директоров? / В.  Клейнер // Журнал для акционеров. – 2003. – №3.
  7. Кодекс корпоративного права/ Журнал для акционеров, 2000. - № 12
  8. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: - М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания «Дека», 2004.-804с.
  9. Корпоративное управление в России. Вестник 2001 г. М.: 2001.
  10. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Под ред. М.  Хесселя. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1996.
  11. Курсовая работа: Порядок выполнения, содержание, оформление/Сост. В.В. Ермоленко. – Краснодар: Кубан. Гос. ун-т, 2002. – 52с.
  12. Приходина Ю.А. От качества Корпоративного управления - к инвестиционной привлекательности компаний  // Право и экономика, № 5, май 2003 г.
  13. Русинов Ф.М., Попова Е.В. Теория корпоративного управления неустойчивым состоянием экономики. – М.: изд-во Рос. экон. акад., 1999. – с.60
  14. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: Практ. пособие / Под ред. Е.П.  Губина. – М.: Юрист, 1999.
  15. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М.: Изд. Центр «Акционер», 2001.
  16. Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений / А.П.  Шихвердиев. – М: Изд. центр “Акционер”, 2002.

 

Приложение

Кодекс Корпоративного поведения

С точки зрения предупреждения и регулирования корпоративных конфликтов важное значение имеет Кодекс Корпоративного поведения (далее Кодекс), одобренный Правительством Российской Федерации 28 ноября 2001г. 

Информация о работе Корпоративный менеджмент и его особенности