Корпоративный менеджмент в международной и Российской практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные принципы и механизмы корпоративного менеджмента, российская и международная практика корпоративного менеджмента.

Содержание

Введение
Глава 1. Корпоративное управление
1.1 Что такое корпоративное управление
1.2 Субъекты корпоративных отношений
1.3 Основные принципы корпоративного управления
1.4 Механизмы корпоративного управления
1.5 Зачем компаниям нужно улучшать корпоративное управление?
Глава 2. Корпоративное управление - международная практика
2.1 Сравнительная характеристика англо-американской, германской, японской моделей корпоративного управления
2.1.1 Англо-американская модель
2.1.2 Германская (континентальная) модель
2.1.3 Японская модель
Глава 3 Корпоративное управление в России
3.1 Этапы становления корпоративного менеджмента
3.2 Кодекс корпоративного поведения
3.3 Принципы российского кодекса корпоративного управления
Заключение

Работа состоит из  1 файл

кр по менеджменту Байкальский государственный университет экономики и права.docx

— 67.80 Кб (Скачать документ)
 


 

Байкальский государственный  университет экономики и права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Корпоративный менеджмент в международной и Российской практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил:  студент НГК-11-1.

 

Проверил:      Кабанов С.В..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012 г.

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Корпоративное управление…………………………………………..

1.1 Что такое корпоративное управление………………………...

1.2 Субъекты корпоративных отношений………………………………………..

1.3 Основные принципы корпоративного управления

1.4 Механизмы корпоративного управления………………………....

1.5 Зачем компаниям нужно улучшать корпоративное  управление?………………

Глава 2. Корпоративное управление - международная  практика ……………..

2.1 Сравнительная характеристика англо-американской, германской, японской моделей корпоративного управления.………………………………

2.1.1 Англо-американская модель ……………………………..

2.1.2 Германская (континентальная) модель …………………………….

2.1.3Японская модель ………………….

Глава 3 Корпоративное управление в России…………………………..

3.1  Этапы становления корпоративного менеджмента ………………...

3.2 Принципы российского кодекса  корпоративного управления

3.3 Кодекс корпоративного поведения……………………

Заключение ………………………………………………………………………

Список  литературы ………………………………………………………………

 

Введение.

Корпоративный менеджмент является важным инструментом развития предприятия, это философия  управления. В современных условиях, особенно в нынешних жесточайших  условиях конкуренции, каждое предприятие  стремится сохранить свою инвестиционную привлекательность и осуществить  эффективный менеджмент в корпорации. Это становится возможным благодаря  выполнению комплекса правил, обеспечивающих управление корпорацией и контроль над ней в интересах акционеров и других заинтересованных сторон.

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные принципы и механизмы корпоративного менеджмента, российская и международная практика корпоративного менеджмента.

 

Глава 1.Корпоративное управление.

1.1 Что такое корпоративное управление?

Корпоративное управление еще для многих остается загадочным явлением. Точного определения  этого понятия вам не даст никто, но насчет его важности специалисты  могут говорить часами.

Корпоративное управление – система отчетности перед акционерами лиц, которым  доверено текущее руководство компанией.

Корпоративное управление – способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов  деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными  лицами.

Корпоративное управление – комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия.

Корпоративное управление – система взаимоотношений  между менеджерами компании и  их владельцами по вопросам обеспечения  эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а  также других заинтересованных сторон.

Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы  дать акционерам возможность эффектного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. Акционеры хотят четко знать, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет ли у них реальная возможность влиять на принятие важных решений.

Проблема  корпоративного управления возникла с  появлением крупных корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс  разделения права собственности  и управления этой собственностью. До этого рокфеллеры и морганы были полновластными хозяевами предприятий и держали в своих руках как исполнительные, так и контрольные функции.

В начале 30-х  годов собственники стали расширять  сферы своей деятельности, и им пришлось передавать исполнительные функции  другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право  принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как  только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев  и акционеров. Акционерам был нужен  рост капитализации, а топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История корпоративного управления – история противостояния интересов этих основных сторон.

