Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа
Проблема: проанализировать бизнес путь Nokia, стратегию управления и основные принципы, которые дали возможность из разрозненного конгломерата превратится в лидера в области телекоммуникаций.
Для решения поставленной проблемы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю компании от момента образования до сегодняшних дней;
рассмотреть основные принципы лидерства;
рассмотреть кадровую политику компании и секреты успеха.
Введение 3
Глава 1 История компании Nokia
1.1 Бизнес путь Nokia 5
1.2 Принципы лидерства Nokia 11
1.2.1 Взаимоотношения с потребителями 12
1.2.2 Значение бренда в условиях глобализации 13
1.2.3 Поддержка конкурентоспособности через новаторство 14
1.3 Стратегия работы с людьми: Путь Nokia 16
1.4 Финансовые результаты деятельности Nokia 19
1.5 Секреты успеха 21
Глава 2 Корпорация Nokia в России
2.1 Основная информация о компании Nokia 28
2.2 Основная стратегия и миссия компании Nokia 29
2.3 Стратегия продвижения на рынок и позиционирование 30
Заключение 32
Список использованной литературы 35
В команде Фрэнка Нуово работает около 100 дизайнеров. Имиджевая модельная серия 8000 является примером первоклассного дизайна. В этом плане очень показательно сотрудничество Nokia с домом мод Kenzo.
Многие считают, что Nokia 8210 - плод совместной работы дизайнеров Nokia и дома моды Kenzo. На самом деле это не совсем так: соглашение Nokia/Kenzo было сконцентрировано только на мероприятиях по продвижению продукции. Например, впервые 8210 была представлена на показе мод Kenzo. Информация из пресс-релиза Nokia: "В нашем бизнесе Nokia 8210 открывает абсолютно новый класс продуктов, в особенности, если говорить о новом направлении в моде. Он не предназначен для вытеснения существующих категорий, он скорее занимает нишу где-то между престижным модным аксессуаром и обычным телефоном.
Презентация
новой модели телефона на демонстрации
мод Кenzo явилась для нас новым
шагом в представлении новой
ориентированной на моду категории
продукции. Kenzo является идеальным партнером
с престижной торговой маркой для вхождения
в мир моды.
Индустрия мобильной телефонии уже заняла
ведущее место в мире среди потребительских
товаров электронной промышленности,
и поэтому сегментация рынка приобретает
более выраженный характер. Сегодня практически
каждый человек является потенциальным
пользователем мобильного телефона. Различным
пользователям свойственны различные
потребности, различный стиль жизни и
индивидуальные предпочтения. По этой
причине концепции производства и маркетинга
становятся все более ориентированными
на учет жизненного стиля клиента и его
представлений о моде. Можно утверждать,
что мобильный телефон становится все
более действенным средством выражения
индивидуального стиля и вкуса. Компания
Kenzo, как и Nokia, является лидером в разработке
стиля.
Kenzo,
как и Nokia, является всемирно
известной торговой маркой
Корпоративная культура. Надо сказать, что формирование всем известной корпоративной культуры Nokia произошло еще до прихода к руководству Йормы Оллилы. О его предшественнике, Кари Каирамо, создано много мифов. Этот энергичный человек занимал пост генерального директора (СЕО) Nokia с 1977 года. Кстати, его предшественник, Бьёрн Вестерлунд, отвечавший за кабельное производство, практически поставил под угрозу благополучие Nokia, выступая за сокращение отношений с Советским Союзом. Кари Каирамо сразу после своего прихода построил важный для Nokia рыночный баланс: теперь 50% продукции отправлялось в СССР, а еще 50% — на Запад. Это помогло Nokia избежать катастрофы в период крупных перемен в нашей стране в начале 90-х годов. Но в 1988 году Кари покончил жизнь самоубийством и оставил компанию в весьма плачевном состоянии. Каирамо был харизматичным лидером, иногда его поведение было жестоким, оскорбительным и скандальным. Сегодняшнее поколение руководителей Nokia очень часто получает “авансы” именно благодаря имиджу и заслугам компании, обретенным при Каирамо. Он же заложил основные принципы корпоративной культуры Nokia: командная работа, глобальный масштаб деятельности и постоянное повышение профессионального уровня.
