Менеджмент качества продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание

Цель работы: оценить эффективность мероприятий по улучшению системы менеджмента качества продукции.
Задачи: проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия с 2005 по 2007 гг. и оценить темпы роста объемов прогрессивной продукции и ее влияние на выручку предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие и менеджмент качества продукции ……………………………….4
1.1. Показатели качества и оценка его уровня…………………………………4
1.2. Система обеспечения качества продукции на предприятии …………….6
1.3. Международные стандарты в области менеджмента качества ИСО 9000
и их применение…………………………………………………………….7
1.4. Организация системы качества в соответствии с ИСО 9000…………….10
1.5. Документация системы менеджмента качества ………………………….14
2. Система менеджмента качества на ОАО "Бобруйсксельмаш"…………….18
2.1. Общая, производственная и организационная структура предприятия ОАО "Бобруйсксельмаш" ………………………………………………………18
2.2. Организация менеджмента качества на ОАО "Бобруйсксельмаш" …….20
2.3. Анализ качества продукции ОАО "Бобруйсксельмаш" …………………24
3. Основные направления улучшения системы менеджмента качества продукции………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

    Кафедра                                                                                   Экономики и           управления производством

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    На  тему: Менеджмент качества продукции на предприятии               (на материалах ОАО "Бобруйсксельмаш") 
 
 
 
 

    Студентка

    ЭУП, 4 курс, 031                                                                      Т.Л. Бунцевич

        

    Руководитель                                                                           Н.Е. Родцевич

      
 
 
 

БОБРУЙСК 2007

    РЕФЕРАТ 

    Курсовая  работа: 35 с., 5 рис., 3 табл., 11 источников. 

    КАЧЕСТВО, ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА, МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ 

    Объектом исследования является система менеджмента качества на предприятии ОАО "Бобруйсксельмаш".

    Цель  работы: оценить эффективность мероприятий  по улучшению системы качества продукции.

    Выпуск  прогрессивной, то есть новой и сертифицированной, продукции очень важен для предприятия, так как обеспечивает высокие финансово-хозяйственные результаты его работы.

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Понятие и  менеджмент качества продукции ……………………………….4

1.1. Показатели  качества и оценка его уровня…………………………………4

1.2. Система обеспечения  качества продукции на предприятии  …………….6

1.3. Международные  стандарты в области менеджмента  качества ИСО 9000

        и их применение…………………………………………………………….7

1.4. Организация  системы качества в соответствии  с ИСО 9000…………….10

1.5. Документация  системы менеджмента качества  ………………………….14

2. Система менеджмента  качества на ОАО "Бобруйсксельмаш"…………….18

2.1. Общая, производственная  и организационная структура предприятия ОАО "Бобруйсксельмаш" ………………………………………………………18

2.2. Организация  менеджмента качества на ОАО  "Бобруйсксельмаш" …….20

2.3. Анализ качества  продукции ОАО "Бобруйсксельмаш"  …………………24

3. Основные направления  улучшения системы менеджмента  качества продукции………………………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Качество  продукции – это сложное явление: в реальности кроме способности  удовлетворять те или иные запросы  оно включает в себя также и цену изделия, и своевременность поставки.

    При насыщении рынка, когда конкурентная борьба стала особенно жесткой, повышение качества создаваемого продукта и его производства на конкретном предприятии зачастую становится вопросом о самом его существовании в силу того, что качество является главным фактором увеличения выручки от реализации продукции. Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата продукции покупателями вследствие появившихся дефектов, а также за счет снижения затрат потребителя на гарантийный ремонт. Качество становится важным элементом затратного механизма производства, непосредственно определяющим его производительность и эффективность. При лучшем качестве выпускаемой продукции предприятие получает больше прибыли, которую оно может использовать на мероприятия по повышению конкурентоспособности и этим самым увеличить или сохранить объем продаж и, соответственно, эффективность своей деятельности.

    Цель  работы: оценить эффективность мероприятий  по улучшению системы менеджмента  качества продукции.

    Задачи: проанализировать показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия с 2005 по 2007 гг. и оценить темпы роста объемов  прогрессивной продукции и ее влияние на выручку предприятия.

      Метод исследования: аналитическо-рассчетный. 
 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 

     1.1. Показатели качества и оценка его уровня   

      Качество  продукции согласно ГОСТу 15467-79 –  это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

      Показатель  качества продукции – количественная оценка одного или нескольких свойств  продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий) и технических условиях.

      Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:

      1. Обобщающие, характеризующие общий  уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общем выпуске, сортность (марочность) (в легкой отрасли промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества.

      2. Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией.

      3. Единичные, характеризующие одно  из свойств продукции:

  • назначения
  • надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости)
  • экологичности
  • эргономичности
  • технологичности
  • эстетичности
  • стандартизации и унификации
  • патентно-правовые
  • безопасности и применения
  • сертификационные [6; с. 434-435]

      Технический уровень продукции согласно ГОСТу15467-79 – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.

      Оценка  технического уровня продукции должна вестись на протяжении всего жизненного цикла изделия: исследование и конструирование (проектирование), производство, обращение и реализация, эксплуатация и потребление.

      Таким образом, технический уровень продукции  зависит от совокупности показателей  технического совершенства. Определяют его путем сопоставления значений показателей оцениваемого образца с базовым.

      Базовый образец должен сочетать в себе столько  и такие технические и экономические  показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного  рынка на момент предполагаемого  выхода на него с данным товаром.

      Выбор базового образца для сравнения  является сложным решением вопроса  о приведении изделия в соответствие с показателями потребности предполагаемого  потребителя. Необходимо обеспечить максимальную близость классификационных показателей  образца и сравниваемого изделия.

      В качестве базовых образцов могут  выступать:

  • на стадии разработки:

      базовый образец 1. Перспективная модель машины или оборудования, показатели которой  основаны на самых современных достижениях  науки и техники и будут  наиболее полно отвечать конкретной потребности в реальном будущем;

          базовый образец 2. Поставляемое на товарный мировой  рынок изделие, обладающее наиболее высокими техническими показателями и  имеющее тенденцию к снижению его экономических показателей  на перспективу;

  • на стадии изготовления и реализации:

      базовый образец 3. Лучшие зарубежные изделия, поставляемые на конкретный рынок;

      базовый образец 4. Изделие, пользующееся наибольшим спросом на конкретном рынке и  не обязательно обладающее наивысшими показателями.

      Выбор образца определяется целями оценки технического уровня продукции. Базовый  образец 1 должен лежать в основе определения  целесообразности проведения НИОКР. Базовый  образец 2 – в основе решения вопроса  о сертификации изделия. Базовый  образец 3 – выявление причин недостаточной конкурентоспособности поставляемого на конкретный рынок товара. Базовый образец 4 – определение конкурентоспособности выпускаемого для внутреннего рынка,  но не поставляемого в данный момент на экспорт товара [1; с. 228-229].  

     1.2. Система обеспечения качества продукции на предприятии 

     Работа  по обеспечению качества продукции  осуществляется в рамках действующей  на предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право контроля ее в любое время потребителем или третьей стороной.

     Наличие у поставщика сертификационной системы  качества, основанной на применении международных  стандартов, - залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.

     Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества. Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции, сочетания обеспечения управления и улучшения качества, предупреждения проблем.

     В соответствии с ГОСТом, управление качеством продукции – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуатации или потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции [7; с. 114]. 

     1.3. Международные стандарты в области менеджмента качества ИСО 9000 и их применение. 

   Развитие  системного  подхода  к управлению  качеством продукции носит всеобщий характер. В развитых странах фирмы, участвуя в жесткой конкурентной борьбе, вынуждены постоянно повышать качество своей продукции и совершенствовать формы и методы своей деятельности, обеспечивающие себе и потребителям уверенность в устойчивых возможностях поставлять продукцию высокого качества.  Высокоэффективные системы качества на фирмах становятся своеобразным гарантом надежности этих фирм, а требование к надежности фирмы-поставщика диктуется характером современного продукта и производства.

     Многие  виды современной продукции представляют собой сложные технические агрегаты и комплексы. У потребителя особые требования к надежности такой продукции, и если продукция отказывает, то это может привести к серьезным  экономическим или иным последствиям как у потребителя, так и у фирмы-поставщика этой продукции. Причиной же отказа могут послужить простейшая деталь или узел, из которых комплектуется сложный агрегат. Понятно, что фирма-изготовитель продукции заинтересована в высоком качестве закупаемых ею комплектующих деталей и узлов и в надежности систем качества своих поставщиков [6; с. 191].

Информация о работе Менеджмент качества продукции на предприятии