Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:55, курсовая работа
Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
- определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные стили лидерства;
Введение
Глава 1. Лидерство
1.1 Типология лидерства
1.2 Политическое лидерство
1.3 Теория лидерских качеств
Глава 2. Лидер завтрашнего дня
2.1 Качества необходимые лидеру
2.2 Стили лидерства
Заключение
Список использованной литературы
По словам Р.Такера, “лидерство есть указание направления, которое, в конечном счете, нацелено на действие”. Но оно будет эффективным и реальным только в случае, если “указание” имеет смысл применительно к данной ситуации.
Механизм же политического лидерства представляет собой систему регуляторов деятельности политика, обеспечивающую не только легальность его действий, но и соответствие их принятой в обществе системе духовных ценностей.
Говоря о политическом лидерстве как об особом и значительном типе власти, нужно сказать, что особенность эта состоит в том, что эта власть осуществляется по широкому кругу вопросов и проблем. Политические лидеры осуществляют свою власть над сферой, включающей в себя международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние граждан.
Для понимания комплексного феномена политического лидерства необходим учет различных типов переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный момент времени:
- личность лидера, его
происхождение, процесс
- характеристики последователей;
- отношения между лидером и последователями;
- контекст, в котором имеет место лидерство;
-результат взаимодействия
между лидером и его
При таком рассмотрении процесса политического лидерства на первый план выступают отношения лидера с последователями. Поэтому не случайно некоторые авторы считают отношения “лидер - последователи” доминирующим фактором, определяющим лидерство.
В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента :
1. Индивидуальные черты лидера.
2. Ресурсы, или инструменты, которыми он располагает.
3. Ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние.
Все эти компоненты прямо
влияют на эффективность лидерства.
Но если властные позиции и роли,
являющиеся объективной основой
политического лидерства, относительно
стабильны, с трудом и достаточно
редко подвергаются радикальным
изменениям, то личностный, персональный
компонент лидерства более
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.
У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно - компенсаторские функции, позволяет подавлять либо преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности. Определенные психологические потребности также подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей.
Политическое лидерство
существует на трех социальных уровнях,
где выполняет различные
1. На уровне малой группы,
объединенной политическими
2. Лидерство на уровне
политических движений в
3. Лидерство политическое
как способ организации власти
в условиях существования
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом. Политическое лидерство, как механизм интеграции общества создается создается не только посредством правовой регламентации деятельности политики, но и морально - психологическими регулятивами. Судьба политики зависит от поступка, за который он не обязательно несет ответственность, но он может стоить ему карьеры.
В качестве специфического социального института политическое лидерство обнаруживает себя по мере реализации следующих функций:
1. Интегративной (интеграции
интересов слоев населения в
конкретной политической
2. Координационной (корреляция
деятельности трех властных
3. Прагматичной (превращение целей и задач, стоящих перед обществом и формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.
С точки зрения содержания принято выделять следующие функции:
1. Интеграция общества, объединение
масс. Лидер призван воплощать
в себе и представлять во
взаимоотношениях с другими
2. Нахождение и принятие
оптимальных политических
3. Социальный арбитраж
и патронаж, поддержание порядка
и законности с помощью
4. Коммуникация власти
и масс, упрочение эмоциональной
связи и тем самым
5. Инициирование обновления, генерированние оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества.
Политическое лидерство как сложное социальное явление неоднородно по типологии. Типы политического лидерства строятся по следующим признакам :
1. Четкость политической цели, провозглашаемая в программных заявлениях лидера, ясность для населения проводимых мер по ее реализации.
2. Наличие собственных
подходов к решению
3. Особенности взаимоотношений
лидера и его соратников, методы
руководства, используемые
Предлагается следующая типология политических лидеров:
1. Автократический тип,
предполагающий неограниченную
личную власть, жесткое давление
на общественные структуры,
2. Либеральный стиль,
3. Демократический стиль
не был характерен для
Итак, в краткой форме было рассмотрено политическое лидерство, на основании вышеизложенного в заключение можно сделать следующий вывод:
- В современной науке
существует множество
Руководство и лидерство
Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.
Понятие же руководства относится к организации деятельности группы к процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д. Парыгина:[12]
1. Лидер в основном призван
осуществлять регуляцию
2. Лидерство можно
3. Лидерство возникает
стихийно, руководитель всякой реальной
социальной группы либо
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.
5. Руководство подчиненными,
в отличие от лидерства,
6. Процесс принятия решений
руководителем более сложен и
опосредован множеством
7. Сфера деятельности лидера
- в основном малая группа, где
он является лидером, сфера
деятельности руководителя
В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:
1. Руководство и лидерство
- средства координации
2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.
3. Руководству, как и
лидерству присуща
Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.
Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.[13]
В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность - дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность в условиях демократии (Лоутон, Роуз). Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.
Внутри государственной службы выделяются четыре фактора, влияющие на лидерство:
- компетентность: административный
персонал должен быть
- организация управления:
разумная организация
- тесная связь между
бюрократией с одной стороны,
лидерством и правительством
с другой. Государственные служащие
должны быть такими, чтобы на
них можно было положиться. Но
все зависит от того, какие
требования предъявляются
- бюрократия должна быть связана с населением, таким образом трудности в реализации задач сводятся к минимуму.
Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том, что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющее воздействие.