Менеджмент качества продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание

Цель работы: оценить эффективность мероприятий по улучшению системы менеджмента качества продукции.
Задачи: проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия с 2005 по 2007 гг. и оценить темпы роста объемов прогрессивной продукции и ее влияние на выручку предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие и менеджмент качества продукции ……………………………….4
1.1. Показатели качества и оценка его уровня…………………………………4
1.2. Система обеспечения качества продукции на предприятии …………….6
1.3. Международные стандарты в области менеджмента качества ИСО 9000
и их применение…………………………………………………………….7
1.4. Организация системы качества в соответствии с ИСО 9000…………….10
1.5. Документация системы менеджмента качества ………………………….14
2. Система менеджмента качества на ОАО "Бобруйсксельмаш"…………….18
2.1. Общая, производственная и организационная структура предприятия ОАО "Бобруйсксельмаш" ………………………………………………………18
2.2. Организация менеджмента качества на ОАО "Бобруйсксельмаш" …….20
2.3. Анализ качества продукции ОАО "Бобруйсксельмаш" …………………24
3. Основные направления улучшения системы менеджмента качества продукции………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

     Многие  виды производства носят крупносерийный или массовый характер. В целях  сокращения издержек производства изготовители, минимизируя производственные запасы, часто принимают схему, когда комплектующие изделия запускаются в производство сразу же после поступления на предприятие. Такую уверенность фирме дают высокоэффективные системы качества заводов-поставщиков шин. Требование к надежности и эффективности системы качества предприятия-поставщика привело к практике проверки и оценки его системы качества. Массовый характер этого явления в свою очередь привел к необходимости стандартизации требований к системам качества. Так,   в   1987  году  появились международные стандарты   ИСО серии 9000. Основной комплекс этой серии включал ИСО 9000, ICO 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 и ИСО 9004. Стандарты комплекса служат двоякой цели:              

- они  могут служить пособием предприятию  при разработке, внедрении или совершенствовании своей системы управления качеством (эту функцию выполняет стандарт ИСО 9004);

- они  содержат модели, на соответствие  которым может проводиться оценка системы управления качеством предприятия (эту функцию выполняют стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003).

     Из  упомянутых выше стандартов самым емким  является стандарт ИСО 9004 «Общее руководство  качеством и элементы системы  качества.  Руководящие указания». Он содержит философский подход и  наиболее полное описание системы управления качеством. Стандарт изложен в виде рекомендаций.

     В отличие от стандарта ИСО 9004 стандарты  ИСО 9001 - ИСО 9003 изложены нормативным  языком и содержат нормы,  которым  должна соответствовать система  качества предприятия, подвергаемая оценке или сертификации на соответствие стандартам ИСО. В зависимости от характера продукций, особенностей предприятия и потребностей клиента системы качества на предприятиях могут быть различной степени сложности. Эти различия предусмотрены  соответственно стандартами  ИСО 9001,   ИСО 9002 и ИСО 9003.                                                              

     Все три указанных стандарта можно  представить себе в виде матрешки, где большей является ИСО 9001, а  наименьшей — ИСО 9003.                                                       

     ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании и/или  разработке, производстве, монтаже  и обслуживании» используется, когда  система качества поставщика должна обеспечить необходимое качество продукции  на нескольких этапах, которые могут включать проектирование, производство, монтаж и обслуживание продукции.

     ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при производстве и монтаже» используется, когда система качества поставщика должна обеспечить необходимое качество в процессе производства и монтажа продукции.

     ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при обязательности контроля и испытаниях» используется, когда соответствие определенным требованиям обеспечивается путем контроля и испытаний [11; с. 35].                         

     Стандарты ИСО получили очень широкое распространение  во всем мире. В Европейском Сообществе на основе этих стандартов приняты  стандарты EN серии 29000.

     Главное назначение стандарта — способствовать предупреждению отклонений от заданных требований на всех стадияхот проектирования до поставки. Он применяется в тех случаях, когда доверие заказчика к достижению нужного качества может быть обеспечено поставщиком только путем подтверждения своих возможностей в проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании, а технические требования к будущему изделию, разработка которого предусмотрена контрактом, заданы в виде основных эксплуатационных характеристик.

       Разработанные на основе опыта разных стран, стандарты ИСО серии 9000 стали «копилкой» международного опыта обеспечения качества. Это позволяет на постоянной основе совершенствовать и развивать данную серию, что в свою очередь делает ее все более популярной и авторитетной [10; с. 48]. 

     1.4. Организация системы качества в соответствии с ИСО 9000 

     В условиях глобального рынка, в который  интегрируется экономика Беларуси, для предприятий необходим менеджмент, обеспечивающий преимущества перед конкурентами по критериям качества, цены, сроков поставки и т. п. Постепенно приходит понимание, что для выпуска продукции необходимого качества уже недостаточно наличия отдела технического контроля, контролеров в цехах, заводской лаборатории и других специфических органов.

     Все большее число предприятий в  целях повышения своей конкурентоспособности осознает необходимость создать у себя систему менеджмента качества и провести ее сертификацию на соответствие требованиям Международных стандартов ИСО серии 9000.

     Во-первых, заказчик признает только того поставщика, система качества которого сертифицирована на соответствие этим нормам. Только в этом случае он уверен, что минимальные требования к качеству выполняются или будут выполнены.

