Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:55, курсовая работа

Описание

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
- определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные стили лидерства;

Содержание

Введение
Глава 1. Лидерство
1.1 Типология лидерства
1.2 Политическое лидерство
1.3 Теория лидерских качеств
Глава 2. Лидер завтрашнего дня
2.1 Качества необходимые лидеру
2.2 Стили лидерства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.10 Кб (Скачать документ)

8. Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности—ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу.

Силы и энергию необходимо, поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы  в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени  разрушать привычные образцы  действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

9. Однако одного физического  здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально  здоровым человеком, иначе просто  не выдержит всех сваливающихся  на его голову перегрузок.

10. Поэтому нужно загодя  формировать у себя положительные  эмоции: сопереживание, делающее  человека гуманным; волнение, стимулирующее  активность, заинтересованность и  любознательность, помогающую продвигаться  вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

11. Принятие управленческих  решений требует от менеджеров  не только квалификации, но и  эмоциональной зрелости, которая  выражается в умении и готовности  идти навстречу острым ситуациям,  успешно справляться с ними, не  делать не переживаемой трагедии  из поражений, неминуемых на  жизненном пути любого менеджера.  Он должен быть эмоционально  стабилен. На языке психологов  это ценное качество называется  «инфарктоустойчивостью» - отсутствием страха и тревоги. Невротизм лидеру противопоказан.

12. Современный менеджер  должен активно бороться с  собственными недостатками, формировать  у себя положительное отношение  к жизни и работе, создавать  «здоровое» окружение путем выдвижения  и обучения людей, раскрытия  их способностей и талантов; при  этом не нужно опасаться потерять  авторитет—в большинстве случаев  сотрудники за такое отношение  к ним платят, наоборот, признанием  и благодарностью.

13. Другая группа качеств,  необходимых любому менеджеру—профессиональные. Это—компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов[17].

Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так  и внешней, понимание целей фирмы  и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым  к новизне и изменениям. Это  невозможно без обладания умственными  способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать  различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно р14. Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия.

Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности  в переменах, уметь порывать с  традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя  метод мозговой атаки, поощряет свободное  выражение эмоций и идей и непрестанно  учится, в том числе и на собственных  ошибках.

15. Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для  менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые  знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств  менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые.

17. Они отражают уровень  организаторской культуры менеджера,  владение им технологией управленческой  работы: подбором, расстановкой и  использованием кадров, выработкой  норм, нормативов и регламентов,  личных планов и планов деятельности  подразделений, служб, оперативных  планов и планов-графиков проведения  мероприятий, доведением заданий  до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем. 

18. К организаторским качествам  нужно отнести, прежде всего,  целеустремленность. Характер современной  жизни требует от менеджера  ясных и обоснованных целей.  Без них он может испытывать  недостаток твердости и решимости,  упускать хорошие возможности,  тратить время на пустяки. Поскольку  в мире все меняется, чтобы  удержаться на плаву, менеджер  должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается  не только в том, чтобы цели  устанавливать, а упорно к ним  стремиться. Это и отличает менеджера  от остальных работников.

19. Другим организаторским  качеством, которое должно быть  присуще менеджеру, является деловитость.  Она заключается в умении четко  и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения,  контролировать их исполнение, быть  оперативным и распорядительным  в действиях и поступках. 

20. Важным организаторским  качеством менеджера является  энергичность, то есть способность  заражать людей уверенностью, стремлением  действовать путем логического  внушения, личного примера, собственного  оптимизма[18].

21. Менеджеру должна быть  присуща дисциплина и контроль  над собой. Без этого он не  сможет ни призвать к порядку  других, ни контролировать их  деятельность. Поэтому менеджер  должен контролировать свои эмоции  и настроения, изучать эмоции  других, чтобы найти подход к  их поведению, а также контролировать  дисциплину подчиненных. 

22. Отличительной чертой  менеджера должна быть повышенная  работоспособность, умение трудиться  напряженно, не принося, однако, себя  в жертву и не становясь  «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

23. Силы нужно беречь  для главного, не растрачивать  их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время  командировок. Менеджер должен быть  коммуникабельным, контактным, т.е.  общительным, направленным на  внешний мир, проявляющим интерес  к окружающим. Он должен уметь  располагать к себе людей, слушать  и понимать их, убеждать в своей  правоте. 

24. Важная черта менеджера—реализм.  Он должен уметь правильно  оценить свои возможности и  возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда  не так больно будет падать  при неудаче. 

25. Хороший менеджер характеризуется  здоровым оптимизмом и уверенностью.

26. Руководить людьми без  уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего  хотят. Они никогда не прибегают  к обходным путям. Их взгляды  на проблемы всегда четкие  и ясные, и они стремятся  к тому, чтобы все об этих  взглядах знали, а поэтому высказывают  свободно свою точку зрения, добиваясь,  чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других  людей и их мнения.

