Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа
Целью исследования в курсовой работе является изучение теоретических аспектов и анализ практики корпоративного менеджмента и его особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку таких задач:
выявление сущности «корпоративного менеджмента».
выявление сущности современных моделей корпоративного менеджмента.
проанализировать современные модели корпоративного менеджмента.
изучить особенности российского корпоративного менеджмента.
Введение……………………………………………………………………….…3
1 Понятие корпорации и «корпоративного менеджмента»………………......6
1.1 Субъекты корпоративных отношений………………………………….......7
1.2 Основные принципы теории корпоративного менеджмента…………….12
1.3 Механизм корпоративного менеджмента………………………………...13
2 Анализ современных моделей корпоративного менеджмента
2.1 Сравнительная характеристика англо-американской, германской, японской моделей корпоративного менеджмента……………………………17
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений в Российской Федерации ………………………………………………………………………20
2.3 Корпоративное управление ОАО «Газпром» в процессе интеграции и глобализации…………………………………………………………………….23
3 Проблемы и перспективы в российском корпоративном менеджменте…..27
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности корпоративного управления ОАО «Газпром»…………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников……….………………………………….40
Приложение
Кодекс Корпоративного поведения…………………………………………….42
Широкое распространение получила практика препятствования реализации права акционеров эффективно участвовать и голосовать на общем собрании акционеров, что выражается в следующем:
Общераспространенной
практикой стали решения
Осенью 2002 г. компания Interactive Research Group в сотрудничестве с Ассоциацией независимых директоров провела специальное исследование практики корпоративного управления в российских компаниях. Исследование осуществлялось по заказу Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, член Группы Всемирного банка), при поддержке Государственного секретариата экономических отношений Швейцарии (SECO) и агентства Senter Internationaal Министерства экономики Нидерландов.
В опросе приняли участие высшие должностные лица 307 акционерных обществ, представляющих широкий спектр отраслей и действующих в четырех регионах России: Екатеринбурге и Свердловской области, Ростове-на-Дону и Ростовской области, Самаре и Самарской области, Санкт-Петербурге. Уникальность исследования состоит в том, что оно сфокусировано на регионах и базируется на солидной и репрезентативной выборке. Усредненные характеристики фирм-респондентов таковы: количество сотрудников — 250, количество акционеров — 255, объем продаж — 1,1 млн. долл. В подавляющем большинстве случаев (75%) на вопросы анкет отвечали председатели советов директоров (наблюдательных советов), другие члены советов директоров, генеральные директора или их заместители.
Проведенный анализ позволил выявить наличие определенных общих закономерностей. В целом к компаниям, добившимся определенных успехов с точки зрения практики корпоративного менеджмента, относятся те, которые:
На основании полученных данных было сделано несколько ключевых выводов, объединенных в четыре большие группы:
В целом показатели по всем четырем категориям могут быть значительно улучшены, причем особого внимания требуют следующие индикаторы:
Таким образом, для улучшения корпоративного менеджмента в российском деловом сообществе необходим некий внешний толчок, внесение в деловую среду идей и принципов, выработанных в странах с устоявшимися механизмами эффективного корпоративного менеджмента, а также подкрепление таких шагов со стороны регулирующих органов. Именно такого рода шаги были предприняты за последние годы в России. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала проведение серии «круглых столов» по корпоративному менеджмента, проекты по улучшению корпоративного управления в России намерены реализовать Международная финансовая корпорация. Европейский банк реконструкции и развития. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала Кодекс корпоративного поведения, содержащий рекомендуемые стандарты корпоративного менеджмента для российских компаний. Однако, очень важно, чтобы эти шаги были подкреплены усилиями самых субъектов корпоративных отношений (менеджеры, инвесторы, различные заинтересованные группы). Поэтому, системные действия по улучшению корпоративного менеджмента должны стать частью обшей стратегии по развитию гражданского общества в России.
Российским компаниям предстоит большая работа по повышению уровня корпоративного менеджмента. Те из них, которые сумеют добиться успехов в этой сфере, смогут повысить свою эффективность и инвестиционную привлекательность, снизить расходы на привлечение финансовых ресурсов, а в итоге получить серьезное конкурентное преимущество.
Собственникам и руководителям российских компаний, рассматривающим возможность применения рекомендаций «лучших практик» корпоративного управления, следует помнить, что «хорошее» корпоративное управление требует серьезных временных и финансовых затрат.
Одной из любопытных особенностей корпоративного управления ОАО «Газпром» является то, что в большинстве случаев его качество оценивается не по фактическим результатам, а на основе достаточно формальных, как правило количественных критериев. Многие исследования и рейтинги исходят из того, что качество корпоративного управления определяется путем оценки ряда показателей, таких как: структура и состав совета директоров, уровень раскрытия информации, степень защиты прав акционеров и др. Таким образом, качество корпоративного управления оценивается исходя из того, насколько ОАО «Газпром» отвечает определенному набору требований, ориентированных в своей основе на форму, а не на суть происходящих процессов.
С нашей точки зрения, должна измениться сама методика проведения исследований и составления рейтингов. И прежде всего следует перейти от механистического подхода, ориентированного только на формальные компоненты (количественные, структурные и т.п.), к органическому, в основе которого лежит использование, в первую очередь, качественных критериев, причем сложные категории описываются не отдельно взятыми показателями, а их совокупностью, а некоторые из показателей могут быть к тому же взаимозависимы.
Заключение
Корпоративное управление
как система взаимоотношений
между участниками
В итоге проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) Изучены и проанализированы особенности корпоративного менеджмента.
2) В работе показано, что представляет собой корпоративный менеджмент, субъекты корпоративных отношений, изложены основные принципы теории корпоративного менеджмента, описан механизм корпоративного менеджмента.
3) В работе проанализированы современные модели корпоративного менеджмента, выявлена специфика формирования корпоративных отношений в Российской Федерации.
4) Рассмотрев корпоративное управление ОАО «Газпром» и разработанные мероприятия по повышению эффективности корпоративного управления в ОАО «Газпром» необходимо изменить методику проведения исследований и составления рейтингов.
Новые требования к регистрации акций, принятые на многих фондовых биржах мира, обуславливают необходимость соблюдения компаниями все более строгих стандартов корпоративного менеджмента. Чем выше уровень корпоративного менеджмента, тем больше вероятности, что активы используются в интересах акционеров, а не разворовываются менеджерами.
Компании, соблюдающие
высокие стандарты корпоративно
Эффективный корпоративный менеджмент, обеспечивающий соблюдение законодательства, стандартов, правил, прав и обязанностей, позволяет компаниям избежать затрат, связанных с судебными процессами, исками акционеров и другими хозяйственными спорами.
Хороший корпоративный менеджмент есть благо для самой компании, поскольку, во-первых, это инструмент, с помощью которого может быть достигнут баланс интересов различных сторон, а во-вторых, это необходимый компонент поступательного долгосрочного развития компании.
Таким образом,
основной целью процесса
Список использованных источников
Приложение
Кодекс Корпоративного поведения
С точки зрения предупреждения и регулирования корпоративных конфликтов важное значение имеет Кодекс Корпоративного поведения (далее Кодекс), одобренный Правительством Российской Федерации 28 ноября 2001г.
Информация о работе Корпоративный менеджмент и его особенности