Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"

Работа состоит из  13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

       Обязательное  условие лидерства - обладание властью  в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

       Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

       Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

       Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

       Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Современные модели лидерства.

Концепция атрибутивного лидерства.

Атрибутивный  подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.

       Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства.

       В рамках данной модели скорее всего  происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

       При этом в зависимости от эффективности  лидерства, спираль отношений лидер  последователь может раскручиваться вверх «отношения дают большой эффект» или вниз «отношения дают меньший эффект». Последнее может в конечном счете привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя.

Концепция харизматического лидерства.

Имеются две противоположные позиции  формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

       Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств.

Концепция преобразующего лидерства.

Понятие преобразующего или реформаторского  лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развития.

       Модель  преобразующего или реформаторского  лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

«Основы эффективного лидерства».

       Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный  и тактический  уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (Табл. 5). Приведенное здесь определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание.

Модель  «Основы эффективного лидерства»

Табл. 5

Руководители Деловые качества Определение качества
Высший  уровень компетентности Общее видение  ситуации

Осведомленность о внешней обстановке

Развитие общего видения  в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений;

Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений.

Средний уровень компетентности Творческое  мышление

Планирование  и оценка результатов 
 
 

Ориентация  на потребителей 
 

Управленческий  контроль и интеграция

Финансовое  управление

Управление  технологиями

Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение  инновационной активности у других;

Определение политики, основных направлений развития, панов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; оценка прогресса и результатов деятельности; повышение эффективности организации;

Активное  изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов;

Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной работе; 

Подготовка  и утверждение бюджета, контроль расходов, управление договорами и  заявками;

Содействие  персоналу в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала;

Нижний  уровень компетентности Управление  многообразной рабочей силой

Управление  конфликтами

Влияние и ведение переговоров 

Формирование  команды

Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы;

Предупреждение  или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере;

Получение информации об отдельных  сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей

Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса;

Основы  компетенции Устные коммуникации

Письменные  коммуникации

Решение проблем 
 
 

Лидерство 

Навыки  межличностных отношений 
 

Самоуправление 
 
 

Гибкость 

Решительность 

Техническая компетентность

Умение слушать  других; делать ясные и эффективные устные сообщения для отдельных сотрудников и групп;

Эффективные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений;

Выявление и формулирование проблем, анализ соответствующей информации, поиск альтернатив и планирование мер по решению проблем;

Демонстрация  и поощрение высоких стандартов поведения, приспособление стиля управления к ситуации и людям, умение мотивировать и руководить ими;

Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей;

Реалистическая  оценка собственных достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие, эффективное управление собственным временем;

Приспособление  к изменениям в рабочей среде  организации, эффективная борьба со стрессами;

Активные  действия и готовность к риску, когда  это необходимо; принятие трудных решений в сложных ситуациях;

Демонстрирование  высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности.

 

       Анализ  таблицы 5 показывает, что для каждого  уровня руководства  существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для предпринимательской малой или средней организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.  

18. Конфликтность в  менеджменте (Конфликты в коллективе и способы их разрешения.)

Конфликт  – столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей.  Типы конфликтов: внутиличностный, межличностный, м/у личн. и группой, межгрупповой.

Внутриличностный  – когда к одному и тому же человеку предъявляются противоречивые требования. Например, руководитель производственного отдела дает указание по увеличению партии продукции, а начальник по качеству настаивает на увеличении качества продукции путем уменьшения партии.

Межличностный – самый распространенный конфликт. Например, 2 человека с абсолютно разными характерами никогда не будут ладить или 2 художника, занимающиеся одной и той же рекламой, но имеющие разные взгляды, будут убеждать директора принять именно его точку зрения.

Между личностью и группой – когда  человек занимает позицию отличную от коллектива.

Межгрупповой  – столкновение групп как формальных так и неформальных. 

Осн. причины  возникн. конфликтов: препятствие достижению целей трудовой деят-ти (отсутствие инф-циии, недопоставка материалов) препятствие достижению личных целей (достижение сотрудником-конкурентом более высоких рез-тов, задержка повышения оклада), противоречия в поведении, взглядах, манерах, привычках (различия в возрасте, в воспитании, несовместимость хар-ров), действия одного сотрудника препятствуют успешной деят-ти другого, действия одного сот-ка препятствуют достижению личн. целей другим, поведение, взгляды одних сотрудников противоречат нормам поведения, взглядам других. Способы предупрежд. конфликтов: четкое распределение ф-ций, прав, ответ-ти, согласование интересов работников, выявление пот-тей работников и создание условий для максим. их удовлетворения, формиров. рабочих групп с учетом личной совместимости, применение адекватного стиля руководства, своевременное обнаружение противоречий и их разрешение на основе переговоров. Осн. принципы проведения переговоров: сделать разграничения м/у участниками и предметом переговоров, сосредоточиться на интересах, а не на позициях, разрабатывать взаимовыгодные варианты, настаивать на использовании объективных критериев. Предупреждение конфликтов в коллективе и их эффективное рарешение требуют определ. соц.-психол. инф-ции.: инф-ция о людях (о хар-ках, об отношениях, о неформ. группах и лидерах, о пот-тях) и инф-ция о мнениях людей (об усл. труда, о рук-лях, о политике орг-ции). Методы сбора: наблюдение, интервью, анкета)

Правила разрешения конфликтов: 1. Не сравнивать степень вины участников. 2. Начните разговор с описания конкретной ситуации, которая Вас не устраивает. 3. Выскажите, что Вы чувствуете с связи с конфликтом (я боюсь, я переживаю, опасаюсь) - от объективного переходите к субъективному. 4. Постарайтесь выслушать другую сторону. 5. Разберитесь в скрытых мыслях, допущениях. 6. Выскажите конкретные предложения по изменению ситуации, поведения. 7. В завершение - обсудите, что произойдет, если изменения будут приняты. 8. Удержитесь от комментариев, подводя черту под разговором, или сделайте их в позитивном плане.

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"