Личные техники управления стрессовой ситуацией и повышение стресса устойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение личных техник управления стрессовой ситуацией.

Содержание

Введение...............................................................................................3
Глава 1. Личные техники управления стрессовой ситуацией........5
1.1. Понятие и причины стресса в современной организации.........5
1.2. Роль организации в понижение стресса......................................6
1.3. Подходы некоторых компаний к борьбе со стрессом................7
1.4. Организационные программы борьбы со стрессом…………...9
Глава 2. Принципы и методы повышение стресса устойчивости..13
2.1 Релаксация……………………………………………………..13
2.2 Концентрация …………………………………………………15
2.3 Ауторегуляция дыхания………………………………………16
2.4 Методы профилактики стресса……………………………….17
2.4.1 Противострессовая “переделка” дня……………………….18
2.4.2 Первая помощь при остром стрессе………………………..19
2.4.3 Аутоанализ личного стресса………………………………..20
Глава 3 Методы управления повышающие производительность и стрессоустойчивость.............................................................................22
Заключение............................................................................................ 24
Список используемой литературы.......................................................26
Приложения............................................................................................27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (ШЕЛЕПОВА).doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

3. Наладьте  особенно эффективные и надежные  отношения с вашим боссом.  

 Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения. 

4. Не  соглашайтесь с вашим руководителем  или кем-либо, кто начинает выставлять  противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования. 

5. Сообщите  своему руководителю или сотрудникам,  когда вы почувствуете, что ожидания  или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Скажите  им, что вы несколько неуверенны  относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.  

6. Обсудите  чувство скуки или отсутствие  интереса к работе со своим  руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности. 

7. «Найдите  каждый день время для отключения  и отдыха. Закройте дверь на  пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг... Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку ил» ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы ухе идти домой или заняться другой работой».

  К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

  Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, мы предлагаю следующее:

1. Оцените  способности, потребности и склонности  ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.  

2. Разрешайте  вашим работникам отказываться  от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко  опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных. 

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации. 

5. Обеспечьте  надлежащее вознаграждение за  эффективную работу. 

6. Выступайте  в роли наставника по отношению  к вашим подчиненным, развивая  их способности и обсуждая  с ними сложные вопросы [6, c. 153]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного профиля многих стран мира.

  Социально-политическая напряженность, трудности переходного периода в экономике, резкая ломка общественного сознания, глубокие преобразования во многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в котором психологические исследования имеют первостепенное значение. Заметим, что, к сожалению, в современной Беларуси целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее исключение, чем правило. На любом современном предприятии должна действовать психологическая служба. Задачи такой службы могут выполнять и специалисты, находящиеся в штате организации, и сторонние специалисты, работающие по договору. В число задач психологической службы организации должно входить повышение психогигиенической компетентности сотрудников. Подведем в заключение некоторые итоги проведенному обсуждению изучению техник управления стрессовой ситуацией организации и методах и приемах повышение стресса устойчивости.

  Место работы и должность, избранная профессия и профессиональный рост, психологический климат в организации и видение своей роли в общем деле могут быть основой чувства удовлетворенности своим местом в жизни, инициировать переживания полноты самоотдачи, удовлетворенности ходом самореализации, могут давать желаемое эмоциональное насыщение от межличностных отношений на работе. Вместе с тем, все эти аспекты в неблагоприятных качествах приводят к общему чувству неудовлетворенности жизнью, размыванию смысла жизни, обесцениванию труда, приводят к затяжному стрессу со многими вытекающими последствиями для личности и организма. То или другое положение возникает как следствие взаимодействия большой совокупности объективных и субъективных факторов, внешних обстоятельств и особенностей личности. Возникающий в трудовой деятельности стресс имеет разную природу.

  Это следует учитывать как в выборе направлений, подходов к его преодолению, так и выборе конкретных методик, отдельных приемов снижения стресса.

  Одни причины стрессового состояния могут быть нейтрализованы личными усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию им умений совладения со стрессом.

  Другие - требуют организационных решений: изменения организационной политики и организационной структуры, перехода на новый этап организационного развития, технологической модернизация предприятия, улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике стрессов на предприятии, систематическом использовании методов психогигиены.

