Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:06, курс лекций
Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков:
направленность на достижение определенных уникальных целей и конкретных результатов;
скоординированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени, с определенными началом и концом.
Если СКПК попадают в диапазон $200 – 800, то профессиональные СУП могут стоить заметно больше $5000. В настоящее время существует несколько сотен систем, так или иначе реализующих функции СКПК. Однако разнообразная «направленность» и «раскрученность» их делают свое ограничительное дело. Реально на российском рынке стабильно присутствует не более 10 систем. Среди них есть и отечественные разработки.
Принципиальных функциональных отличий между СКПК начального уровня на самом деле не так много. Практически все они имеют сходный набор стандартных функций:
В отличие от СКПК, профессиональные системы управления проектами в своей функциональности уже заметно отличаются друг от друга. И это, как правило, уже не отдельные программы, а комплексы, в состав которых входят различные утилиты и модули, предназначенные для решения специфических задач.
В организации можно выделить, по крайней мере, три уровня, на которых происходит управление проектами:
1. Уровень высшего
руководства, на котором
2. Стратегический уровень, состоящий из профессионалов по управлению проектами, занимающихся планированием и контролем корпоративных проектов. Как правило, этот уровень представляется весьма малым количеством людей, основная обязанность которых - именно управление проектами, и которые в своей работе опираются на программное обеспечение по управлению проектами. Миссия подобных профессионалов является ключевой в организации. Они работают как группа поддержки по управлению проектами, даже если официально им не дают такое название.
3. Уровень операций, для
которого работа с программным
обеспечением по управлению
Несомненно, нужна интеграция программного обеспечения трех уровней для поддержки информационных потоков в организации. Каждый уровень управления характеризуется своими специфическими требованиями к программному обеспечению.
Требования к интегрированной системе по управлению проектами универсальны и не зависят от специфики организации. Модель обмена данными можно упрощенно представить следующим образом:
Поток данных по проекту идет в направлении снизу вверх, от уровня операций к стратегическому уровню, на котором происходит обобщение поступивших сведений, и уже на уровне высшего руководства данные поступают в виде отчета, предоставляющего данные по проекту в достаточно общем виде.
На каждом уровне управления
проектами к программному обеспечению
предъявляются характерные
Требования к программному обеспечению по управлению проектами.
Уровень высшего руководства
Для данного уровня (на самом деле у высшего руководства не всегда есть желание работать с системами управления проектами) самым главным требованием является простота использования. Руководство, если у него появилась потребность работать с ПО по УП, будет делать не очень часто, и не захочет тратить на изучение системы больше 2-3 дней. Следующей важной особенностью является презентационный характер форм предоставления информации по проектам, так как руководитель может использовать программное обеспечение для подготовки презентаций для клиентов. Средство для предоставления информации в самом общем виде на одном листе в форме диаграммы Гантта или кривой затрат – самое стандартное требование. Руководство не будет тратить время на ввод данных, так что должна быть возможность для получения данных из других источников, в том числе с других уровней управления проектами. В то же время может понадобиться средство для планирования сверху вниз, если нужно будет детализировать построенный руководством план на другом уровне управления.
Стратегический уровень
Требование легкости
изучения и "дружелюбный интерфейс"
не упоминается в запросах на программное
обеспечение специалистов-
Важна возможность ввода реальных данных и сравнения предварительных планов с фактическим выполнением для внесения корректирующих операций. Гибкая отчетность нужна, поскольку менеджерам-профессионалам приходится настраивать отчеты не только для себя, но и для сотрудников, работающих с проектом на других уровнях управления.
Уровень операций
Требование "банальности" при работе с системой всегда выставляется под №1 в списке требований. Сотрудники не могут выделять слишком много времени для поддержания данных по проекту в актуальном состоянии. Наиболее часто произносится жалоба со стороны менеджеров проектов на то, что масса времени у них уходит на ввод данных по проекту. Однако возможность предоставления отчетов в графическом виде важна для координации действий исполнителей в проекте, что входит в непосредственные обязанности менеджера проекта.
Уровень высшего руководства |
Стратегический уровень |
Уровень операций |
Легкость в применении Возможность получать демонстрационные отчеты Мощные возможности обобщения сведений Средства для интеграции с данных из других программных приложений Процедуры для планирования сверху вниз |
Мощность временного, ресурсного, стоимостного планирования, анализа рисков Возможность интеграции с другими приложениями Средства для свертывания данных по проекту (предоставление отчетов руководству) и углублению для планирования на более детальном уровне Средства для контроля за реализацией проекта Гибкость при настройке выходных форм отчетности |
Простота использования Легкость изучения "Прозрачность" процедур ввода данных Наглядность |
Как строится интегрированная система по управлению проектами?
Выбор программного обеспечения по управлению проектами зачастую зависит от того, с какого уровня исходила инициатива. Часто получается, что самый активный уровень навязывает другим программное обеспечение, отвечающее непосредственно их требованиям.
1. Выбор производится руководством
За |
Против |
Внедрение, "по определению", быстро продвигается Методы внедрения Благодаря поддержке легко выискиваются финансовые и людские средства для внедрения |
Руководство может быть не осведомлено о запросах нижних уровней Система может оказаться неэффективной для работы менеджеров-профессионалов |
2. Выбор проводится на стратегическом уровне
За |
Против |
Продукт, скорее всего, окажется достаточно функциональным Эксперты по управлению проектами в компании смогут давать рекомендации пользователям других уровней Система окажется достаточно удачно интегрируемой с другим программным обеспечением |
Может потребоваться интенсивный тренинг по ПО Для реального использования продукта придется вводить много данных на других уровнях |
3. Выбор производится на уровне операций
За |
Против |
· Выбранная система легко применяется · Большое число пользователей уже использует систему, чаще всего просто принимается решение о поставке интегрированной системы управления проектами · Так как система не многофункциональна, она наверняка дешевая |
· Программное обеспечение низкого уровня не удовлетворит запросов стратегического уровня и уровня высшего руководства · Так как программное обеспечение навязано стратегическому уровню, с его стороны будет сопротивление в ответ · Малофункциональное программное обеспечение будет интегрироваться с другими программами при затрате дополнительных усилий и финансов |
Какой из подходов наиболее удачен? Никакой, так как при каждом способе приходится жертвовать потребностями членов уровней управления, не участвующего в выборе. Предлагаемая схема выбора программного обеспечения по управлению проектами в организации состоит из следующих шагов:
1. Анализ требований
2. Анализ рынка
3. Выбор программного обеспечения
Важно не делать обобщений при составлении списка требований и не пытаться найти такое средство, которое удовлетворяет всем запросам. Нельзя корректно определять приоритеты, рассматривая списки требований различных уровней. Конечно, можно исходить из самых высоких запросов стратегического уровня, предположив, что пользователи других уровней изучат и будут использовать лишь часть функций системы, но такое решение будет дорогим и утяжеленным.
В реализацию проектов вовлечено
множество сотрудников