27. Хороший руководитель  должен уметь обеспечивать сопричастность  сотрудников к работе. Для этого  необходимо правильно поощрять  людей, превращать любую, даже  самую нудную работу в увлекательную  игру, отыскивая нестандартные подходы  и неизвестные грани в деле  решения проблемы, сдабривать свои  действия известной долей авантюризма  для пущей привлекательности.  Он должен считаться с желанием  подчиненных добиться определенного  положения в этом мире, знать  их идеалы и способствовать  реализации их в жизнь. 

28. Но самое главное—менеджер  должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать  работу коллектива, быть готовым  к действиям, риску. Он должен  уметь определить объем своих  служебных полномочий, возможность  действовать независимо от руководства,  побуждать людей к повиновению,  избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя.

Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям  людей, не мешающим работать, и нетерпимостью  ко всему, что препятствует успешному  решению стоящих перед ним  и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что  не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

В данном разделе представлены результаты исследования особенностей поведения успешно действующих  руководителей высшего звена  компании «Фортуна 100»[19].

1. Способность к экстраполяции.  Сильные лидеры не нуждаются  в обилии данных. Обладая глубокими  и широкими знаниями, они интуитивно  понимают, как далеко могут зайти  в своей экстраполяции ситуации. Эксраполяция-это применение прошлого опыта к аналогичным ситуациям.

2. Способность к разработке  нескольких проблем одновременно. Слишком высокий показатель упорства  по тесту Эдвардса для успешно  действующих руководителей нежелателен.  Требуется гибкость, составляющая  важнейший аспект поведения лидера.

3. Устойчивость в ситуации  неопределенности. Это одно из  главных качеств лидера: ему не  страшна неизвестность или отсутствие  обратной связи. Белые пятна  не мешают его деятельности. Он  справляется со своим делом  и без немедленной обратной  связи и разрешает проблемы, непосильные  для других, неспособных к действиям  в условиях неопределенности.

4. Понимание. Успешно действующие  руководители высшего уровня  обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией.  Им присуща способность, которую  можно назвать «проворством в  уличной толчее». Они схватывают  суть дела интуитивно и быстро, обнаруживая удивительную способность  отличать существенные стороны  ситуации от несущественных.

5. Способность брать управление  на себя. Лидер легко входит  в роль руководителя с момента  своего назначения, не извиняясь  за него и не обращая внимания  на претензии тех, кто считал  себя кандидатом на данный  пост. Он не позволяет их разочарованию,  зависти и ревности мешать  выполнению своих обязанностей.

6. Настойчивость. Успешно  действующие руководители при  отсутствии ригидности и догматизма  упорно выполняют задуманное, даже  если их точка зрения оказывается  непопулярной. Им присуще интуитивное  понимание, за какие идеи следует  держаться, при этом они активно  интересуются всеми доступными  данными. Их не пугает несогласие  с ними других.

7. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции  лидеры умеют подавлять свою  враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается  нивелировать свои неприязненные  чувства. Такому руководителю  свойственны умение разговаривать  с людьми, такт, возможность общения  на любом уровне. Благодаря хорошей  способности к межличностным  контактам он добивается основательной  поддержки в организации для  себя и своих идей. Лидер умеет  сдерживать свою враждебность  и агрессивность. 

8. Инициативность. Успешно  действующий лидер активен. Он  ведет в атаку. Ему понятны  возможности, ускользающие от  внимания других. Он знает, когда  начать — это часть его интуитивного  знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность  такого руководителя включает  одно из основных качеств, ведущих  к успеху, — способность рисковать. 

9. Энергичность. Руководителю  трудно добиться успеха, не обладая  выносливостью, без физических  и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных  сил пополняется за счет огромной  энергии успешно действующего  лидера. Такой руководитель продолжает  дело, когда другие уже падают  от усталости. 

Пример: Президент известной  компании должен был решить, брать  ли в штат выпускника престижного  университета. У помощников президента сложилось благоприятное мнение о кандидате на должность, и они  одобрили его зачисление. Последнюю  встречу должен был провести сам  президент. Вечером, когда встреча  должна была состояться и молодой человек пришел к президенту, тот решил пойти поужинать и пригласил двух вице-президентов и их жен вместе с ними в ресторан.

После ужина и довольно длительных развлечений, когда время  приближалось к полуночи и вице-президенты с женами отправились по домам, президент  пригласил молодого человека к себе домой для разговора. Тот отказался, сказав, что устал, и вообще в это  время обычно уже спит.

После этого президент  заключил, что не стоит принимать  в фирму человека, не понимающего, что интересы дела требуют иногда и позднего бодрствования. Как бы он сам поступил, если бы имел дело с  очень важным клиентом и тот предложил  обсуждать дела после полуночи? Разве  он сказал бы клиенту, что устал и  предпочел бы перенести разговор на утро? Президент решил, что молодой  человек — неподходящий кандидат для работы в его компании.

10. Способность делать  ставку на других. Успешно действующий  руководитель охотно передает  знания, дает советы, помогает росту  других, не жалея на это время.  Он всегда готов помочь профессиональному  росту и развитию, продвижению  других по служебной лестнице.

Информация о работе Лидерство