Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:54, дипломная работа
Цель дипломного проекта заключается в теоретико-методологическом обосновании и разработке механизма выявления резервов маркетинговой деятельности предприятия на примере ОАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические и методологические основы маркетинговой деятельности банка;
Проанализировать маркетинговую деятельность, проводимую в ОАО «Сбербанк России»;
Рассмотреть рыночные возможности банка, его целевые сегменты, а также основных конкурентов;
Дать характеристику комплексу маркетинга в отделении;
Изучить пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Сбербанк России» на рынке предоставления банковских услуг;
Обобщить перспективы развития и разработать необходимые рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности в ОАО «Сбербанк России».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1. Сущность и принципы маркетинга
1.2. Особенности банковского маркетинга
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКЕ
2.1. Использование элементов комплекса маркетинга в банковском предпринимательстве
2.2. Методика анализа маркетинговой деятельности банка
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО СБЕРБАНК РОССИИ
3.1. Анализ основных технико-экономических показателей банка ОАО «Сбербанк России»
3.2. Маркетинговая деятельность в ОАО Сбербанк России
3.3. Пути улучшения маркетинговой деятельности ОАО «Сбербанк России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 2
Основные финансовые результаты деятельности ОАО Сбербанк России
Показатель, млрд. руб. | 2009 | 2008 | Изменение |
Всего активов | 7105,1 | 6736,5 | 5,5% |
Кредиты юридическим лицам (до вычета резервов под обесценение) | 4266,3 | 4019,3 | 6,1% |
Кредиты физическим лицам (до вычета резервов под обесценение) | 1177,5 | 1260,9 | -6,6% |
Резерв под обесценение кредитного портфеля | 579,8 | 202,3 | В 2,9 раза |
Совокупный портфель ценных бумаг | 1064,1 | 493,7 | В 2,2 раза |
Средства физических лиц | 3787,3 | 3112,1 | 21,7% |
Средства корпоративных клиентов | 1651,6 | 1683,1 | -1,9% |
Всего обязательств | 6326,1 | 5986,3 | 5,7% |
Операционные доходы до создания резервов под обесценение кредитного портфеля | 648,1 | 449,5 | 44,2% |
Чистые процентные доходы | 502,7 | 378,2 | 32,9% |
Чистые комиссионные доходы | 101,1 | 6,2 | 17,3% |
Операционные расходы | -229,3 | -221,7 | 3,4% |
Расходы на содержание персонала | -128,6 | -133,0 | -3,3% |
Отчисления в резервы под обесценение кредитного портфеля | -338,9 | -97,9 | В 4 раза |
Чистая прибыль | 24,4 | 97,7 | -75% |
Показатель, % | 2009 | 2008 | Изменение |
Рентабельность активов (ROA) | 0,4 | 1,7 | -1,3 п.п. |
Рентабельность собственных средств (ROE) | 3,2 | 14,1 | -10,9 п.п. |
Отношение операционных расходов к операционному доходу | 35,4 | 49,3 | -13,9 п.п. |
Процентная маржа | 7,8 | 7,1 | 0,7 п.п. |
Фактическая численность персонала (тыс. чел.) | 249,8 | 269,1 | -7,2% |
Коэффициент достаточности капитала первого уровня (Tier 1) | 11,5 | 12,1 | -0,6 п.п. |
Коэффициент достаточности общего капитала | 18,1 | 18,9 | -0,8 п.п. |
Отношение
резерва под обесценение |
10,7 | 3,8 | 6,9 п.п. |
Активы возросли на 378 млрд. руб., или на 5,6%, прибыль до налогообложения составила 56,2 млрд. руб., или на 37,2% аналогичного показателя за 2008 г. прибылью после налогообложения составила 21,7 млрд. руб., или19,7% от объема чистой прибыли за 2008 год.
Рассмотрим основные показатели подробнее.
Рис. 6 Чистая прибыль ОАО Сбербанк России в 2008-2009 гг.
Основной причиной снижения прибыли за 2009 год по сравнению с 2008 годом явился значительный рост расходов на создание резерва под обесценение кредитного портфеля.
Рис. 7 Рентабельность активов (ROA), %
Рис. 8 Рентабельность собственных средств (ROE), %
Следствием снижения прибыли за 2009 год стало снижение показателей рентабельности: показатели ROA и ROE снизились.
Рис. 9 Операционные доходы до создания резервов ОАО Сбербанк России в 2008-2009 гг.
Операционные доходы до создания резервов под обесценение кредитного портфеля выросли за 2009 год на 44,2% в сравнении с предыдущим годом. Основным источником роста являются процентные доходы от кредитования клиентов, а также доходы от торговых операций и переоценки ценных бумаг.
Основными составляющими прочих доходов, полученных в течение 2009 года в сумме 7,8 млрд. руб., являются доходы, полученные от операций с иностранной валютой в размере 16,2 млрд. руб. и расходы от переоценки зданий в сумме 15,0 млрд. руб.
Организация маркетинга в ОАО «Сбербанк России» представлена следующей структурой (рис. 10).
Директор по маркетингу руководит департаментом маркетинга банка, организует и управляет всей деятельностью банка в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта.
Ему напрямую подчинены руководители групп департамента маркетинга, а в специальном отношении – директора департаментов, подразделений и служб, выполняющие маркетинговые функции и задачи в банке.
