Менеджмент качества продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание

Цель работы: оценить эффективность мероприятий по улучшению системы менеджмента качества продукции.
Задачи: проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия с 2005 по 2007 гг. и оценить темпы роста объемов прогрессивной продукции и ее влияние на выручку предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие и менеджмент качества продукции ……………………………….4
1.1. Показатели качества и оценка его уровня…………………………………4
1.2. Система обеспечения качества продукции на предприятии …………….6
1.3. Международные стандарты в области менеджмента качества ИСО 9000
и их применение…………………………………………………………….7
1.4. Организация системы качества в соответствии с ИСО 9000…………….10
1.5. Документация системы менеджмента качества ………………………….14
2. Система менеджмента качества на ОАО "Бобруйсксельмаш"…………….18
2.1. Общая, производственная и организационная структура предприятия ОАО "Бобруйсксельмаш" ………………………………………………………18
2.2. Организация менеджмента качества на ОАО "Бобруйсксельмаш" …….20
2.3. Анализ качества продукции ОАО "Бобруйсксельмаш" …………………24
3. Основные направления улучшения системы менеджмента качества продукции………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

    1. Организация функционирования, достижения  целей и постоянное совершенствование процессов планирования в области качества, управления средствами мониторинга, мониторинга продукции.

    2. Организация систематического контроля функционирующей и актуализации действующей системы менеджмента качества в подразделениях завода в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001 и РК-2003.

    3. Организация постоянного взаимодействия  с поставщиками и потребителями в целях непрерывного повышения качества продукции.

    4. Подготовка и проведение совещаний  по выполнению Программы качества завода, заводских совещаний «День качества».

    5. Контроль исполнения мероприятий  по качеству, решений «Дней качества» и других совещаний по качеству.

    6. Организация нормоконтроля конструкторской  и технологической документации, технического контроля выпускаемой продукции, метрологического обеспечения производства и контроля параметров производственной среды и спецпроцессов производства.

    7. Организация работ по охране  труда.

    Основными функциями Службы качества ОАО «Бобруйсксельмаш»  являются:

  • контроль качества выпускаемой продукции;
  • входной контроль качества поступивших на завод сырья, материалов, комплектующих изделий;
  • оформление документов, удостоверяющих соответствие принятой продукции установленным требованиям, а также документов, содержащих техническое обоснование для предъявления претензий поставщикам сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
  • участие в проведении конструкторского надзора, контроля технологической дисциплины, контроля точности технологического оборудования и оснастки;
  • анализ функционирования системы качества;
  • участие в организации сбора, проведении анализа и обобщения данных о свойствах выпущенной предприятием продукции, в анализе причин возникновения дефектов и разработке мероприятий по их устранению и предупреждению брака;
  • проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации; учет, контроль, ремонт и проверка средств измерений; аттестация испытательного оборудования;
  • контроль за внедрением и соблюдением требований межгосударственных, государственных стандартов, стандартов предприятия и др.;
  • систематический лабораторный контроль  поступающих на завод металлов, полуфабрикатов, вспомогательных материалов для определения их соответствия стандартам и техническим условиям;
  • проведение физико-химических и механических испытаний, химических анализов, металлографических исследований, необходимых для нормального ведения технологических процессов и для обеспечения требуемого качества выпускаемой продукции;
  • организация разработки, совершенствования, внедрения, функционирования системы качества в подразделениях завода, разработка основополагающих документированных процедур системы качества;
  • оценка качественных показателей работы подразделений завода, проведение заводских совещаний «День качества», контроль и организация выполнения решений совещаний по качеству.

    К управлению качеством на ОАО «Бобруйсксельмаш»  применен системный подход. Вся организационная структура предприятия сформирована таким образом, что все отделы и службы в своей деятельности взаимосвязаны и целенаправленны на обеспечение качества выпускаемой продукции. С этой целью на предприятии еще в 2002 году была разработана и внедрена система качества в соответствии с требованиями международных стандартов, то есть была сертифицирована система качества СТБ ИСО  9002-1996. Недостатками системы качества СТБ ИСО 9002-1996 были:

    1. Отсутствие взаимосвязи между  подразделениями в решении вопросов качества;

    2. В анализе функционирования системы  качества не принимали участие  непосредственные подразделения-исполнители  элементов системы качества.