Не менее значительной фигурой стал и его приемник, Йорма Оллила. Именно он в 1991 г. "вывел" Nokia на новый цифровой стандарт мобильной связи - GSM. А через год, когда он стал руководителем всей компании, пообещал сделать Nokia крупнейшей фирмой, ориентированной на мобильный сектор рынка. Сейчас никто не будет спорить, что Nokia - это бизнес-чудо. Основой же всего, наверное, явилась несколько нетрадиционная схема работы Nokia, предполагающая сочетание свободы действий для отдельных ее структур и строгой финансовой дисциплины. Иными словами, в компании есть определенные корпоративные стандарты, но за их рамками подразделения вольны поступать по собственному усмотрению. Однако если какое-то из них не достигло определенных финансовых показателей, и нет предпосылок к тому, что в будущем ситуация изменится, работы по данному направлению сворачиваются.
Возможно, сыграли свою роль и успехи Оллилы в международной финансовой сфере, позволившие ему разместить акции Nokia на Нью-Йоркской фондовой бирже. Начальные инвестиции в Nokia, о которых так любят говорить, на самом деле были результатом роста стоимости ее акций. За пять лет акции Nokia выросли на 2300%, и это стало следствием соблюдения особой финансовой дисциплины. "Если доход от основного бизнес-продукта компании не растет на 25% в год, - считает Йорма, - то роста в будущем ждать не приходится - нужно менять продукт и всю стратегию производства".
Несмотря на открытость информации о компании, сам Йорма Оллила для большинства исследователей остается человеком-загадкой. Он не стремится выставить свою жизнь напоказ. Он говорит лишь о технологиях, менеджменте и перспективах своей компании. Он обожает играть в теннис, но стиль его игры напоминает скорее тренинг для поддержки физической формы, чем азартное состязание. Даже на корте он не склонен к какому-либо общению "вне рамок игры". Оллила скуп не только на слова - он так же бережлив в отношении своих сотрудников.
Руководитель Nokia не сорит людьми: он не склонен увольнять служащих, даже когда те допускают серьезные просчеты. Вот почему 60 тыс. служащих компании верны своему боссу. "Мы знаем сферу мобильных телекоммуникаций лучше, чем кто-либо другой” - говорят они. Что это, самоуверенность? Возможно. Но Nokia - лидер, и всем нам остается лишь согласиться с этим утверждением. Йорма считает, что его политика в отношении служащих компании оправданна: "Люди, вместе шедшие через невзгоды и поражения к победе, должны продолжать работать сообща".
По последним данным, Йорма Оллила покинул свой пост в 2006 году. В июле 2006 года этот пост занял глава подразделения мобильных телефонов Олли-Пекка Калласвуо [8].
Кризис в телекоммуникационной отрасли в начале этого десятилетия нанес Nokia серьезный удар. У операторов связи не было денег, чтобы покупать оборудование, а потребители стали более осторожны в расходах, в том числе сократились траты и на новые мобильные телефоны. Тем временем набрали силу азиатские производители, завалившие рынок внешне очень привлекательными моделями. С начала 2004 года рыночная доля Nokia резко упала. Надо было срочно что-то менять. В компании была проведена реструктуризация, из двух подразделений (мобильные телефоны и сетевое оборудование) было сделано четыре. В отдельное направление были выделены два перспективных сектора – мультимедиа и работа с корпоративными клиентами. Самый проблемный и важный сектор, приносивший более 60% выручки компании – мобильные телефоны – возглавил Олли-Пекка Калласвуо, занимавший до этого должность финансового директора Nokia. И продажи снова стали расти.
Одним из направлений работы была выбрана мобильность бизнеса.
После того как компания Nokia стала резко терять долю рынка в начале 2000-х годов, она приступила к поиску путей сокращения издержек. Временные и ресурсные затраты в такую общую и сложную концепцию, как мобильность, выглядели рискованными в условиях непростой ситуации на рынке, но Nokia была непреклонна в стремлении понять и реализовать потенциальные выгоды для своего бизнеса, обеспечив своевременный доступ сотрудников к качественной информации, где бы они не находились.
Nokia
– один из мировых признанных
брендов в области
С позиции Nokia мобильность – это бизнес-решение реальных проблем, дающее ощутимые выгоды; фундаментальное изменение подхода к работе; больше чем просто технология и скорее эволюция, чем революция.
Мобильность позволяет живее реагировать на любые изменения; ускорить обслуживание покупателей и сбор информации; сократить потери времени, снизить затраты, повысить уровень диверсификации бизнеса, обеспечивая возможность выбрать как, где и когда работать; поддерживать разумный баланс между работой и личной жизнью.
