Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:52, дипломная работа
В формировании многоукладной аграрной экономики особое место принадлежит личному подсобному хозяйству.
ЛПХ являются наиболее массовой и прогрессивно развивающейся хозяйственной формой производства в агропромышленном комплексе. Они особенно восприимчивы к новым экономическим отношениям и быстро приспосабливаются к рыночной конъюнктуре, так как находятся, с одной стороны, в прямой зависимости от экономического состояния предприятий коллективного сектора, а с другой - от уровня потребности сельских семей в продуктах питания и денежных доходах.
Введение
3
Глава 1.
Личное подсобное хозяйство как элемент аграрного сектора в рыночных условиях
8
1.1.
Возникновение и развитие личного подсобного хозяйства в России
8
1.2.
Проблемы развития и пути совершенствования личного подсобного хозяйства в Иркутской области
16
Глава 2.
Современное состояние муниципального образования «Харёты» и развитие личного подсобного хозяйства
27
2.1.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования «Харёты»
27
2.2.
Состояние и проблемы развития личного подсобного хозяйства
30
Глава 3.
Перспективы и основные направления развития личных подсобных хозяйств
44
3.1.
Основные направления развития личных подсобных хозяйств
44
3.2.
Мероприятия по поддержке и стимулированию развития личных подсобных хозяйств
56
Глава 4.
Правовое обоснование
66
Заключение
83
Список литературы
87
Приложения
Договор аренды заключается в письменном виде на год, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, он должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Порядок заключения договора поставки регулируется ст. 506 – 509, 625 Гражданского Кодекса Российской Федерации. По договору поставки поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В случае, когда при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение тридцати дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора, либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора. В случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде. Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки. Непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право либо отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товаров.
Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки.
В данной главе мною был рассмотрен правовой статус МО СП «Хареты» в разрезе действующего гражданского, земельного, трудового и иного законодательства.
Заключение
Сегодня в условиях обострившихся проблем безработицы и низкого жизненного уровня в сельской местности одним из возможных путей их решения является развитие и ведение личных подсобных хозяйств.
Одним из основных задач села является обеспечение продовольственной безопасности. И в этом вопросе существенную роль сегодня играют личные подсобные хозяйства.
Повышению экономической эффективности личного подсобного хозяйства может содействовать создание информационно-консультационных центров поддержки ЛПХ по обучениям новым технологиям, рыночным методом хозяйствования владельцев личных хозяйств, их информационному обеспечению, в перспективе по возможности оказания финансовой поддержки.
Стимулирование увеличения объемов производства в личных хозяйствах населения, развитие самозанятости и рост доходов сельского населения во многом зависит от повышения товарности личного подсобного хозяйства. Содействие в реализации полученной личными хозяйствами сельскохозяйственной продукции может быть не только со стороны сельскохозяйственных или крупных перерабатывающих предприятий. Должна развиваться система договорных отношений владельцев личных подсобных хозяйств с предпринимателями на получение и реализации продукции.
Естественно, что решение вопросов включения работы в личном подсобном хозяйстве в трудовой стаж, право на получение пенсии и другие виды социальной защиты находились в ведении федеральных органов власти. Одновременно, вопросы организации крестьянских хозяйств и их кооперативных объединений должны решаться не сверху, а снизу, по инициативе самих крестьян. В перспективе развитие повлечет за собой потребность в создании необходимой инфраструктуры по обслуживанию подсобных хозяйств и соответственно дополнительные возможности по развитию предпринимательства.
На современном этапе личное подсобное хозяйство является органической составной частью сельского хозяйства. Оно вносит весомый вклад в производство важнейших продуктов питания, используя преимущественно ресурсы недоступные общественным хозяйствам. За счет личного подсобного хозяйства значительно улучшаются материальные условия жизни семей, которые его ведут: они обеспечиваются свежими и высококачественными продуктами питания, которые не всегда можно купить в торговой сети, увеличиваются их трудовые доходы.
Удельный вес личного подсобного хозяйства в производстве отдельных видов продуктов гораздо выше и занимает значительное место в обеспечении населения продуктами питания: ими производится около 92% картофеля, 95% других овощей,88% молока, 89% мяса.
Дальнейшее развитие личного подсобного хозяйства в муниципальном образовании несомненно будет способствовать формированию среднего класса сельских жителей, обладающих определенной собственностью, земельным участком, домом, сельхозпостройками, скотом и т. д., которое будет способствовать развитию основного фонда. По сути значительная часть владельцев личного подсобного хозяйства уже сегодня являются индивидуальными предпринимателями, а в будущем их численность намного увеличиться.
