Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа
Проблема: проанализировать бизнес путь Nokia, стратегию управления и основные принципы, которые дали возможность из разрозненного конгломерата превратится в лидера в области телекоммуникаций.
Для решения поставленной проблемы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю компании от момента образования до сегодняшних дней;
рассмотреть основные принципы лидерства;
рассмотреть кадровую политику компании и секреты успеха.
Введение 3
Глава 1 История компании Nokia
1.1 Бизнес путь Nokia 5
1.2 Принципы лидерства Nokia 11
1.2.1 Взаимоотношения с потребителями 12
1.2.2 Значение бренда в условиях глобализации 13
1.2.3 Поддержка конкурентоспособности через новаторство 14
1.3 Стратегия работы с людьми: Путь Nokia 16
1.4 Финансовые результаты деятельности Nokia 19
1.5 Секреты успеха 21
Глава 2 Корпорация Nokia в России
2.1 Основная информация о компании Nokia 28
2.2 Основная стратегия и миссия компании Nokia 29
2.3 Стратегия продвижения на рынок и позиционирование 30
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Пять принципов кадровой политики:
Одним из секретов компании является умение мотивировать людей к труду, который в литературе получил название путь Nokia. Он включает три основных элемента:
Стратегия управляет процессами внутри компании, а способности сотрудников и система ценностей Nokia способствует этому. Если рассмотреть основные элементы более подробно, то можно выделить, личные качества, которыми должен обладать менеджер, чтобы сделать рабочие процессы более успешными:
- быстрота;
- высокая квалификация;
- открытость;
- честность;
- умение работать в команде;
- скромность;
- ответственность;
- полномочность.
В Nokia принятие решений рабочий процесс, в котором участвуют все, а не только руководство.
Основные принципы системы ценностей:
В компании Nokia говорят: «у каждого есть свобода действий, и главное – это доверие. Ограничения задаются только ценностями».
На основании этого можно выделить «8 заповедей», которые Nokia стремится соблюдать:
1) При принятии на работу внимательно проверять соответствие личных качеств кандидата требованиям компании;
2) «Плоская» структура управления обеспечивает высокую скорость коммуникаций внутри организации;
3) Организован процесс доведения общей стратегии до сведения сотрудников;
4) Обеспечен процесс постоянного обучения;
5) Каждый знает общую стратегию компании и может связать ее со своими целями;
6) Схемы поощрения создают для каждого материальную заинтересованность в процветании бизнеса;
7) Nokia поощряет ответственность и хочет быть уверена, что сотрудники всегда знают, насколько их деятельность согласуется с целями компании;
8)
Компания стремится к командной работе,
к культуре открытости и искренности.
1.4
Финансовые результаты
деятельности Nokia
Пять пунктов, на которые Nokia обращает внимание, когда подводит итоги:
В компании Nokia на мобильные телефоны
в 2007 году пришлось 39 процентов продаж.
Всего Nokia за год продала 1,14 миллиарда
сотовых телефонов. В четвертом квартале
2006 года ее доля рынка составляла лишь
36%.
Чистая
прибыль Nokia за четвертый квартал 2007г.
составила 1,84 миллиарда евро, что на треть
больше, чем годом ранее. Выручка выросла
с 11,7 до 15,7 миллиарда евро. Компания отметила,
что рост выручки сдерживало укрепление
европейской валюты по отношению к доллару.
Несмотря на то, что в целом по миру продажи росли, в Северной Америке они упали на 13,6 процента. Там было продано всего 5,1 миллиона телефонов. Nokia объясняет это стратегическим решением сфокусироваться на рынке устройств стандарта GSM, а не CDMA, который используется в Америке.
2009 год стал тяжелым для крупнейших мировых изготовителей сотовых телефонов. По мнению отраслевых аналитиков, продажи мобильников в следующем году упадут на 4-27%, в зависимости от глубины глобальной рецессии.
Уже сегодня заметен спад продаж сотовых аппаратов. Он вызван замедлением экономики в развитых странах и ростом инфляции в развивающихся государствах. В странах "третьего мира" многие потребители, еще не пользующиеся мобильными телефонами, откладывают покупку трубок, а те, у кого телефон уже есть, не хотят переходить на более современные модели.
Позиции
лидера среди производителей мобильников
сегодня сохраняет за собой финская
Nokia. В этом ей помогает активное освоение
развивающихся рынков. Впрочем, в
сентябре Nokia предупредила инвесторов,
что в третьем квартале ее рыночная
доля может сократиться. В наиболее
шатком положении сейчас находятся компании
Motorola и Sony Ericsson. Американская Motorola намеревается
выделить в самостоятельную компанию
подразделение, производящее сотовые
трубки, а шведско-японская Sony Ericsson планирует
уволить 2 тысячи сотрудников [4].
Компания Nokia представила свой предварительный
отчет о своей финансовой деятельности
во втором квартале 2008 года [5].
