Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему управления в конкретной малой организации и изучить её особенности. В связи с этим можно выделить задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия,
• выделить особенности, присущие менеджменту малого предприятия,
• рассмотреть систему менеджмента на конкретном предприятии,
• проанализировать её достоинства и недостатки и сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1. КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность системы менеджмента в организации…………………4
1.2 Особенности управления в малой организации…………………12
1.3 Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий…….17
2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ
2.1 Общая характеристика деятельности организации……………..24
2.2 Оценка системы менеджмента организации……………………..28
2.3 Анализ проблем в системе менеджмента предприятия…………33
3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ
3.1 Предложения по улучшению системы менеджмента……………35
3.2 Рационализация системы информации организации путём использования информационных технологий ……………………………….38
3.3 Прогноз эффективности предложений по совершенствованию системы менеджмента предприятия …………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ А: РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ….48
В настоящее время в
связи с объективно происходящим
процессом ускоренного и
Существует несколько
достаточно выраженных типов информационно-
Первый тип характеризуется
наличием формальной организации деятельности
и отношений в системе
Второй тип информационно-
Третий тип характеризуется
наличием заинтересованности в конечных
результатах функционирования системы
управления, стремлением к получению
больших результатов за счет совершенствования
внутренних отношений, развития всех членов
организации и повышения уровня
совместной трудовой деятельности. Широкое
распространение имеют
Четвертый тип информационно-
Подсистема саморазвития
системы управления является третьей
подсистемой системы
Подсистема саморазвития
управления не просто отражает названные
качества системы управления, она
является генератором этих качеств,
она же несет в себе механизм их
воспроизводства, закрепления, распространения
и практического воплощения. Данная
подсистема является источником и проводником
потребности системы управления
в самосовершенствовании и
Подсистема саморазвития системы управления может быть разделена на две части. Первая часть подсистемы ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие. Она обеспечивает потребность системы управления в изменении в направлении улучшения, а также в регулярном обновлении. [5]
Для данной части подсистемы характерно решение следующих задач и выполнение следующих функций:
Данная часть подсистемы
саморазвития очень тесно примыкает
к информационно-поведенческой
Вторая часть подсистемы саморазвития системы управления обеспечивает развитие системы управления. Наиболее существенными задачами, решаемыми ею, являются следующие:
Важнейшим направлением функционирования
подсистемы развития системы управления
является развитие кадров системы управления.
Это обусловлено тем, что единственно
возможным реальным движением системы
управления может быть только движение
ее кадров, во-первых, по вертикали (должностное
продвижение), во-вторых, по горизонтали
(смена профиля работ и
1.2 Особенности управления в малой организации
Российский малый бизнес, действует в условиях неустойчивой среды. Добиться успеха здесь невозможно, если дожидаться изменений и затем на них реагировать. Руководители, менеджеры малого бизнеса должны действовать как предприниматели. Это означает, что предприимчивый менеджер активно ищет возможности, добивается изменений и совершенствования работы фирмы, не боится риска, связанного с организацией нового предприятия или разработкой новых идей, продукции, вида услуг.
В этих целях
менеджер не только сам должен быть
предпринимателем, но и стремиться
культивировать дух предпринимательства
на предприятии, в коллективе, создавая
атмосферу подлинно творческой деятельности,
давая простор для
Почему бы российским управленцам не использовать опыт, например, японской компании «Омрон», использующей эффект малых предприятий. Перед каждым сотрудником каждого малого предприятия поставлены три лозунга: «Продает каждый», «Реагировать немедленно» и «Действовать молниеносно».
В этих принципах
заключен весь секрет успешной работы
малых предприятий. Что это значит?
«Продает каждый» означает, что от
каждого зависит эффективность
его работы, качество и конкурентоспособность
изделия, от которых зависит успех
фирмы на рынке, ее прибыльность, а
значит, и личное участие каждого
работника в этом успехе, и его
материально и моральное
Таким образом, российское малое предприятие, рассчитывающее не только на выживание, но и на успешную деятельность, должно иметь предпринимательское управление, то есть менеджера обладающего не просто хорошими качествами руководителя, но и обладающего достоинствами предпринимателя, творческим отношением к делу, проявлением инициативы, постоянным стремлением к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, и, что особенно важно, постоянной готовностью к риску и изысканию способов его преодоления.
Российский малый
бизнес многообразен. Он различается
по целому ряду факторов, и каждый из
них в той или иной степени
влияет на особенности управления конкретной
фирмой. Среди таких факторов следует
отметить размер предприятия, численность
и состав работающих, форму собственности,
отрасль деятельности, объем и
ассортимент выпускаемой
Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает, прежде всего, размер предприятия, а точнее, численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.
В этой связи можно выделить три уровня управления:
Первый низкий уровень технологии управления соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает только ведение бухгалтерского учета, контроль за рентабельностью хозяйственной деятельности и руководство работой.[6]
Второй средний
уровень технологии управления соответствует
предприятиям с численностью работающих
от 21 до 80 человек. В них уже чаще
имеется специальное
Третий высокий уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих более 80 человек. На таких предприятиях уже имеются хорошо организованные управленческие подразделения. А иначе просто нельзя. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области.
К сожалению тип
управления с низким уровнем технологии
управления на российских малых предприятиях,
часто переносится и на малые
предприятия второго и даже третьего
типа по вышеуказанной классификации
и ведется прежде всего от желания
владельцев (учредителей) сэкономить на
управленческом персонале, и все
управление берет на себя сам собственник,
либо в некоторых случаях
Если ситуацию
идеализировать, то нетрудно увидеть,
что в таком делении