Программа развития ЛПХ в муниципальном образовании «Хареты»
Муниципальное образование предлагает проводить следующие действия для развития ЛПХ:
- ввести в свой штат специалиста по вопросам развития личного подсобного хозяйства;
- выделение средств из федерального бюджета на льготное кредитование строительства жилых домов и обустройство земельных участков личного подсобного хозяйства, а также выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования;
- повысить кормовую базу - главы поселений должны рассчитать потребность в пастбищах, подобрать необходимые участки, определить ответственных за их содержание и правильную эксплуатацию из числа жителей, содержащих коров;
- увеличить норму выделения земельного участка для ведения ЛПХ – в Иркутской области принят законопроект «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство». Предельный размер земель под личные подсобные хозяйства не должен превышать в Иркутской области 19 Га. Такая площадь взята, исходя из максимальной величины земельного пая, установленного на муниципальном уровне в регионе;
- расширить сенокосные угодья путем посева многолетних трав;
- улучшить качество работы ветеринарной службы - ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных;
- разработать программу по выведению племенных животных;
- расширять рынки сбыта сельскохозяйственной продукции – заключение договоров поставки мяса в Заларинский колбасный цех, молока в сельхозкооператив ООО «СПЕКТР».
- трудовое воспитание и профессиональная ориентация молодежи, формирование у сельской молодежи бережного отношения к земле и природе.
Очевидно, нужны меры, не только увеличивающие объем производства в личном хозяйстве, но и повышающие его эффективность. Значение этого направления в развитии личного хозяйства особенно возрастает в настоящее время.
Оценка роли личного подсобного хозяйства в экономике сельского хозяйства позволяет сделать основной вывод: изменение происходит от подсобной роли его в составе системы сельскохозяйственных предприятий с натуральным характером производства в самостоятельную форму хозяйствования с частной собственностью и активным участие на товарном рынке.
Выбранные методы поддержки малых форм хозяйствования на селе оправдывают себя. На сегодня миллионы жителей занимают активную гражданскую позицию, занимаются делом и не ждут «манны небесной». Задача власти в такой ситуации – создать все необходимые условия для развития ЛПХ.
Личные подсобные хозяйства населения являются одним из основных источников не только доходов, но и продуктов питания для сельских жителей, производя почти 2/3 всего объема производимой в области сельхозпродукции.
Личные подворья доказали свою живучесть, стойкость, приспособляемость и способность заниматься производством сельскохозяйственной продукции в сложных экономических условиях.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (утверждена всенародным голосованием).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 г. № 14 -ФЗ.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 3) от 26. 11.2001 г. № 146-ФЗ.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195- ФЗ.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31. 07.1998 г.
№ 146-ФЗ.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05. 08.2000 г.
№ 117-ФЗ.
9. Земельный кодекс Российской Федерации от 05.10.2001 г. № 136-ФЗ.
10. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128- ФЗ.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации от 08.12. 1995г.
12. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном земельном кадастре» от 24. 11.1999 г. № 128-ФЗ.
13. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
14. Федеральный закон Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ.
15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.
16. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21. 07.1997 г. № 122-ФЗ.
17. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.
18. Постановление Госкомитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.12.1999 №72 «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации».
19. Афанасьев В.В. «Проблемы личного подсобного хозяйства». «Российский экономический журнал» -2000 -80с.
20. Агарная экономика. Учебник. СПб Лань, 2002.
21. Аграрная экономика. Пути повышения и перспективы развития личного подсобного хозяйства. М. -2003 -120с.
22. Бертацкая Н. «Личному подворью – правовую поддержку». «Сельская жизнь»-№ 4 -2004 -60с.
23. Булатов А.С. "Экономика" издательство БЕК, 1996. - 632с.
24. Волков О.И Скляренко В.К. Экономика предприятия М ИНФРА 2001.
25. Горин К.С. Организация производства мяса в условиях рынка: опт и проблемы. Молочное и мясное скотоводство- 2000г- № 2 -С. 11-15.
26. Голубев А.К. Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства. АПК: экономика, управление -2000-№ 5- С.58-62.
27. Донская З.Ц. Показатели социально – экономического развития области за 2007 г.. Иркутск:- 2008-443с.
28. Елистаров Г.А., Якушев А.Б. Актуальные проблемы повышения эффективности животноводства. Экономика сельского хозяйства- 2000-№ 2 С. 20-29.