Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение личных техник управления стрессовой ситуацией.
Введение...............................................................................................3
Глава 1. Личные техники управления стрессовой ситуацией........5
1.1. Понятие и причины стресса в современной организации.........5
1.2. Роль организации в понижение стресса......................................6
1.3. Подходы некоторых компаний к борьбе со стрессом................7
1.4. Организационные программы борьбы со стрессом…………...9
Глава 2. Принципы и методы повышение стресса устойчивости..13
2.1 Релаксация……………………………………………………..13
2.2 Концентрация …………………………………………………15
2.3 Ауторегуляция дыхания………………………………………16
2.4 Методы профилактики стресса……………………………….17
2.4.1 Противострессовая “переделка” дня……………………….18
2.4.2 Первая помощь при остром стрессе………………………..19
2.4.3 Аутоанализ личного стресса………………………………..20
Глава 3 Методы управления повышающие производительность и стрессоустойчивость.............................................................................22
Заключение............................................................................................ 24
Список используемой литературы.......................................................26
Приложения............................................................................................27
В-третьих,
можно предпринять какие-то меры по повышению
способности людей эффективно справляться
с последствиями стресса. Это наиболее
распространенный подход - и именно
тот, о котором большинство людей думают
в первую очередь, когда слышат слова «борьба
со стрессом» [3, c. 49].
Некоторые специалисты полагают, что внимание следует сосредоточить на изменении организации труда. Самостоятельные рабочие бригады – типа тех, что образованы при выпуске автомобилей «Saturn», - обеспечивают работникам больший контроль над условиями труда. Это позволило сократить текучесть и абсентеизм – два следствия стресса на производстве.
Если не прибегать к реорганизации труда, то компании, добивающиеся перемен, должны научить своих сотрудников иному отношению к работе, а не ждать, пока они сами адаптируются к ней, говорит Брайан Лаутон, психолог и консультант банка «Wells Fargo». Лаутон работал с одной группой работников, производительность которых была низкой из-за стиля управления босса – из-за того, как он делегировал полномочия, общался, определял ответственность и приоритеты. Люди не доверяли ни ему, ни друг другу. Проведя обследование, Лаутон выявил проблему и свел всех вместе для поиска решений. Обнаружилось, что все члены группы испытывают дискомфорт, а это подняло моральный дух, ибо работники осознали, что у них одна проблема. Общение между боссом и коллективом наладилось, а менеджер научился использовать обратную связь от сотрудников.
Другой подход – участие работников в планировании и осуществлении перемен. Эксперты полагают, что работники, которые участвуют в организационных переменах, испытывают меньший стресс, чем те, кого руководство игнорирует.
Некоторые компании даже оказывают помощь увольняемым сотрудникам.
Когда правительство не возобновило единственный контракт, который планировался с заводом, выпускающим самолеты «Боинг» комитет в составе менеджеров, трудящихся и работников отдела занятости штата решил оказать помощь 1600 работникам, подлежащим увольнению. Были образованы консультационный центр и курсы переподготовки. В радиусе 100 миль от города с 70 000 жителей были найдены 2343 рабочих места. За три месяца до закрытия завода 300 рабочих нашли новые места, а проекты, выполнявшиеся заводом, были выполнены в срок и в соответствии со сметой.
Компании предлагают своим работникам гибкий график, позволяющий им самим составлять свое расписание, учитывая приоритеты и стиль жизни. Это помогает при наборе сотрудников, так как 80 % молодых людей в возрасте от 20 до 39 лет говорят, что гибкий график позволяет им больше времени проводить с семьей, что гораздо важнее работы и высокого заработка.
Другие мероприятия позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса:
● программы по уходу за детьми, учебные и воспитательные проекты для детей сотрудников;
● разделение труда для снижения нагрузки;
● бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик;
● услуги по реорганизации дней рождений для детей;
● предоставление работникам с собой готовой еды, чтобы им не приходилось готовить дома после работы;
● скидки на оборудование для домашнего компьютера;
● программы по уходу за стариками в семьях сотрудников [8, c. 53].