Рис. 10 Организация службы маркетинга ОАО «Сбербанк России»
Группа маркетингового планирования и контроля отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности банка. Специалисты этой группы осуществляют контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями банка, которые структурно не входят в состав департамента маркетинга
На них же возложена задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности в банке.
Группа
маркетинговых исследований отвечает
за планирование, организацию, сбор информации
и обработку результатов
При необходимости, специалисты данной группы могут привлекать внешние ресурсы (компании) к проведению маркетинговых исследований. Также занимаются изучением новинок.
Группа
экономического анализа и ценовой
политики осуществляет анализ экономических
показателей деятельности банка. При
этом в задачу группы не входят задачи
финансового анализа и
Группа рекламы, и стимулирования продаж банковских продуктов предназначена для планирования, организации и контроля рекламной деятельности банка, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. На эту же группу возлагаются обязанности по поддержанию общественных связей банка.
Группа управления банковскими продуктами состоит из менеджеров по каждому из типов банковских продуктов, которую можно сформировать из имеющихся на предприятии категорийных менеджеров, в задачи которых входит координирование всего комплекса маркетинга своей продуктовой группы и определение политики банка по каждому виду продукта. Менеджеры этой группы могут оперативнее реагировать на малейшие изменения ситуации на рынке, они лучше других сотрудников департамента маркетинга знают особенности своего рыночного сегмента и своего продукта.
Задачи банка:
1. Построение консолидированной операционной модели.
2. Совершенствование систем управления рисками.
3. Выход на качественно новый уровень автоматизации.
Задачами службы маркетинга в свою очередь являются:
1. Увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
2. Укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
3. Лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
4. Поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.
К стратегиям задач маркетинга относятся:
1) Построение лучшей в стране системы организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов.
2) Дифференциация модели работы Банка и продуктового предложения по трем ключевым сегментам: крупным, средним и малым предприятиям.
3) Развитие продуктового ряда
4) Оптимизация внутренних технологий и процессов
Итак,
сведем все стратегические цели ОАО «Сбербанк
России» в единую таблицу 3
Таблица 3
Детализация основных направлений преобразований
Ориентация на клиента | «Индустриализация» систем и процессов | ПСС как идеология управления | |
Розничный бизнес | |||
Интегрированное
предложение продуктов и услуг
вокруг текущего счета (лояльность, перекрестные
продажи)
Развитие каналов продажи и обслуживания, миграция транзакций в удаленные каналы Значительное повышение качества обслуживания Развитие бренда («позитивное доверие») Дифференцированные сегментные и региональные стратегии |
Промышленный
подход к риску и процессу кредитования
(«Кредитная фабрика»)
Cистемы и процессы CRM мирового класса |
Развертывание
новой модели работы ВСП на базе
ПСС (эффективность, продажи, качество,
высвобождение времени | |
Корпоративный бизнес | |||
Дифференциация
и выстраивание работы с тремя
сегментами — крупные, средние и
малые предприятия
Комплексный подход к продажам и обслуживанию на основе модели клиентских менеджеров (КМ) Развитие продуктового предложения по всем категориям продуктов, включая РКО, финансирование оборотного капитала, структурированные и инвестиционно-банковские продукты |
Формализация
и индустриализация системы аналитической
оценки кредитного риска
Систематизация клиентской работы (планирование, мониторинг, оценка результатов) |
Внедрение ПСС для оптимизации процессов, использования времени КМ и работы сети (обслуживание малых предприятий) Управление продажами на базе ПСС | |
Операционная деятельность | |||
Реинжиниринг процессов — ориентация на потребности клиента, а не проводки и балансы | Внедрение единой операционной модели, стандартизация процессов, продуктов и регламентов Консолидация операционных функций в совместных сервисных центрах | ПСС как основа
для постоянного |
Продолжение таблицы 3
Управление рисками | ||
Упрощение
процедур (например, меньше документации
и времени ожидания для малых
предприятий) «Облегчение» кредитных
продуктов Банка для розницы
Создание условий для более агрессивной коммерческой политики Банка за счет укрепления функции рисков |
Ликвидация пробелов и устранение избыточных механизмов контроля по операционным рискам Консолидация и укрепление функций управления кредитными рисками Формализованная оценка кредитного риска и ее увязка с ценообразованием Развитие систем управления активами и пассивами и систем управления рыночными рисками | Оптимизация процессов и процедур в области управления рисками |
При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит банковской услуге – ведь именно она должна удовлетворять потребности личности и общества совокупностью своих качеств. Общепринятое определение товара или услуги – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность. Товарная политика в банке обуславливает определенный курс действий услугопроизводителя на основе четко сформулированной программы поведения на рынке. Товарная политика в ОАО «Сбербанк России» предполагает меры по повышению конкурентоспособности продукции банка, позиционированию, созданию новых услуг, удлинению жизни цикла банковского продукта, оптимизации товарного ассортимента банка. Она предполагает:
На сегодняшний день в линейке кредитных продуктов банка насчитывается более 8 программ и тарифных планов, способных удовлетворить потребительские предпочтения различных социальных слоев населения.
Проведем количественный анализ кредитного портфеля по кредитованию физических лиц за 2006-2009гг. по объему и структуре кредитных вложений для выявления места ипотечных кредитов в кредитном портфеле. Представим структуру кредитного портфеля по кредитованию физических лиц за 2006-2009гг. Сбербанка России в виде таблицы 4.
Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ОАО «Сбербанк России»)