Таблица 2 - Сводные финансовые показатели Nokia
EUR, миллион | 2 кв-л
2008 |
2 кв-л
2007 |
+, % | 1 кв-л
2008 |
+, % |
Чистая сумма продаж | 13151 | 12587 | 4,0% | 12660 | 4,0% |
Мобильные телефоны и услуги | 9090 | 9163 | -1,0% | 9263 | -2,0% |
Nokia Siemens Networks | 4067 | 3438 | 18,0% | 3401 | 20,0% |
Доходы от операций | 1474 | 2359 | -38% | 1531 | -4,0% |
Доходы от операций, исключая особы операции | 1934 | 1393 | 39,0% | 186 | 4,0% |
Операционная рентабельность |
14,7% | 11,1% | 14,7% | ||
Доходы от операций «Мобильные телефоны и услуги» | 1565 | 1779 | -12% | 1883 | -17% |
Доходы от операций, исключая особые операции | 1824 | 1779 | 3,0% | 1964 | -7,0% |
Операционная рентабельность |
20,1% | 19,4% | 21,2% | ||
Доходы от операций «Nokia Siemens Networks» | -47 | -1266 | -74 | ||
Доходы от операций, исключая особые операции | 154 | -361 | -39 | ||
Операционная рентабельность |
3,8% | -10,5% | -1,1% | ||
Обычные функции | -44 | 1846 | -278 | ||
Обычные функции, исключая |
-44 | -25 | -61 | ||
Чистая прибыль | 1103 | 2828 | -61% | 1222 | -10% |
Чистая
прибыль, исключая особые |
1365 | 1259 | 8% | 1451 | -6,0% |
Прибыль на акцию (EPS), разводненная, EUR | 0,29 | 0,72 | -60% | 0,32 | -9% |
EPS, разводненная, EUR, исключая особые операции | 0,36 | 0,32 | 13% | 0,38 | -5% |
Как
видно из таблицы 2, чистая прибыль
во втором квартале 2008 г. упала на 61%
по сравнению с аналогичным периодом
2007 г
1.5
Секреты успеха
История. От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и внедрению новшеств, но и эффективное расширение сферы деятельности. Кроме того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала проводить последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.
Имя. Прежде всего, руководство Nokia решило, что для успешного продвижения на рынке необходим собственный брэнд - в компании сумели предвидеть, что в скором времени сотовые телефоны перейдут в разряд потребительских товаров (до этого продукты Nokia продавались под марками операторов мобильной связи). Решить поставленную задачу ей удалось в полной мере - сегодня в списке наиболее популярных марок по данным британской деловой газеты Financial Times брэнд Nokia занимает девятое место, между Marlboro (10-е место) и Mcdonalds (8-е).
Лозунг и логотип приняты в 1993 году.
Консалтинговая компания Interbrand опубликовала очередной список самых дорогих мировых брендов за 2008 г [6].
Таблица 3 – Десять самых дорогих мировых брендов в 2008 году
Бренд | Страна | Стоимость бренда, млн. долл. | Изменение, % |
1. Coca-Cola | США | 66 667 | 2 |
2. IBM | США | 59 031 | 3 |
3. Microsoft | США | 59 007 | 1 |
4. GE | США | 53 086 | 3 |
5. Nokia | Финляндия | 35 942 | 7 |
6. Toyota | Япония | 34 050 | 6 |
7. Intel | США | 31 261 | 1 |
8.McDonald's | США | 31 049 | 6 |
9. Disney | США | 29 251 | 0 |
10. Google | США | 25 590 | 43 |
Инновации. Одной из стратегических целей компании всегда было непрерывное обновление, которое проявлялось в умелом и постоянном сегментировании, брэндинге и дизайне. Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала новинки в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке. Как Coca-Cola, Nokia постепенно стала повсеместно известной маркой, только добилась этого намного быстрее.
Технологии. Nokia уделяет много внимания и вкладывает большие средства в технологические разработки. Главным же прорывом, по мнению ряда специалистов, стала продвинутая и удобная система меню. Именно она, как считают многие, дала толчок к расширению функциональных возможностей телефона и постепенному превращению его уже не просто в коммуникационное, а скорее, в информационное устройство.
Когда многие high-tech-корпорации в США и Канаде сосредоточились исключительно на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества нового века.
Дизайн. Визитной карточкой телефонов Nokia считается первоклассный дизайн.
Главный дизайнер Nokia Фрэнк Нуово полагает, что больший успех мобильным телефонам способны принести не новые возможности и замысловатое устройство, а удобство использования и красивый внешний вид. По его мнению, в сознании людей мобильный телефон - это что-то наподобие часов или солнечных очков. Влияние на них оказывает не развитие техники, а мода. Современные мобильные телефоны этой марки – веха, на которую равняются конкуренты фирмы. Nokia уделяет дизайну телефонов огромное внимание. Компания начала экспериментировать с цветом телефонов еще десять лет назад, когда в Европе и США вышли первые цветные аппараты. Одним из первых была Nokia 252 Art Edition. Во многом это заслуга Оллила и его команды, придавшей телефонам из Финляндии то качество, которое специалисты по потребительской психологии называют первостепенным в имидже мобильных телефонов Nokia - возможность придать индивидуальность каждому из них и посредством этого выделиться из потребительской толпы.