     Во-вторых, сертификат на систему качества позволяет  предприятию использовать его в  рекламных целях и таким образом обеспечивать себе преимущество перед конкурентами. Нельзя недооценивать пользу от правильно разработанной и внедренной системы качества, основанной на этих нормах, тем более, что она проявляется не только после сертификации, а уже на пути к ней и продолжает проявляться после ее успешного завершения.

     В-третьих, система качества приносит прибыль  за счет максимального сокращения «скрытого  производства», связанного с доработками, переделками, повторными испытаниями  и т. п.

     И наконец, наличие сертифицированной системы качества — серьезный аргумент в переговорах со страховой компанией при определении условий страхования профессиональной ответственности.

     Многие  руководители предприятий, поверхностно ознакомившись с требованиями стандартов ИСО серии 9000, приходят к выводу: «У нас все это есть». В результате вместо разработки систем происходит упрощенная адаптация комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) к этим требованиям. При этом не учитывается, что по идеологии стандартов ИСО серии 9000 система качества должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество.

Важно, чтобы качество было воспринято всеми  членами организации, а высшее руководство определило и обнародовало политику качества компании. Это определит цели качества для всех производителей и поможет продемонстрировать вовлеченность высшего  руководства.

     Документ  «Политика качества» содержит как  цели, которые компания стремится  достичь, так и обязательства  компании. Перед составлением такого документа важно все его пункты осмыслить на высших уровнях руководства. Политика качества — это отправная точка для программы управления качеством: это означает, что компания должна быть готова выполнять обязательства и будет следовать им в полном объеме и эффективно каждый день.

     Организационная структура системы менеджмента  качества должна базироваться на сложившейся  структуре управления процессами производства, учитывать сложившиеся технологические  связи, традиции и опыт коллектива.

     Руководителем системы качества является директор организации. Он формирует политику в области качества, которая определяет стратегические цели, принципиальные направления деятельности и всю идеологию документов системы менеджмента качества.

     При руководителе системы качества создается совет по качеству — консультационный орган, основной задачей которого является анализ эффективности работы системы.

     Непосредственное  руководство системой менеджмента  качества осуществляет уполномоченный. Его обязанности должны быть определены «Положением об уполномоченном от руководства по системе менеджмента качества».

     В круг его обязанностей входят:

•  обеспечение  разработки, внедрения и поддержания  в рабочем состоянии системы  менеджмента качества;

• контроль за проведением внутренних аудитов системы менеджмента качества, оценка ее готовности к сертификации;

• представление  отчетов директору о функционировании системы менеджмента качества, анализ ее эффективности.

     Оперативную деятельность, связанную с функционированием  системы менеджмента качества, осуществляет специально созданная служба качества.

     В ее задачи входят:

•  координация  работ и непосредственное участие  в разработке, внедрении и эксплуатации системы менеджмента качества;

•  создание базы данных по системе менеджмента качества;

• организация  учета и контроль за выполнением  мероприятий и документов системы  менеджмента качества, проведение внутренних проверок;                                                                        

• подготовка информации руководству о функционировании системы менеджмента качества для анализа ее эффективности;

•  совершенствование  системы менеджмента качества.

     В соответствии с новыми требованиями ИСО 9000:2000 организация должна установить и подробно определить требования к измерению продуктов и/или услуг, включая критерии приёмки. Измерение продукта и/или услуги должно быть спланировано для того, чтобы верифицировать (подтвердить) их соответствие подробно установленным требованиям.

     Применительно к измерению продуктов u/uли услуг требования должны включать:

•  план любого контроля и испытаний;

•  как  организация намеривается верифицировать поставщика продуктов и/или услуги;

•  где  в технологической схеме процесса располагается каждая точка контроля и испытаний;

•  какие  характеристики могут быть проконтролированы и испытаны в каждой точке, каковы процедура и критерии приемки, какие технические приемы и специальное оборудование будут использованы, требуемая квалификация персонала;

•  где  заказчик установил точки для  доказательства или верификации выделенных характеристик продукта и/или услуги;

•  где  требуются испытания для подтверждения  работ;

•  где, когда и как организация намеревается или обязана использовать для  выполнения работ квалифицированную  третью сторону для  выборочных  испытаний,   верификации   продукта и/или услуги, утверждения продукта и/или услуги;

•  сертификацию материала, продукта и/или услуги, процесса, системы менеджмента качества или  персонала;

•  окончательный  контроль для подтверждения того, что все установленные операции контроля и испытания выполнены и приняты;

• выходные данные измеряемого процесса, продукта и/или услуги.                                                                              

     Типичными примерами результатов контроля продукции являются:

•  отчеты о контроле и испытаниях;

•  сопроводительная информация на реализуемый материал;

•  сертификация, когда это требуется.

     Организация должна планировать использование  статистических методов для анализа данных. При анализе проблем причины должны быть определены до начала планирования корректирующих или предупреждающих действий. Информация и данные из всех частей организации должны быть интегрированы и проанализированы, чтобы оценить общее состояние выполнения работ в организации. На основе объективной информации определяются методы и средства для непрерывного улучшения, процессов [3; с.245-247]. 

     1.5. Документация системы менеджмента качества 

     Состав  и количество документации системы  менеджмента качества зависит:

•  от размера и вида организации;

• сложности и взаимодействия процессов;

Информация о работе Менеджмент качества продукции на предприятии