Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:08, аттестационная работа
Термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые ранее термины «управление», «управленческая деятельность», «директор».
Понятие «менеджер» в современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями в области принятия решений в организации, функционирующей в рыночных условиях.
Содержание……………………………………………………………….. 5
Введение…………………………………………………………………… 6
1. Менеджер, его место и роль в организации…………………………7
1.1 Сущность деятельности менеджера………………………7
1.2 Требования, предъявляемые к личностным и деловым качествам менеджера……………………………………………….10
1.3 Стили руководства и их разновидности…………………17
1.4 Содержание и характер труда менеджера……………….21
1.5 Оценка качества и эффективности деятельности менеджера торговой организации…………………………..…….23
2. Анализ эффективности и качества деятельности менеджера ООО «БРВ-ЮФО»………………………………………………………...29
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «БРВ-ЮФО»…………………………………………………..29
2.2 Характеристика ООО «БРВ-ЮФО»………………………31
2.3 Анализ эффективности и качества деятельнос
- 6 -
Содержание
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Менеджер, его место и роль в организации…………………………7
1.1 Сущность деятельности менеджера………………………7
1.2 Требования, предъявляемые к личностным и деловым качествам менеджера……………………………………………….10
1.3 Стили руководства и их разновидности…………………17
1.4 Содержание и характер труда менеджера……………….21
1.5 Оценка качества и эффективности деятельности менеджера торговой организации…………………………..…….23
2. Анализ эффективности и качества деятельности менеджера ООО «БРВ-ЮФО»………………………………………………………
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Характеристика ООО «БРВ-ЮФО»………………………31
2.3 Анализ эффективности и качества деятельности руководителя ООО «БРВ-ЮФО»…………………………………33
Выводы………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые ранее термины «управление», «управленческая деятельность», «директор».
Понятие «менеджер» в современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями в области принятия решений в организации, функционирующей в рыночных условиях.
Менеджер – центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое. Но если у фирмы плохой менеджер, её не спасут ни деньги, ни люди – она может лишиться и того и другого.
Труд менеджера – это труд работника, профессионально занятого в аппарате управления. Особенность социального положения менеджера состоит в том, что, с одной стороны, он возглавляет трудовой коллектив, а с другой, сам является членом этого коллектива. Именно поэтому он может эффективно работать только при безусловной поддержке коллектива.
Менеджер должен обладать специальными знаниями и необходимыми качествами, которые позволят ему эффективно выполнять свою работу, основное содержание которой сводится к умению организовывать и планировать управленческие решения и обеспечивать их выполнение.
В данной работе мы рассмотрим подробнее, что собой представляет деятельность менеджера, необходимые личностные качества и какие требования к нему сегодня предъявляются.
1. Менеджер, его место и роль в организации
1.1 Сущность деятельности менеджера
Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый правом принимать решения по определённым видам деятельности организации.1
Поскольку организация – это группа людей, работающих вместе и преследующих общую цель, то функция согласования, координации действий работников организации объективно обусловлена. Эту функцию руководства работой других людей реализует менеджер. Специфика его труда состоит в том, что задачи любого плана – производственные, экономические, технические, социальные – он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.
Труд менеджера (чем бы он не занимался в фирме: производством или рекламой, финансами или кадрами) заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в её результатах, проверять, всё ли идёт как следует, предвидеть последствия своих решений.
Учитывая это, можно определить труд менеджера кратко – менеджер обеспечивает выполнение работы. И одна их главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных.
Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер. Поэтому правомерно говорить об искусстве управления менеджера. Правила, закономерности
работы менеджера существуют лишь как исходный пункт в
1 Казначевская Г.Б. Менеджмент – Ростов н/Д М.: Феникс, 2005 (СПО)
совершенствовании стиля и организации его труда. Этот стиль вырабатывается каждым самостоятельно.
Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникации и направлении работы подчиненных, но и в умении предоставлять им право решать вопросы, сохраняя за собой функцию контроля. До 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивации, воспитания и контроля.
Исследования показывают, что управленческая работа сильно отличается от неуправленческой. Подчёркивается неоднородность работы руководителя, разнообразие осуществляемой деятельности, её кратковременность и фрагментарность. Управляющий выполняет 500-600 различных операций в день, в отличие от грузчика, занимающегося однообразной работой длительное время.
В больших, сложных организациях вся управленческая работа разделена по горизонтали и вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (менеджеры отделов). Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. В аппарате управления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь координируют работы стоящих ниже их и так далее, пока не опустятся до уровня руководителей, координирующих работу непосредственно неуправленческого персонала.
Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации и управленческой работы.
Вне зависимости от количества уровней управления руководители делятся на три категории: руководители низового звена (или операционные управляющие), руководители среднего звена и руководители высшего звена.2
Руководители низового звена – младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Младшие начальники контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится много общаться со своими подчиненными.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Руководители среднего звена «связывают» работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированной форме (в виде конкретных заданий) руководителям низовых звеньев. Большая часть времени затрачивается руководителями среднего звена на устное общение с другими руководителями среднего и низового звеньев.
Состав руководителей высшего уровня гораздо малочисленнее состава руководителей других уровней управления. Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь облик организации. Они выполняют громадный объем работы, которая является органической составной частью их жизни, ибо рабочий день этих людей никогда не заканчивается.