Стиль
управления. Опыт армии и результаты 40-летних
исследований в ней могут подсказать некоторые
решения. «Взаимное доверие, поддержка
и предсказуемость поведения в отношениях
между руководителями и подчиненными
– таковы ключи к снижению стресса на
производстве, говорит Дэвид Марлоу (главный
военный психиатр в Исследовательском
институте армии им. Вальтера Рида)
– Крайне важно не допускать мысли и формы
поведения, словно вы считаете, что от
вас можно избавиться» [10, c. 105].
1.4
Организационные программы
борьбы со стрессом
Проницательный менеджер не оставит без внимания злоупотребление сотрудниками алкоголя и наркотиков на работе, снижение результативности, ухудшение качества продукции или иные признаки того, что цели организации в части результативности не достигаются.
Опытный менеджер рассматривает такие явления в качестве симптомов стресса и пытается выяснить истинные и глубинные их причины. Однако большинство менеджеров в настоящее время по-прежнему, склонны изыскивать традиционные причины снижения результативности типа слабой подготовки, дефектного оборудования или неудовлетворительности инструктажа. Стресс, скорее всего не рассматривается ими в списке возможных проблем [7, c. 33].
Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:
▪ четко понимать ее смысл;
▪ знать, чего от них ждет компания;
▪ быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.
Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом:
▪ уточнить роль человека в общей работе;
▪ снизить нагрузку;
▪ применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).
Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.
Также важна корпоративная культура компании, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру фирмы формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.
Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:
▪ злоупотребление алкоголем и наркотиками;
▪ перевод на другое место;
▪ консультирование в области карьеры и т.п.
Другие носят наиболее общий характер:
▪ программа эмоционального здоровья;
▪ центр содействия работникам;
▪ программа оценки здоровья;
▪ специальные услуги здоровья.
Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.
Диагноз. Человек, который испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.
Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.
Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.
Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.
Для того чтобы клинические программы приносили пользу, в их осуществлении должен участвовать квалифицированный персонал. Необходимо заслужить доверие и уважение со стороны участников программы, что возможно лишь при наличии персонала, способного грамотно провести диагностику, лечение, скрининг и профилактику.
Эти программы рассчитаны на весь трудовой коллектив. Иногда они представляют собой развитие клинической программы. Часто такие программы обусловлены проблемами, выявленными в группе работников или подразделении, либо предстоящей переменой (перевод или закрытие предприятия, установка нового оборудования и т.п.)
▪ избавиться от лишнего веса;
▪ стать более сильным
▪ уменьшить число факторов, способствующих
возникновению сердечных
Упражнения – это одно из наиболее эффективных средств борьбы со стрессом, обеспечивающее естественный физический выход избыточной физиологической и психической энергии. Занимающиеся физкультурой люди чувствуют себя лучше, они могут и лучше работать; что при этом также имеет место снижение текучести кадров. Физические упражнения имеют множество бесспорных плюсов, но создать физкультурный центр еще не значит осуществить физкультурную программу. Работники должны еще и пользоваться тренажерами, а это может оказаться проблематичным; люди, нуждающиеся в них в наибольшей степени, могут уклоняться от тренировок.
Однако, основываясь на опыте многих работодателей, можно сказать, что подобные инициативы действительно заставляют людей больше двигаться, и многие из работников, ободренные своими результатами, продолжают занятия спортом.
Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, которые выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании. Исследователи указывают на четыре вида действий, связанных с более успешным проведением оздоровительных программ.
Планирование. Выявление потребностей организации, и ее работников и определение целей, соответствующих этим потребностям.
Осуществление. Превращение оздоровительных мероприятий в обязанность организации и нахождение адекватных ресурсов, обеспечивающих долговременное выполнение этой обязанности.
Распространение. Осуществление программы в наступательной манере и использование необходимых стимулов, побуждающих работников, особенно входящих в группу риска, в ней участвовать.
Информация о работе Личные техники управления стрессовой ситуацией и повышение стресса устойчивости