Менеджмент на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть систему управления в конкретной малой организации и изучить её особенности. В связи с этим можно выделить задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия,
• выделить особенности, присущие менеджменту малого предприятия,
• рассмотреть систему менеджмента на конкретном предприятии,
• проанализировать её достоинства и недостатки и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1. КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность системы менеджмента в организации…………………4
1.2 Особенности управления в малой организации…………………12
1.3 Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий…….17
2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ
2.1 Общая характеристика деятельности организации……………..24
2.2 Оценка системы менеджмента организации……………………..28
2.3 Анализ проблем в системе менеджмента предприятия…………33
3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ
3.1 Предложения по улучшению системы менеджмента……………35
3.2 Рационализация системы информации организации путём использования информационных технологий ……………………………….38
3.3 Прогноз эффективности предложений по совершенствованию системы менеджмента предприятия …………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ А: РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ….48

Работа состоит из  1 файл

курсовая-менеджмент.docx

— 203.41 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

  1. КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    1. Сущность системы менеджмента в организации…………………4
    2. Особенности управления в малой организации…………………12
    3. Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий…….17
  2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ
    1. Общая характеристика деятельности организации……………..24
    2. Оценка системы менеджмента организации……………………..28
    3. Анализ проблем в системе менеджмента предприятия…………33
  3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ
    1. Предложения по улучшению системы менеджмента……………35
    2. Рационализация системы информации организации путём использования информационных технологий ……………………………….38
    3. Прогноз эффективности предложений по совершенствованию системы менеджмента предприятия …………………………………………..40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………..47

ПРИЛОЖЕНИЕ А: РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ….48

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена  изучению менеджмента в условиях малого предприятия. Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью.

На начало 2000 г. в России насчитывалось 890,6 тыс. малых предприятий, на которых работало 6,5 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышала 12 млн. человек.

Малые предприятия  следующим образом распределились по отраслям народного хозяйства: торговля и общественное питание - 44,5%, строительство - 15,8, промышленность - 15,7, наука и  научное обслуживание - 4,5, общая  коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка - 4,0, транспорт - 2,1, другие отрасли - 13,4% общего количества малых предприятий.[1]

Рост малого бизнеса  в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных  предприятий свидетельствует о  большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Специфика успешного  предпринимательства в малом  бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего  открыть и вести свой бизнес и  готового отвечать за результаты своей  деятельности. Предприниматель (он же собственник), во многих случаях может  является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей, если на малом  предприятии нет отдельных специалистов занимающих все эти должности  или некоторые из них.

Данная тема актуальна потому, что управление на малых предприятиях имеет некоторые тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала (ведь, чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними. Или, например, до персонала, тем более до управленческого,  легче донести мотивацию успешной работы).

Цель данной работы – рассмотреть систему управления в конкретной малой организации  и изучить её особенности. В связи  с этим можно выделить задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия,
  • выделить особенности, присущие менеджменту малого предприятия,
  • рассмотреть систему менеджмента на конкретном предприятии,
  • проанализировать её достоинства и недостатки и сделать выводы.

Из вышесказанного следует, что предметом изучения в данной курсовой работе будет являться система менеджмента малого предприятия.

В качестве объекта  исследования мною был выбран цех  по производству мебели ИП Солосёнкова  И. Г. Данное предприятие является ярким  образцом малой организации. На её примере можно судить о системе менеджмента в большинстве подобных организаций.

Эта тема важна  ещё и потому, что малое предпринимательство  по накопленному в нем человеческому  потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который  ему предстоит освоить, на мой  взгляд, призвано стать важнейшим  фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий  жизни миллионов граждан.

 

  1. КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность системы менеджмента  в организации

Многообразие форм собственности, конкуренция между ними, ускоренное развитие рыночных отношений требуют  особо тонкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей важнейшей  задачей организацию активного  поиска реальных возможностей повышения  результативности труда. Вместе с тем  она должна обладать способностью к  саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных  форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

В современных условиях менеджер должен быть предприимчивым человеком, т.е. способным добиваться конкретных экономических и социальных целей  благодаря нахождению и практической реализации оригинальных, нестандартных  решений, как правило, связанных  с немалым хозяйственным риском. [2]

Возросшие в настоящее  время в нашей стране требования к управлению обусловлены увеличением  размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения  по финансовым, организационным и  другим вопросам подготавливаются и  вырабатываются профессионалами в  сфере организации управления, которые  осуществляют и контроль за выполнением  намеченного.

