Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:55, курсовая работа

Описание

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
- определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные стили лидерства;

Содержание

Введение
Глава 1. Лидерство
1.1 Типология лидерства
1.2 Политическое лидерство
1.3 Теория лидерских качеств
Глава 2. Лидер завтрашнего дня
2.1 Качества необходимые лидеру
2.2 Стили лидерства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.10 Кб (Скачать документ)

Еще важный момент, который  можно отметить, состоит в том, что руководство должно шире рассматривать  работу организации и не забывать, в какой среде функционирует  организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.

Многие трудности в  государственных учреждениях обусловлены  формальной неразберихой, иерархической  структурой, в которой развиваются  эти взаимоотношения. Эти организации  имеют тенденцию управляться  приказами и комитетами, которые  сами прибегают к директивному стилю  руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический  стиль руководства, если структура  не допускает соучастия и неформального  руководства.

Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американских исследователей Джонсона, Каста и  Розенцвейга, которые определяют его  как “основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь  с окружающей средой”[14] Определяя  задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы  в полезное и эффективное предприятие. Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему  для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными  ресурсами, для достижения целей  системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.

Функции руководства эти  авторы определяют следующим образом :

1. Планирование - включает  в себя выбор целей организации,  а также определение политики, программ, образа действий и методов  их достижения, обеспечивает основу  для принятия интегрированных  решений. 

2. Организация - направлена  на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов  в систему таким образом, чтобы  совместная деятельность производственного  персонала обеспечивала решение  задач, стоящих перед организацией. Включает в себя: определение  тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения  целей предприятия, распределение  этих видов деятельности по  подразделениям, предоставление прав  и установление ответственности  за их исполнение.

3. Управление - обеспечивает  работу различных подсистем в  соответствии с планом. Заключается  в контроле деятельности подсистем  с последующей коррекцией для  обеспечения выполнения плана  всей организации. 

4. Связь - передача информации  между центрами различных подсистем  и организаций, обеспечивающими  принятие решений и взаимный  обмен информацией с внешним  миром. 

Выполнение каждой функции  зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства  заключается в интеграции всех четырех  функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

Существует и несколько  иная точка зрения, сводящаяся к  тому, что функции руководства  следует рассматривать через  управленческие процессы - планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

- администраторская (прежде всего этап контроля);

- стратегическая (планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);

- экспертно - консультативная; 

- представительская; 

- воспитательная;

- коммуникативно - регулирующая;

- инновационная; 

- дисциплинарная.

Важную роль в процессе руководства играют планирование и  прогнозирование. Планирование - это  деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний  период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и  определение необходимых для  этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы  оценить, предвосхитить события  и достичь желаемого результата.

Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это  деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в  принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность  творчески решать проблемы - важнейшие  профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность  любой управленческой деятельности.

В управленческом руководстве  каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно - регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.

Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно  иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать  особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается  человеческий фактор, начиная с найма  на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.

Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.

Выделяют следующие принципы мотивации:

-участия; 

- коммуникации;

- признания; 

- делегирования; 

- взаимности;

- вертикальной нагрузки.

В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение, поощрение  заставляет подчиненных выполнять  необходимую работу.

Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого  процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

Г. Кунц и О Доннел определяют контроль как сравнение полученных результатов с нормативами[15]

Существуют следующие  требования к контролю:

- постоянность;

- оперативность; 

- объективность; 

- открытость;

- экономичность. 

Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие  контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.

Контроль тесно связан с другими этапами управленческого  процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить  в него необходимые коррективы.

При этом контроль обеспечивает функционирование в организации  бесперебойной обратной связи (метод  делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.

Руководитель, не умеющий  и не желающий пользоваться методом  делегирования не может быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.

Применение делегирования  полномочий требует от руководителя определенной готовности:

- передавать право принятия  решения другим;

- учитывать мнение других;

- мириться с ошибками  других;

- доверять подчиненным; 

- найти и использовать  средства контроля за действиями подчиненных.

