Менеджмент организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание

Главной целью курсовой работы является описание особенностей административного управления.
Для достижения поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
• Раскрыть особенности и основные черты административного управления.
• Понять смысл возникновения и развития административного управления.
• Изучить рациональность и эффективность административного управления.

Работа состоит из  1 файл

введение менеджм.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)
 

     Организационное нормирование (регламентирование) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процессов на предприятии и управления ими.

     Организационный регламент включает в себя:

    1. номенклатурно-классификационные нормативы (материалов, покупных деталей, инструментов и т.п.)
    2. организационно- технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и т.п.);
    3. организационно-структурные нормативы (схемы подчинения производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т.п.);
    4. оперативно-календарные нормативы регламентирующие протекание процессов на предприятии;
    5. административно-организационные нормативы(правила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т.д.).[7.,132c]
 

     Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных норм и правил необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию (регламентированию):

    1. нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);
    2. нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;
    3. нормы (правила) должны быть оптимальными;
    4. нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т.е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;
    5. нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.
 

     Организационные нормативы разрабатываются и  утверждаются на следующих уровнях управляющей системы:

     - на уровне предприятия;

     - на уровне местных органов  управления;

     - на федеральном уровне.

     Задачи  организационного планирования заключаются  в том, чтобы расчетным путем  определить:

     - какой объем работы необходимо  затратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;

     - какова длительность в календарном  отношении отдельных управленческих  операций и процедур;

     - каковы потребности работников  управленческого аппарата в средствах и предметах труда.

     Важнейшим элементом организаторской работы является обеспечение четкой целенаправленности и слаженности работы коллективов  в рамках определенных требований к  качеству продукции и некоторых  ограничивающих условий в части предоставленных ресурсов. Основным орудием для создания такой целенаправленности и слаженности в управлении предприятием является оперативно – производственное планирование, включающие четыре основных элемента: задание, определяющее результаты работы; качественные показатели; лимиты ресурсов; план организационно-технических мероприятий.

     Делегирование полномочий и распределение ответственности  занимает центральное место в  системе организационно-распорядительных методов управления.

     Полномочия- это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.

     Делегирование полномочий означает передачу задач  и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательства  их выполнения.

     Делегирование задач и полномочий порождает в организации проблему распределения ответственности .Ответственность- это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности.

     При этом различают ответственность  исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников).

     Существуют  следующие виды организационных  полномочий;

    1. Линейные- дают право непосредственного единоличного командования.
    2. Аппаратные полномочия, т.е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие:

      а) Рекомендательные-линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консультациями;

      б) Полномочия обязательного согласования- линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями аппарата проекты готовящихся к принятию решений.

    1. Функциональные полномочия- право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.
    2. Параллельные полномочия- право отклонять решения линейного руководителя.[8.,234c.]
 

     Рациональное  распределение полномочий и ответственности  позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а так же устанавливать  четкие, не допускающие различных  толкований задания исполнителям (часовые, сменные, суточные, декадные и т.д.).

     Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а так  же специалистов и служащих в управляющей  системе.

     Организационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляющей и в управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителям в устранение возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.

     Организационный контроль предполагает контроль: исполнения решений, распоряжений вышестоящей организации и различных уровней управляющей системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (руководителя); соблюдение технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических режимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.

     Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования. Проанализировав структуру и процесс управления, вскрыв все плюсы и минусы можно выявить организационные резервы и на этой основе запроектировать такую комбинацию всех факторов работы (организация, методы, техника управления), которая обеспечит наилучший результат. Это один из главных методов, которыми пользуются для решения организационных задач. Применяя анализ, необходимо так спланировать работу, так подготовить ее выполнение, так научиться ее выполнять и , наконец, так поставить контроль за ее выполнением, чтобы вывод из наблюдений и анализа организационной практики гарантировал бы наибольшую эффективность деятельности управленческого персонала при наименьших затратах сил и средств.

     Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осуществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку модели структуры или процесса.

     Процесс обобщения организационного опыта  включает в себя: командировки для изучения опыта родственных предприятий в своей отрасли, предприятий смежных отраслей, зарубежного опыта, изучение и обработку документальных информационных источников (книги, журналы, экспресс-информация, ведомственные материалы и т.д.).

     Таким образом, организационно-распорядительные методы воздействия включают в себя комплекс разнообразных способов и приемов с помощью которых осуществляется конкретная организаторская работа как в сфере объекта, так и в сфере субъекта управления любого уровня.

     Административно –распорядительные методы занимают особое место в  системе управления, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня. Административно- распорядительная, организаторская деятельность, направленная на обеспечение выполнения всех необходимых функций управления, предполагает наличие специфических способов, приемов ее выполнения.

     Административно- распорядительный методы воздействия  призваны:

    1. Обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата.
    2. Поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановление, приказы и решения руководящих лиц.
    3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

     В отличии от экономических методов, действующих на объект управления косвенно, административно-распорядительное воздействие носит директивный характер (приказы, распоряжения), дает однозначные решения проблемы и прямо воздействует на поведение объекта управления.

     Административно-распорядительные методы представляют собой: систему  способов и приемов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, слаженное  и эффективное функционирование управляющих и управляемой систем, т.е. аппарата управления и всех элементов организации и опираются:

    1. на систему законодательных актов федерального и местного значения;
    2. на нормативно - директивные и методические документы организации (приказы, распоряжения и указания руководителя);
    3. на планы, программы и задания;
    4. на оперативное руководство.[9.,209c.]

     В систему законодательных актов  входят конституционные и федеральные  законы, указы президента, постановления  правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные органами федеральной и местной власти для обязательного применения на территории всей страны и ее отдельных субъектов. При определении их состава, структуры, содержания и взаимосвязей должны учитываться научные подходы к менеджменту, охватывающие все теоритические и практические аспекты управления.

     Законодательные акты федерального значения должны быть объединены в систему, основными целями которой являются: повышение качества жизни населения, создание конкурентной среды, эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры всех регионов; применение современных методов экономического регулирования и менеджмента.

     В систему законодательных актов  регионов входят аналогичные федеральным, акты, дополняющие и подробнее раскрывающие их сущность. Основное требование, предъявляемые к региональным нормативным актам, - это отсутствие противоречий федеральному законодательству. В промышленно развитых странах система региональных законодательных актов, как правило, шире и глубже федеральных.

     В систему нормативно- директивных  и методических документов организации  входят стандарты, методики, положения, инструкции, и подобные документы  долговременного использования, а  так же приказы, распоряжения, указания, утверждённые руководством фирмы и действующие только в данной фирме.

     По  сравнению с вышерассмотренными законодательными актами документы фирмы должны регламентировать состав, содержание взаимосвязей элементов всех подсистем в системы управления конкретной организации, а также порядок составления и использования технических и экономических документов.

     Обязательные  атрибуты нормативно- директивных документов фирмы – это цель составления  документа, основание для его  разработки, места данной цели( задачи, функции) в системе менеджмента, возможный круг исполнителей, требование к качеству работ, экономии ресурсов, сроком, контролирующие лицо, санкции за неисполнение, источники информации. В методических документах кроме этих данных должны быть приведены конкретные методы осуществления рабочих операций.

     Система взаимосвязанных планов, программ и  заданий тоже относятся к административным методам менеджмента, так как  они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем  системы управления организации.

Информация о работе Менеджмент организации