Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 01:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния кредитной политики на конечный финансовый результат организации.
В курсовом проекте поставлены следующие задачи: изучение теоретических основ построения кредитной политики организации; рассмотреть методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью как факторы кредитной политики; провести полный анализ составляющих кредитной политики организации; определить подходы к совершенствованию кредитной политики предприятия. В качестве объекта исследования выбран Трест «Орскмежрайгаз».
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Кредитная политика как инструмент управления предприятием………………7
1.1 Место и роль кредитной политики в финансовом менеджменте организации…………………………………………………………………………..7
1.2 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью как факторы кредитной политики………………………………………………………9
2 Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей предприятия Трест «Орскмежрайгаз» как основных факторов кредитной политики за 2006-2007 гг……………………………………………………………………………………..13
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия…………….13
2.2 Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей за 2006-2007 гг…….15
3 Оптимизация кредитной политики предприятия Трест «Орскмежрайгаз»…..37
3.1 Направления оптимизации кредитной политики организаций………….…..37
3.2 Подходы к совершенствованию кредитной политики Трест «Орскмежрайгаз»………………………………………………………….………..41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованных источников……………………………………………...47
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Кредитная политика как инструмент управления предприятием………………7
1.1 Место и роль кредитной
политики в финансовом менеджменте организации…………………………………………………
1.2 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью как факторы кредитной политики………………………………………………………9
2
Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей
предприятия
Трест «Орскмежрайгаз»
как основных факторов кредитной политики
за 2006-2007 гг…………………………………………………………………………
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия…………….13
2.2
Анализ кредиторской и
3 Оптимизация кредитной политики предприятия Трест «Орскмежрайгаз»…..37
3.1 Направления оптимизации кредитной политики организаций………….…..37
3.2
Подходы к совершенствованию
кредитной политики
Трест «Орскмежрайгаз»………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………...
Введение
В настоящее время кредитование субъектов бизнеса и граждан является актуальным. Проникновение финансов во все сферы деятельности привело к развитию различных форм кредитования, внедряемых финансово-кредитными институтами. Для юридических лиц — заемщиков актуальным остается вопрос выбора вида кредита в соответствии с установленными целями. Залог успеха — минимизации затрат. Такая возможность появляется благодаря профессиональному выбору вида кредита. Кредитный рынок функционирует в условиях конкуренции между финансово-кредитными организациями по поводу привлечения потенциальных заемщиков. Поэтому он включает в себя широкий спектр кредитных продуктов. Конъюнктура рынка уникальна — выражена в форме разнообразных условий и тарифов кредитования. Благополучие финансово-кредитной системы экономики страны зависит от союза банков и заемщиков как партнеров, направляющих свое взаимодействие в русло повышения эффективности ведения бизнеса. В современных условиях финансово-кредитные организации все интенсивнее сегментируют кредитный рынок в зависимости от вида деятельности и потребностей заемщика кредитных продуктов. Это вызвано желанием диверсифицировать кредитные портфели и стремлением к завоеванию кредитного рынка. Спецификой взаимодействия в области кредитования между банками и заемщиками является выбор наиболее оптимального и надежного сотрудничества. В настоящее время финансовое благополучие потребителей кредитных продуктов во многом зависит от профессионального подхода к заключению договоров кредитования, в рациональном выборе кредитных продуктов.
В процессе основной
Целью данной работы является изучение влияния кредитной политики на конечный финансовый результат организации.
В курсовом проекте поставлены следующие задачи:
- изучение
теоретических основ
- рассмотреть методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью как факторы кредитной политики;
- провести полный анализ составляющих кредитной политики организации;
- определить подходы к совершенствованию кредитной политики предприятия.
В качестве объекта исследования выбран Трест «Орскмежрайгаз».
Период
исследования: 2006 – 2007 годы.
1
Кредитная политика как инструмент управления
предприятием
1.1 Место и роль кредитной
политики в финансовом менеджменте организации
Кредитная политика — это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком. Кредитная политика компании в числе прочего может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.