Делегирование (в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма разделения управленческого  труда, позволяющая повысить его  эффективность. Делегирование облегчает  работу руководителя, но не снимает  с него обязанности принимать  окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем.

В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в его распоряжении. Используя, передавая информацию и  получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует починенных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом.

Т. О. Из выше изложенного, можно  сделать вывод, что управленческое руководство и лидерство есть сложные и многогранные явления, состоящие из различных элементов. Основными их составляющими являются природа, коммуникации, организация  деятельности, от которых в большой  степени зависит эффективная  работа организации.

Чтобы достаточно точно оценивать  ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных  и свои собственные задачи, полномочия и качество информации.

Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей  организации путем умножения  своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.

Руководитель, желающий получать все, что можно от подчиненных, как  можно более эффективно работать, должен умело пользоваться и владеть  лидерством в зависимости от требований и целей организации.

 

1.3 Теория лидерских качеств 

На протяжении многих лет  учёные пытались выделить основные особенности  лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком  много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Я предлагаю рассмотреть некоторые  попытки.

Р. Столдилл выделил 5 таких черт:

·                   Ум или интеллектуальные способности 

·                   Господство или преобладание над  другими 

·                   Уверенность в себе

·                   Активность и энергичность

·                   Знание дела

Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В  процессе последующего изучения этого  вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и  личностно-деловые. Но и эти качества не явились гарантом лидерства.

Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей». Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень этих «разъединителей».

·                   Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе

·                   Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям 

·                   Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте 

·                   Нежелание простить и отпустить 

·                   Недостаточное использование своего воображения 

·                   Пренебрежение по отношению к  своему творческому потенциалу

·                   Потребность быть всегда правым

·                   Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить

·                   Неспособность примирится со своими страхами

·                   Отсутствие ясных целей 

·                   Недостаток обязательности

·                   Боязнь риска 

·                   Неспособность принять ответственность  за свою жизнь 

·                   Потеря надежды 

·                   Недостаток мужества

·                   Неумение фантазировать и мечтать 

·                   Отсутствие любви к себе

·                   Тщеславие 

В своей книге Карделл подразделяет первую главу на три части, которые объясняют нам, в результате чего у нас появились те или иные «разъединенности» и как они влияют на зарождение лидерства.

 

ОТКАЗ ОТ ПРИРОДЫ 

 Не принимание естественного       чувство страха и неуверенности

низкая самооценка

1.                ОТКАЗ ОТ СЕБЯ 

Мы вне природы т.е.                                         отрицание других

вне целой системы                                             сторон личности

творческий потенциал 

2.                ОТКАЗ ОТ ЖИЗНИ 

   Нежелание взрослеть                     Обман 

         Конфликты  с собой + окружающими 

                   Нет ясной цели 

Неспособность примириться  со своими страхами

_____________________________________________________________

ß

ОТКАЗ ОТ ЛИДЕРСТВА 

 

Превращение разъединителей в соединители 

Если вы даже не собирались использовать теорию Фрэнка Карделла, то всё равно каждому из нас будет полезно почитать, как можно изменить свои черты характера и привычки.

А. Низкая самооценка и отсутствие уважения к самому себе. Соединитель: Недостаток уважения к себе порождает  и поддерживает низкую самооценку. Чтобы поднять самооценку, человек  должен иметь сильное и глубокое уважение к самому себе, к другим и к жизни. Если нас этому не учили или мы не научили этому  сами себя, мы должны начать создавать  основу для этого уважения. Для  этого нужно, прежде всего, задать самому себе вопрос: «Что в этой жизни является для меня самой главной ценностью?»  и начать с этого.

Б. Чрезмерная склонность к  обману, отговоркам и оправданиям. Соединитель: Отговорки и оправдания являются формами обмана самого себя (и других). Мы говорим неправду тогда, когда  испытываем страх перед тем, что  может произойти с нами, если мы скажем правду. Мы научились этому  с детства. Изменить это можно, только рискнув и начав быть правдивыми. А затем необходимо взяться за воспитание живущего внутри нас маленького мальчика или девочки и научить  их вновь быть честными.

Информация о работе Лидерство