Личные техники управления стрессовой ситуацией и повышение стресса устойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение личных техник управления стрессовой ситуацией.

Содержание

Введение...............................................................................................3
Глава 1. Личные техники управления стрессовой ситуацией........5
1.1. Понятие и причины стресса в современной организации.........5
1.2. Роль организации в понижение стресса......................................6
1.3. Подходы некоторых компаний к борьбе со стрессом................7
1.4. Организационные программы борьбы со стрессом…………...9
Глава 2. Принципы и методы повышение стресса устойчивости..13
2.1 Релаксация……………………………………………………..13
2.2 Концентрация …………………………………………………15
2.3 Ауторегуляция дыхания………………………………………16
2.4 Методы профилактики стресса……………………………….17
2.4.1 Противострессовая “переделка” дня……………………….18
2.4.2 Первая помощь при остром стрессе………………………..19
2.4.3 Аутоанализ личного стресса………………………………..20
Глава 3 Методы управления повышающие производительность и стрессоустойчивость.............................................................................22
Заключение............................................................................................ 24
Список используемой литературы.......................................................26
Приложения............................................................................................27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (ШЕЛЕПОВА).doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)
 

  Министерство  образования Республики Беларусь

  УО  «Полоцкий государственный университет» 
 

  Кафедра теории и методики физвоспитания 
 
 
 

  Курсовая  работа

  по  дисциплине «Основы менеджмента»

  на  тему «Личные техники управления стрессовой ситуацией и повышение  стресса устойчивости» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила:                                                                                 студентка гр.                           09-ТГ-2                                                                                                                     

  Проверил:                                                                                 преподаватель

  Суворов А. П. 
 
 
 
 
 
 

Новополоцк 2011

Содержание: 

Введение...............................................................................................3  

 Глава 1. Личные техники управления стрессовой ситуацией........5

 
   1.1. Понятие и причины стресса в современной организации.........5 
   1.2. Роль организации в понижение стресса......................................6 
   1.3. Подходы некоторых компаний к борьбе со стрессом................7

   1.4. Организационные программы борьбы со стрессом…………...9 
 
Глава 2.
Принципы и методы повышение стресса устойчивости..13 

  2.1 Релаксация……………………………………………………..13

  2.2 Концентрация …………………………………………………15

  2.3 Ауторегуляция дыхания………………………………………16

  2.4 Методы профилактики стресса……………………………….17

  2.4.1 Противострессовая “переделка” дня……………………….18

  2.4.2 Первая помощь при остром стрессе………………………..19

  2.4.3 Аутоанализ личного стресса………………………………..20

 
 
Глава 3  Методы управления повышающие производительность и стрессоустойчивость.............................................................................22 
 
Заключение............................................................................................ 24 
 
Список используемой литературы.......................................................26 
 
Приложения............................................................................................27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Важной задачей на современном предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи в рамках программы по профилактике стрессов, а также уменьшению социальной напряженности на работе.  
  Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться со стрессовыми ситуациями. Стрессы проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о стрессах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает стресс, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта, а стресс, в свою очередь, являются важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения Белоруссии особенно возрастает, что связано с теми процессами общественно-экономических изменений, которые происходили в обществе за последнее десятилетие. В период социальных реформ большая часть общества испытывает социальный конфликт, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию им затяжного психоэмоционального стресса. Тем самым значительная часть населения оказывается подверженной социально-стрессовым расстройствам. При этом люди теряют социальную приспособляемость, приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле вследствие девальвации привычных ценностей. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных инструкций.  
Вырабатываемые навыки стресс-менеджмента и навыки разрешения конфликтов при этом рассматриваются как производственная технология, неотъемлемый элемент корпоративной и управленческой культуры, составная часть культуры труда, особенно в сферах деятельности, связанных с общением с людьми. 

 Цель данной курсовой работы – изучение личных техник управления стрессовой ситуацией.

Задачи:

  1. изучить  техники управления стрессовой ситуацией организации;

  2. рассмотреть  методы и приемы повышение стресса устойчивости;

  3. проанализировать  как работать на предприятии,  чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса; 
Объект изучения – сотрудник организации

Предмет изучения – техники управления стрессовой ситуацией и повышение стрессоустойчивости. 
  Методы изучения –тестирование, анализ документов, анализ литературы, экономический анализ, наблюдение, анализ статистических данных.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Личные техники управления стрессовой ситуацией  

1.1 Понятие и причины стресса в современной организации 

 Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Кард Альбрехт, автор книги «Стресс и менеджер»: «Стресс — это естественная часть человеческого существования. Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс, нулевой стресс невозможен» [1, c. 15].

  Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям [1, c 25].

  Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходятся организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников» коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся».

  Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Широко распространенной, понятной причиной стресса является перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка, а именно задание, которое следует завершить в  конкретный период времени. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства». Работник, не получающий работы» соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным.

Вторым  фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику  предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания.              

   Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

  Третий фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать. 

  Четвертый фактор — неинтересная работа. Обследование 2000 работающих  мужчин 23 профессий показало, что «индивидуумы» имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

   Однако, как было показано далее, взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре  помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Исследования также показало, что неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования друг к другу тоже могут вызвать стресс.

  ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанной с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженым результата работы[1, c. 26]. 

1.2  Роль организации в понижение стресса 

С 1990х  гг. стресс на работе одной из наиболее  актуальных производственных проблем, связанных со здоровьем. Работодатели обязаны брать на себя инициативу в решении проблем, относящихся  к стрессу.  По мере возрастания серьезности этой проблемы основной задачей индустриально-организационных психологов становится создание  «здоровых» рабочих мест. Возможные варианты решения этого, как устранить негативные последствия связанного с работой стресса (приложение 3):

  Во-первых, можно уменьшить интенсивность и количество стрессоров в производственной среде. Это метод, который в наибольшей степени поможет максимальному числу работников, внедрить в организациях совсем не сложно. Многие производственные стрессоры порождаются теми решениями, которые принимаются в отношении подбора и размещения кадров, обучения, планирования работы и создания определенных условий труда. В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс.

  Во-вторых,  можно предпринять какие-то действия по изменению оценки ситуации людьми, столкнувшимися со стрессом. К примеру, реорганизация производства может быть сильным стрессором, но этот стресс в значительной мере обусловлен страхом перед неизвестностью. Если заранее предупредить работников, а также максимально подробно объяснить, каким образом их затронут грядущие изменения, такие действия могут устранить или уменьшить их страх. Можно также воспользоваться программами  поддержки работников, которые делают доступными для них книги, курсы или консультации, чтобы помочь людям научиться оценивать потенциально стрессовые ситуации более объективно.

Информация о работе Личные техники управления стрессовой ситуацией и повышение стресса устойчивости