Кредитная политика должна включать в себя:
- продуманную
работу с клиентом: правила сегментирования
типов заказчиков и правила
работы с каждым сегментом;
- распределение внутри компании работ
по взаимодействию с должниками;
- процедуру взыскания долгов внутренними
силами;
- описание ситуаций, при которых долг
передается для взыскания коллекторскому
агентству;
- описание ситуаций, при которых на должника подают в суд.
Эта система обязательно должна быть зафиксирована в определенных документах организации.
Целями эффективной кредитной политики являются:
- увеличение объемов реализации продукции в краткосрочном и долгосрочном периоде для достижения требуемой прибыльности;
- максимизация эффекта (дохода) от инвестирования финансовых средств в дебиторскую задолженность;
- достижение требуемой оборачиваемости дебиторской задолженности;
-
ограничение относительного роста просроченной
дебиторской задолженности, в том числе
сомнительной и безнадежной задолженности
в структуре дебиторской задолженности.
Главной
целью деятельности компании является
достижение прибыли. Как правило прибыль
увеличивается при увеличении объема
продаж. Одним из самых действенных способов
увеличения объема продаж является предоставление
товара в кредит. Для этого есть следующие
причины:
- возможно привлечения покупателя, не
имеющего достаточно средств для предоплаты;
- покупатель в состоянии купить больше
или более дорогого товара.
Этот
инструмент продажи является настолько
мощным, что фирмам, которые начали активно
его применять, удается кардинальным способом
увеличить оборот. Причем это касается
не только продаж дорогого товара, например
автомашин в лизинг, но и предоставляя
небольшие кредиты например в сфере торговли
продуктами питания.
Однако
вместе с существенным увеличением
объема продаж можно столкнуться и с не
менее существенной проблемой – увеличению
дебиторской задолженности, что может
привести к неплатежеспособности.
При разработке кредитной политики фирмы
необходимо учитывать не только условия
продажи в кредит, но и обязательно внутреннюю
структуру управления фирмой. Функции
каждого отдела должны быть строго структурированы.
Для
повышения
Финансирование товарного кредита возможно различными способами: за счет собственных средств, банковского кредита, товарного кредита собственного поставщика. Очень часто в случае продажи товара конечному потребителю для финансирования привлекают лизинговую фирму. Кроме того в Латвии получил распространение факторинг. В последнее время также можно застраховаться от неплатежей. В этом случае страховая фирма возместит неплатежи достаточно быстро - например через 30 дней после наступления срока платежа.
При разумной организации кредитного контроля и грамотной кредитной политике можно резко снизить количество неплатежей. Однако самой распространенной тактикой наших фирм является следующая: если клиент некоторое время удовлетворительно соблюдал условия платежа он продолжает беспрепятственно кредитоваться.
Находясь на разных этапах развития, компании преследуют различные цели и придерживаются различных стратегических линий. Можно выделить три основные модели поведения:
- расширение рыночной ниши;
- удержание рыночной ниши;
-
максимизация прибыли при
Чем более агрессивные цели ставит перед собой фирма, тем более активной будет ее финансовая политика. Кроме того, серьезное влияние на выбор политики оказывает уровень конкурентной борьбы на рынке. Но во всех случаях регулирование дебиторской задолженности наравне с ценообразованием будет ключевым механизмом управления сбытом. Причем рост доходности возможен как вследствие увеличения продаж, так и за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. Первое будет происходить при либерализации кредитования, второму же будет способствовать ужесточение кредитной политики.
1.2. Методы
управления дебиторской и
Управление
дебиторской задолженностью непосредственно
влияет на прибыльность компании и
определяет дисконтную и кредитную
политику для малоэффективных
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также необходимо оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, то есть упущенную выгоду от неиспользования средств, вместо их инвестирования.
Управление
дебиторской задолженностью связано
с двумя видами резервов времени
- на выписку счета-фактуры и
Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Сроки дебиторской задолженности следует либерализировать, когда нужно избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если предприятие работает в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных.
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1) анализ дебиторов;
2) анализ
реальной стоимости
3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Соотношение
дебиторской и кредиторской задолженностей
- характеристика финансовой устойчивости
фирмы и эффективности