В Nokia мобильность рассматривают как новый шаг в эволюции бизнеса. На рисунке 1 показан эволюционный путь, который прошла бизнес-инфраструктура Nokia за последнее десятилетие [9].
Рисунок
1 – Эволюция бизнес-инфраструктуры
Глава 2 Корпорация Nokia в России
2.1
Основная информация
о компании Nokia
Nokia работает на российском рынке с начала 1960-х гг. В 1997 г. с целью улучшения обслуживания и поддержки клиентов в России и СНГ было открыто российское отделение компании Группа Nokia – ЗАО «Nokia».
В данный момент в российском отделении компании работает около ста человек. Это профессионалы в области телекоммуникационных технологий, инженеры, инсталляторы и маркетологи. Работа с клиентами ведется по линиям продаж и маркетинга, послепродажной поддержки и предоставления услуг клиентам.
Цель выхода компании на российский рынок. Специалисты Nokia видят хорошие перспективы развития бизнеса в России и готовы по прежнему радовать всех наиболее современными и оптимальными решениями в области телекоммуникаций.
В России представлены два основных подразделения Группы Nokia – Nokia Networks и Nokia Mobile Phones.
Основное направление работы Nokia Networks: предоставление операторам связи комплексных решений в области инфраструктуры мобильных и фиксированных сетей связи, профессиональной радиосвязи, а также передовых технологий IP.
Основное направление работы Nokia Mobile Phones – продвижение на российский рынок моделей мобильных телефонов Nokia, поддержка дилеров на территории СНГ.
Современная
экономическая ситуация и продолжающаяся
эволюция беспроводных технологий вызывают
многообещающие прогнозы развития рынка
в краткосрочной перспективе.
2.2
Основная стратегия
и миссия компании Nokia
Основанная стратегия компании направлена на агрессивное увеличение доли на рынке, особенно в сфере мобильной телефонии при сохранении высокой прибыльности в качестве главного приоритета.
Стратегия открытой архитектуры сетей ALL-IP, представленная Nokia Networks, выгодна для всей отрасли сетевых коммуникаций. Она заключается в создании открытых стандартов для будущих продуктов отрасли, что позволит снизить затраты и время на их разработку и выпуск. Стратегия существенно повысит рентабельность новых услуг мобильной связи для конечных потребителей. В качестве одной из составляющих стратегии Nokia Networks разработает модульные продукты и распространит их среди других поставщиков оборудования мобильных сетей.
Центральный
элемент стратегии – это
Цель Nokia – занять лидирующую позицию в создании коммуникационных продуктов и услуг, облегчающих повседневную жизнь людей и служащих стимулом успеха компаний. Компания стремится сохранить свою заботу о потребностях людей, безопасных и надежных продуктах и услугах, а также их отменном качестве. Имея в активе свои ресурсы, в том числе ноу-хау, положение на рынке и долгий опыт создания конкурентных преимуществ, Nokia имеет отличные шансы достичь своих целей.
Nokia
продолжает рассматривать свою
стратегию усиления лидирующих
позиций на рынке при
Таким
образом, Nokia – мировой лидер в
сфере мобильных коммуникаций. Опыт,
инновации, удобные в использовании
продукты и безопасные решения помогли
компании стать основным мировым поставщиком
мобильных телефонов, а также мобильных,
фиксированных и IT сетей. Поддерживая
мобильный Интернет, Nokia предоставляет
новые возможности компаниям и делает
жизнь людей ярче. Nokia – одна из самых узнаваемых
компаний в мире.
2.3
Стратегия продвижения
на рынок и позиционирование
Основными задачами продвижения являются: обеспечение поддержки дистрибьюторской сети, получение информации о товаре, проведение тренингов и оказание различного рода содействия распространителям.
Реклама играет важную роль в продвижении товара и в создании имиджа компании.
Проведение спортивных соревнований под логотипом Nokia среди молодежи каждую зиму помогает привлечь молодых людей не только к спорту но и к продукции Nokia, создать определенный имидж.
Позиционирование по преимуществу. Nokia занимает лидирующую позицию в создании коммуникационных продуктов и услуг, облегчающих повседневную жизнь людей. Компания стремится сохранить свою заботу о потребностях людей, безопасных и надежных продуктах и услугах, а также их отменном качестве.