Играя на разногласиях между интересами акционеров, топ-менеджеры сконцентрировали контроль над корпорацией в своих руках. Первый этап истории корпоративного управления – сосредоточение в одних руках права собственности и управления ей – на этом закончился. Начался второй этап – корпоративная система с сильным менеджментом и слабым собственником. Управленцы свели роль акционеров к минимуму, став фактически полновластными хозяевами предприятий.

1.2. Субъекты корпоративных отношений.

Основными участниками корпоративных отношений  в акционерных компаниях являются владельцы и управляющие акционерной  собственности. Ключевая роль в корпоративных  отношениях владельцев и управляющих  акционерной собственности вытекает из того, что первые осуществили  безвозвратные инвестиции, предоставив  компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала, принимая на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски.  От деятельности последних зависит то, как этот капитал будет, в конечном счете, использован.

Характер  взаимоотношений между этими  двумя группами участников корпоративных  отношений зависит от исторических особенностей формирования структуры  акционерной собственности,  размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных группы инвесторов и  менеджмента, условий и способов их приобретения, типа собственников  и специфики их интересов по отношению  к компании. Крупные собственники предпринимательского характера заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укреплении ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует, и самым непосредственным образом участвуют в процессе управления ею. Другие крупные собственники могут иметь несколько отличные интересы. Так, крупные акционеры (например, банки) могут иметь коммерческие отношения с корпорацией, которые для них являются гораздо более выгодны, чем получаемые ими дивиденды. Такие акционеры заинтересованы не столько в повышении финансовой эффективности деятельности компании (нормы прибыльности, повышении курса ее акций), сколько в развитии и расширении своих отношений с нею. Группа акционеров - институциональных инвесторов, представленных инвестиционными фондами, заинтересована исключительно в финансовых показателях деятельности компании и росте курсовой стоимости ее акций.

Существуют  различия и в интересах мелких инвесторов. Так, владельцы акций  заинтересованы, прежде всего, в уровне дивидендов и их росте их курсовой стоимости, а владельцы облигаций  заинтересованы, прежде всего в долговременной финансовой устойчивости компании.

Таким образом, различные группы участников корпоративных  отношений имеют интересы, которые  совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Общность интересов заключается  в том, что в обычной ситуации все участники корпоративных  отношений заинтересованы в стабильности существования и прибыльности деятельности компании, с которой они связаны. 

В то же время, обобщая интересы основных групп  участников корпоративных отношений, можно выделить следующие наиболее значимые различия между ними:

Менеджеры.

  • Получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время,  как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Многочисленные попытки привязать вознаграждение менеджеров к дивидендам на акции их компаний или курсу акций не изменили вышеуказанной пропорции.
  • Заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью.
  • Концентрируют свои основные усилия в компании, в которой работают.
  • Зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании.
  • Непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы.
  • Находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средства повышения личного статуса, корпоративного престижа  и пр.).

Владельцы акционерной собственности (акционеры):

  • Могут получить доход от компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет  продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций.
  • Несут самые высокие риски:

1) неполучение  дохода в случае, если деятельность  компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; 

2) в случае  банкротства компании получают  компенсацию, лишь после того, как будут удовлетворены требований  всех других групп. 

  • Склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском.
  • Диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода.
  • Имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями:

1) при  проведении собраний акционеров, через избрание того или иного  состава совета директоров и  одобрения или неодобрение деятельности  менеджмента компании;

2) путем  продажи принадлежащих им акций,  воздействуя тем самым на курс  акций, а также создавая возможность  поглощения компании акционерами,  недружественными действующему  менеджменту.

  • Непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами.

Кредиторы (в том числе владельцы корпоративных  облигаций):

  • Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные  с высокими рисками.
  • Диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.

Служащие  компании:

  • Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода.
  • Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него.

Партнеры  компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.):

  • Заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса.
  • Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.
  • Специализированный регистратор

Органы  власти:

Прежде  всего, заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать  налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы.

Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.

Информация о работе Корпоративный менеджмент в международной и Российской практике