  Проанализировав как работать на предприятии, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса можно сказать о том прежде всего необходимо, чтобы сам руководитель умел справляться со стрессом, к менее важным относится соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы 

  1. Гримак  Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989, с. 15
  2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988, с. 67.
  3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение в фирме: эффекты и парадоксы. Учебное пособие. - М.: Юнити, 1999, с. 49.
  4. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу.Г. Селье. Стресс без болезней.). - Спб, ТОО “Лейла”, 1994, с. 59.
  5. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред.О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1988 , с. 98
  6. Янценевская А.Я. Организационное поведение в фирме. М.: Инфра-М, 1998, с. 153.
  7. Справочник предпринимателя, М: 1999г, с. 33
  8. Гринбер  Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002, с. 53.
  9. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер , 2001, с. 105.
  10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 1999, с. 105.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложения 

  Приложение 1 

  Тест  на определение степени сопротивляемости стресса 

  "Вам  предложено ознакомиться с ситуациями, которые могут произойти в  жизни любого человека. Отметьте  на бланке перемены в жизни,  которые способны у Вас вызвать  стресс. На основании данного  тестирования служба управления персоналом разработает мероприятия, которые помогут более эффективно заботиться о своих сотрудниках" 

  Перемены  в жизни, способные  вызвать стресс 

 
  События в жизни
Единицы значимости (баллы)
  1. Смерть супруги

  (супруга)

  2. Развод

  3. Разрыв с партнером

  4. Отбывание наказания в тюрьме

  5. Смерть близкого родственника

  6. Травма или болезнь

  7. Свадьба

  8. Перемещение по службе

  9. Примирение с партнером (партнершей) или

  мужем (женой)

  10. Уход на пенсию

  11. Болезнь члена семьи

  12. Беременность партнерши

  13. Сексуальные затруднения

  14. Рождение ребенка

  15. Изменение финансового положения

  16. Смерть близкого друга

  17. Смена места работы

  18. Увеличение числа супружеских  (партнерских) ссор

  19. Получение денежной ссуды

  20. Растущие долги

  21. Повышение служебной ответственности

  22. Уход сына или дочери из  родительского дома

  23. Раздоры с родителями мужа  или

  жены

  24. Головокружительный личный успех

  25. Выход жены на работу или  уход с работы

  26. Окончание школы и поступление  в институт

  27. Изменение жилищных условий

  28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов)

  29. Конфликты с начальством

  30. Изменение условий работы или  рабочего времени

  31. Перемена места жительства

  32. Экзамены в школе (институте);

  квалификационная  аттестация на работе

  33. Смена привычного места отдыха

  34. Изменения в отношениях с окружающими  (друзьями, коллегами и т.д.)

  35. Нарушения сна

  36. Изменения характера и частоты  встреч с другими членами семьи  (или близкими родственниками)

  100

  73

  65

  63

  63

  53

  50

  47

  45

  45

  44

  40

  39

  39

  38

  37

  36

  35

  31

  30

  29

  29

  29

  28

  26

  26

  25

  24

  23

  20

  20

  20

  19

  18

  16

  15

  15

  12

  14

  12

 

  Приложение 2 

  Данный  тест на оценку стрессоустойчивости  был разработан ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

  Подвержены  ли Вы стрессу?

  1. Вы едите, по крайней мере, одно  горячее блюдо в день.

  2. Вы спите 7-8 часов, по крайней  мере, четыре раза в неделю.

  3. Вы постоянно чувствуете любовь  других и отдаете свою любовь  взамен.

  4. В пределах 50 километров у Вас  есть хотя бы один человек,  на которого Вы можете положиться.

  5. Вы упражняетесь до пота хотя  бы два раза в неделю.

  6. Вы выкуриваете меньше половины  пачки сигарет в день.

  7. За неделю Вы потребляете не  больше пяти рюмок алкогольных  напитков.

  8. Ваш вес соответствует Вашему  росту.

  9. Ваш доход полностью удовлетворяет  Ваши основные потребности.

  10. Вас поддерживает Ваша вера.

  11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

  12. У Вас много друзей и знакомых.

  13. У Вас есть один или два  друга, которым Вы полностью  доверяете.

  14. Вы здоровы.

  15. Вы можете открыто заявить  о своих чувствах, когда Вы  злы или обеспокоены чем-либо.

  16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

  17. Вы делаете что-то только ради  шутки хотя бы раз в неделю.

  18. Вы можете организовать Ваше  время эффективно.

  19. За день Вы потребляете не  более трех чашек кофе, чая  или других содержащих кофеин напитков.

  20. У Вас есть немного времени  для себя в течение каждого  дня.

  Предлагаются  следующие ответы с соответственным  количеством очков:

Информация о работе Личные техники управления стрессовой ситуацией и повышение стресса устойчивости