Главная задача управления - налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке на ближайшую и  дальние перспективы. Управление путем  постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы.

В основе научного управления лежат следующие положения: важность применения научного анализа для  определения наилучшего способа  достижения целей; целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретной цели; необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для  эффективного выполнения поставленных перед ними задач.[3]

На современном этапе  в управлении важное место отводится  взаимодействию с внешней средой, учету ее изменений, ориентации всей деятельности предприятий, исходя из сложившихся  условий.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система  является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно  рассматривать как специализированную систему или же как систему  управления.

Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как  бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция  управления - практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность - это функционирование системы управления.

Система управления складывается и действует не только в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, лежащих  в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется система  управления, а также в соответствии с присущими системе управления принципами ее построения, функционирования и преобразования.[4]

Структурно-функциональная подсистема управления

Система управления распадается  на подсистемы, выделение которых  наглядно проявилось относительно недавно.

Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать  как собственно систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих  закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а  также совокупность методов, с помощью  которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему системы  управления можно рассматривать  как единство организации, технологии и методов управления. При дальнейшем рассмотрении данную подсистему управления будем называть структурно-функциональной подсистемой системы управления (СФП). Обычно именно структурно-функциональная подсистема подвергается самому тщательному  анализу и описанию при рассмотрении вопросов построения и функционирования системы управления. В настоящее  время разработана общая теория функции управления, кадров управления, организационных структур управления, а также технологии и методов  управления.

Структурно-функциональная подсистема выступает как бы в  роли «костяка», «остова» или же даже «тела» системы управления. Причем при определенном уровне развития управления «тело» системы управления фактически эквивалентно системе управления в  целом. Но всякий развитый организм не эквивалентен только своему телу. Есть еще нечто исключительное, что  условно можно назвать «душой»  организма. Чем выше уровень развития организма, тем выше значимость этой его подсистемы. Что же можно считать  душой системы управления? Ответ  на этот вопрос можно получить, если проанализировать вторую подсистему системы  управления.

Основными частями данной подсистемы являются следующие блоки:

  • управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
  • интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
  • информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Совокупность данных трех блоков в основном покрывает всю  рассматриваемую подсистему, хотя применительно  к определенным системам управления можно указать на существование  дополнительных блоков, играющих определенную роль в данной подсистеме. Такими блоками  могут быть, например, блоки национальных интересов и даже национальных управленческих стереотипов либо блоки реализации в управлении идеологических установок. Данные блоки следует принципиально  отличать от первого выделенного  блока управленческой идеологии, так  как они служат выразителями определенных видов бытующей в обществе идеологии  вообще, а не только управленческой идеологии.[5]

Информационно-поведенческая  подсистема управления

И основные названные блоки, и блоки, возникающие в конкретных условиях и имеющие явно выраженный ситуационный характер, находятся в  динамическом взаимодействии как между  собой, так и с элементами структурно-функциональной подсистемы системы управления. При  этом в различных системах управления в зависимости от общих свойств, системы, ее характерных особенностей, а также в зависимости от уровня развитости системы управления и  условий осуществления управленческой деятельности степень проявления отдельных  блоков, а также характер их взаимодействия могут быть совершенно различными. Однако в любых случаях рассматриваемая  подсистема системы управления имеет  общее свойство, суть которого состоит  в том, что она связывает воедино (и не только связывает, а и сводит воедино в успешно функционирующих  системах управления) на основе развития информационных каналов и связей цели организации, воплощаемые в  критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную  базу работников управления, процедуры  и организацию управленческой деятельности. Это позволяет данную подсистему охарактеризовать как информационно-поведенческую  подсистему системы управле-ния (ИПП).

Реальными формами проявления данной подсистемы являются:

  • управленческие теории и управленческая идеология;
  • формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;
  • уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена;
  • информированность работников, носители информации, методы распространения информации.

Информация о работе Менеджмент на предприятии