    Учитывая  все вышеизложенное, в 2003 году на ОАО  «Бобруйсксельмаш» была разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта СТБ ИСО 9001-2001. Данная система предусматривает следующие преимущества:

  1. Управление системой качества всеми подразделениями завода. При этом каждое подразделение несет ответственность в области качества и определяет показатели своей функциональной деятельности.
  2. Внедрен процессный подход, предусматривающий взаимодействие между службами от начала до получения и анализа результата деятельности в области качества.
  3. Анализ процессов в области менеджмента качества возложен на высшее руководство предприятия (заместителей генерального директора согласно их функциональной деятельности). 
  4. Введена ежемесячная персональная отчетность высшего руководства по функционированию каждого процесса системы менеджмента качества (совещание «День качества»).
  5. Система менеджмента качества распространяется на всю номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе впервые среди машиностроительных предприятий - на товары народного потребления.

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что на ОАО «Бобруйсксельмаш»  управлению качеством продукции уделяется огромное внимание. Политика руководства в области качества направлена на обеспечение должного уровня качества продукции в рамках существующей на предприятии системы менеджмента качества. Службой качества постоянно проводится целенаправленная и широкомасштабная работа по реализации целей управления качеством на ОАО «Бобруйсксельмаш». В результате внедрения системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие стандартам ИСО серии 9001-2001 заметно улучшились показатели качества, повысились результаты работы предприятия в этой сфере. Проводимая разъяснительно-ознакомительная работа с сотрудниками ОАО «Бобруйсксельмаш» (например, повсеместная наглядная информация, освещающая политику руководства в области качества) повышает их сознательность и стремление обеспечивать должный уровень качества продукции. 

      2.3. Анализ качества продукции ОАО "Бобруйсксельмаш" 

      Для оценки уровня качества продукции, производимой на предприятии ОАО «Бобруйсксельмаш», используем обобщающие показатели, характеризующие общий уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общем выпуске, экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества. Прогрессивной продукцией на данном предприятии является новая продукция (ТНП), а также сертифицированная.

     Рассмотрим  динамику показателей с 2005 года по 2007 г. 

Таблица 2.3. Показатели финансово-хозяйственной  деятельности

п/п

Наименование показателей Ед. измер. 2005 2006 2007
1 2 3 4 5 6
1 Годовой объем  произв. продукции в натур. выражении:

- косилка

- борона

- прицепы

Шт.  
 
 
4823

147

32

 
 
 
4819

156

33

 
 
 
4650

180

35

2 Объем производства продукции без налогов:

- в фактических  ценах отчетного года

- в сопоставимых  ценах

Млн. руб.  
 
6789 

5680

 
 
7809 

6442

 
 
9150 

8342

3 Выручка от реализации продукции Млн. руб. 8922 9510 11100
4 Темп роста  ТП в сопоставимых ценах % 102,4 106,6 116,7
5 Объем производства ТНП Млн. руб. 120,3 140,6 166,3
6 Темп роста  ТНП % 110,9 116,9 118,3
7 Выручка от реализации ТНП  Млн.руб. 1256 1396 2775
1 2 3 4 5 6
8 Объем производства сертифицированной продукции  Млн. руб. 43 58 79
9 Темп роста  сертифицированной продукции % 120,1 134,9 136,2
10 Выручка от реализации сертифицированной продукции Млн. руб. 265 302 554
11 Темп роста  объема внешней торговли

- экспорт  товаров и услуг

- импорт  объема товаров и услуг

%  
 
110,4 

114,5

 
 
114,5 

112,5

 
 
116,5 

110,5

12 Остатки готовой  продукции на складе в отпускных ценах Коэф. 0,32 0,2 0,13
13 Рентабельность % 10,1 10,3 12,0
14 Затраты на 1 руб. ТП Руб. 0,94 0,91 0,89
15 Чистая прибыль Млн. руб. 685,7 804,3 1098
 

Примечание. Источник: собственная разработка 

    Рассчитаем  долю ТНП в общем объеме выпуска  продукции:

     ;  

      ; 

     ;

    Изобразим динамику для наглядности в виде диаграммы. 
 