Социологи выделяют три уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции. На техническом уровне лица в
2 Аксентьев А.В. Теория систем менеджмента и эффективность организации. — М.: Издательство БЕК, 1999
основном занимаются ежедневными операциями и действиями; на управленческом уровне – согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, разрабатывают долгосрочные планы.
1.2 Требования, предъявляемые к личностным и деловым качествам менеджера
Профессионально подготовленные менеджеры (руководители) различаются между собой по эффективности руководства, которая зависит напрямую от качеств руководителя.
Качества руководителя можно разделить на две группы. Первая группа – его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приемы управленческой деятельности.
Вторая группа – интеллектуальные и личные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, особенности личности и характера.
Вторая группа качеств по отношению к первой обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддается коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чем усвоить методику принятия решений или технологию делегирования.
К важнейшим профессиональным качествам руководителя относится умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от эмоциональных оценок. Руководитель должен контролировать свое поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не повлияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к работнику становилось ему известным и срабатывало как дополнительный стимул повышение активности.
Другое важное качество руководителя – умение организовывать работу коллектива для достижения поставленных целей. Любое начинание может быть успешным лишь при условии неукоснительного соблюдения требований, поставленных самим руководителем. Нет более сильного средства, чтобы разрушить всякую организацию, чем нарушение тех правил, выполнение которых требуешь лишь от других.
С момента возникновения менеджмента проводилось немало исследований с целью выявления эффективных качеств руководителя. Несомненный интерес представляют исследования в этой области американских ученых М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, которые были изложены в книге «Раскрепощенный менеджер».
Согласно точке зрения этих авторов, эффективному менеджеру должны быть присущи следующие десять качеств 3:
1) Способность управлять собой. Для этого он должен поддерживать физическое (заниматься физической культурой, сохранять стабильный вес, исключать вредные привычки, обеспечивать баланс труда и отдыха) и психическое здоровье (изучать себя, вырабатывать способность сдерживать лишние эмоции, трезво оценивать неудачи, с понимаем относиться к людям, терпеть нелюбовь к себе, справляться со стрессовой ситуацией); эффективно планировать и использовать свое время работы и отдыха.
2) Разумное восприятие личных ценностей, разумное представление о том, что является важным и ценным в жизни. Перечень человеческих ценностей, как и личных качеств
3 Рубцова Л.И. Основы менеджменты в торговле – Ростов н/Д М: Феникс, 2006
руководителя, не ограничивается какими-то рамками, однако можно выделить главные из них: здоровье, интересная работа, свободное время, возможности для самосовершенствования и роста, независимость, друзья, любовь, деньги и богатство, статус, призвание, удовольствие. Указанные ценности так или иначе проявляются в жизни каждого человека, однако значимость их для разных людей неодинакова. Для того, чтобы разумно определить личные ценности, руководитель должен:
- часто подвергать сомнению свое понимание ценностей;
- отдавать предпочтение тем или иным ценностям с учетов накопленных данных и опыта;
- продуманно относиться к проблеме ценностей;
- стремиться понять подходы к пониманию ценностей других людей, понять их взгляды.
3) Целеустремленность. К сожалению, большинство людей не задумываются над смыслом своей жизни и деятельности. Такие люди не имеют конкретных целей, т.е. не планируют свою деятельность. Смысл установления целей в жизни и в бизнесе – это концентрация внимания и усилий на желательных результатах. Цель, которую ставит перед собой менеджер, должна быть увязана со времени и измеряться в смысле состояния. Примеры постановки целей в повседневной жизни: снизить вес в течении месяца на 2 килограмма, совершать в течении недели ежедневные утренние пробежки. Пример постановки целей в бизнесе: освоить новую методику планирования трудозатрат до конца месяца.
4) Стремление к самосовершенствованию. Это качество во многом связано с потребностью личности к реализации своих потенциальных возможностей.
5) Умение решать проблемы. В практической деятельности менеджера это означает умение:
- использовать информацию;
- эффективно планировать собственную деятельность;
- устанавливать четкие критерии для определения успеха;
- применять научные методики определения проблем;
- управлять групповой работой на совещаниях.
6) Изобретательность и способность к инновациям. Это одно из немногих качеств, которые являются врожденными, а не приобретенными. Тем не менее практика показывает, что некоторые менеджеры успешно решают инновационные проблемы благодаря умению ценить творческий подход, проявляемый другими людьми, и способности руководить творческими группами.
7) Умение влиять на окружающих. Это качество имеет важное значение в бизнесе. Существуют сотни методик усиления влияния на людей. Психологи утверждают, что представление о человеке складывается у окружающих под влиянием многих факторов. Основными из них являются одежда и внешность, осанка, поведение, умение вести разговор и слушать. Для менеджеров существенным фактором воздействия на окружающих, наряду с перечисленными, является умение давать четкие указания.
8) Знание основ современного менеджмента и обладание практическими навыками их использования. Потребность в знании менеджмента обусловлена сложностью управления современной организацией. Поэтому менеджеры ощущают потребность в постоянном обновлении знаний, использований достижений науки и техники в управленческой деятельности.
Информация о работе Менеджер, его место и роль в организации