Менеджмент в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:38, реферат

Описание

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент в здравоохранении.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

Менеджмент  в здравоохранении.

 

 Менеджмент как  наука возникла в нынешнем  веке, в США и до настоящего  времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов,  средств и форм управления  с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

 Президент Американского  ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент - это управление  не вещами, а воздействие на  людей. Это искусство получать  нужные вещи посредством управления  людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

 Менеджмент возникает  тогда, когда имеется как минимум  2 человека - управляющая и управляемая  стороны. Субъект управления - тот  кто управляет, объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.

 Объекты управления - работники, коллективы, действующие  согласно предписанию и любые  хозяйственные и экономические  объекты, подвергаемые определенной  трансформации по воле объекта  (распоряжающегося этим объектом).

 

История.

Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные недостатки.

Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных организационных структурах". Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.

Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.

Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров  и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.

Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи  между средой и внутренними условиями  организации.

80-е годы: создание  организационной культуры управления.

90-е годы: крупный прорыв  компьютерной технологии. Научные  разработки по победе над конкурентом.

Конец 90-х годов: международный  характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы  изучения мотивации и поведения.

 

Функции менеджмента. Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости  от того, сколько функций выполняет  человек, он занимает более высокий  уровень руководящей лестницы:

Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.

Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.

Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

Страховые - страхование  и охрана имущества и лиц.

Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

Административные - перспективное  программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции  и контроль.

 Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

 Целям и функциям  управления соответствует определенная  установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,  страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

 Процесс управления  включает: планирование, организацию,  распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие  решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

 Алгоритм (последовательность  управленческих решений:

Постановка цели и  задачи (программно-целевое планирование).

Сбор необходимой информации.

Моделирование и предварительная  экспертиза возможных решений;

Принятие управленческого  решения;

Организация исполнения;

Контроль исполнения;

Оценка эффективности  и корректировка результатов;

 На эффективность  управленческих решений влияет  ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.

 Менеджмент рассматривается  в виде оптимизации технологических  решений и психологических установок.

 Среди факторов, мешающих  развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить:

отсутствие личных ценностных ориентаций;

отсутствие личной заинтересованности;

недостаточная профессиональная квалификация;

неумение влиять на людей;

неумение самосовершенствоваться;

неумение владеть собой;

рвачество;

отсутствие чувства  долга;

необязательность;

неорганизованность;

нечестность;

неумение подчинять  личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:

Директорский стиль, когда  лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем  и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.

Лидер - организатор - это  строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому  свою оценку его качеств и достижений.

Личностный стиль, когда  руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.

Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять  сам, берется за многие задания, много  работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

Наставнический стиль, когда лидер руководствуется  принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

 

В системе практического  здравоохранения наиболее часто  используется демократический стиль. Процесс управления любым учреждением  протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.

 

Актуальные проблемы здоровья в современных условиях.

Важные документы:

1993г. приняты "Основы  законодательства РФ об охране  здоровья граждан" - один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит из 12 разделов:

общие положения: 4 статьи. Основное - охрана здоровья граждан - это  совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного на сохранение здоровья граждан РФ. 2 статья - основные принципы: приоритет профилактических мер по охране здоровья граждан, доступность медико-социальной помощи, защищенность граждан в связи с утратой трудоспособности, ответственность органов власти, за обеспечение прав граждан.

Компетенция в области  охраны здоровья граждан РФ, республик  в составе РФ, автономных округов, и пр. в этом разделе 5 статей, среди  них: защита среды обитания, традиционного  образа жизни, охрана детей, материнства, отцовства, детства; лицензирование медицинской и фармакологической службы; формирование целевых и региональных бюджетов здравоохранения.

Организация охраны здоровья граждан РФ: полномочия высших органов, статья о финансировании охраны здоровья граждан; о муниципальном управлении.

Права граждан в области  охраны здоровья: гарантированный медицинский  объем в рамках ОМС;

Права отдельных группа населения: права семьи, беременных, несовершеннолетних, военнослужащих, инвалидов, заключенных. Статья о согласии на медицинского вмешательство.

Права граждан при  оказании медико-социальной помощи: право  на информацию о состоянии здоровья.

Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию  репродукции человека.

Обеспечение населения  лекарствами и фармацевтическими препаратами.

Экспертиза;

Права и социальная защита медицинских работников; о врачебной  тайне, право на занятие народной медициной и целительством, о  сертификации деятельности; семейный врач.

Международное сотрудничество.

Ответственность за причинение вреда здоровью граждан: право на обжалование, на возмещение затрат и т.д.

 

Менеджмент и маркетинг  в современном здравоохранении.

 

 Маркетинг - это  комплексная деятельность специалистов  по организации производства, сбыта  продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие потребности.

 Потребность - это  определенный вид нуждаемости  (физиологической, социальной, личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни, культурного уровня и психологической ориентации личности.

 Запрос - это потребность,  подкрепленная покупательской способностью.

 Предложение (товар,  удовлетворение потребности) - это услуги, предлагаемые с учетом покупательского спроса и стоимости.

 Маркетинговые услуги  позволяют реализовать товар  (услугу) в тех случаях, когда  определена потребность населения,  когда услуга имеет преимущественное  качество и удовлетворяющую обе  стороны цену. Маркетинг может позволять реализовать услугу (товар) посредством обмена.

 Сделка - коммерческий  обмен ценностями между двумя  сторонами. Условия сделки, помимо  общего согласия, должны определяться  законодательством.

 Рынок - совокупность  существующих и потенциальных покупателей товара (рынок товара, услуг, трудовых ресурсов и т.д.).

 В связи с вышеизложенным  маркетинг - это деятельность  по производству и реализации  товара (услуг), направленная на удовлетворение  спроса и потребностей, с учетом  качества и стоимости. Составными элементами рынка являются коммерческие банки, биржи труда, поставщики, клиенты, профсоюзы.

 В здравоохранении  рынок представлен учреждениями  государственного здравоохранения.  Кроме того, существуют: рынок пациентов;  рынок идей; рынок фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий.

Информация о работе Менеджмент в медицине