 

    

Рис.2.1. Динамика доли ТНП в общем объеме выпуска продукции. 

    Как видно, доля новой продукции на ОАО «Бобруйсксельмаш» повышается с 2005 г., что связано со стратегией предприятия, ориентированной на выпуск востребованной технологичной продукции и обновление ее номенклатуры и ассортимента.

    Рассчитаем  долю сертифицированной продукции  в общем объеме выпуска продукции:

     ;  

     ;  

     ;   

    

Рис.2.2. Доля сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции. 

    Объем производства сертифицированной продукции также растет, так как требования высокого качества продукции постоянны, и сертификаты качества только подтверждают высокий ее уровень.

    Анализ  качества продукции ОАО «Бобруйсксельмаш»  по представленным показателям выявил основные достижения в деятельности предприятия в сфере управления качеством продукции с 2005 по 2007 гг.: а именно, постоянное расширение ассортимента выпускаемой продукции, отвечающей требованиям рынка, увеличение доли и темпов роста сертифицированной продукции, качество которой уже гарантировано сертификатами.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Основные направления  улучшения системЫ МЕНЕДЖМЕНТА качества продукции 

    Качество  продукции – это сложное явление: в реальности кроме способности удовлетворять те или иные запросы оно включает в себя также и цену изделия, и своевременность поставки. В последнее время ценовой фактор выходит для белорусских производителей на первый план, так как на внешних рынках мы начинаем по данному показателю сдавать позиции. Одним из направлений уменьшения цены является снижение себестоимости. Такие его резервы, как дешевые сырье и энергоносители, себя исчерпали. Уменьшение заработной платы тоже недопустимо – напротив, согласно решениям правительства, ее надо повышать. Снижение издержек важно и с другой точки зрения: как источник дополнительных средств для технического перевооружения и совершенствования системы управления качеством.

     Выпуск  прогрессивной продукции очень  важен для предприятия, так как  обеспечивает высокие финансово-хозяйственные  результаты его работы.

    Рассчитаем  долю выручки от реализации ТНП в  общей выручке по предприятию: 

     ;

     ;

     . 

    Доля  выручки от реализации ТНП с каждым год растет.

    

Рис.3.1. Динамика долей ТНП в общем объеме выпуска продукции и выручки от реализации ТНП в общей выручке. 

    Из  рис. 3.1 видно, что выручка от реализации ТНП значительно превышает затраты на ее производство. То есть, другими словами, производить новую продукцию предприятию выгодно, поэтому оно ежегодно наращивает темпы ее производства.

    Экономический эффект от выпуска новой продукции за период с 2005 по 2007 гг. рассчитаем по формуле: 

     ; 

    где и - удельные веса ТНП в общем объеме выпуска продукции соответственно в 2005 и 2007 гг.

             - валовый выпуск продукции 2007 г. в сопоставимых ценах.

      Получим следующий экономический эффект:

     (млн. руб.).

    Рассчитаем  долю выручки от реализации сертифицированной продукции в общей выручке по предприятию:

     ;

     ;

     ; 

    

Рис. 3.2. Динамика долей сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции и выручки от реализации сертифицированной продукции  в общей выручке. 

    Рис. 3.2 показывает, что выручка от реализации сертифицированной продукции значительно превышает затраты на ее производство. Постоянно проводимые мероприятия по качеству в рамках действующей на предприятии и сертификационной в национальной системе Республики Беларусь системы менеджмента качества, доказывает эффективность управления качеством. Это выражается в постоянном повышении доли выручки от сертифицированной продукции.

    Экономический эффект от выпуска сертифицированной продукции за период с 2005 по 2007 гг. рассчитаем по формуле: 

Информация о работе Менеджмент качества продукции на предприятии