Большинство российских
медицинских учреждений не может
в настоящее время предоставить
пациентам разнообразную, качественную
и в нужном объеме медицинскую помощь.
С этим же связано
широкое распространение возвратного
страхования. Возвратное страхование
- это страхование, при котором
часть неизрасходованных за определенный
период времени средств страховых
фондов возвращается страховщиком страхователям либо застрахованным.
В системе социального страхования оно
используется редко, но в России в последние
годы широко распространена практика
возврата не израсходованных на лечение
страховых взносов в течение срока действия
договора добровольного медицинского
страхования. Страхование считается полноценным,
если при расчете страховых взносов учитывается
вероятность наступления страхового события.
В этом же случае чаще всего речь идет
о величине стоимости лечения, прибыли
страховщика, расходах на ведение страховых
операций. Следовательно, "возвратное"
добровольное медицинское страхование
можно лишь условно назвать страхованием
и его существование отражает трудности
сегодняшнего дня.
По мнению Н.А.
Леванта, наибольший интерес в
России вызывают следующие варианты добровольного
медицинского страхования:
Виды добровольного
медицинского страхования, предусматривающие
выплаты не связанные со стоимостью
лечения:
страхование на случаи установления
диагноза заболевания;
страхование на случай заболевания в связи с травмой;
страхование на случай потери
дохода в связи с заболеванием;
страхование суточных (ежедневных)
выплат на период госпитализации.
Виды, добровольного
медицинского страхования, обеспечивающие
выплаты в виде компенсации
расходов на лечение:
страхование расходов на
амбулаторное лечение;
страхование расходов на
стационарное лечение;
страхование хирургических
расходов;
страхование расходов по
послеоперационному уходу;
комплексное страхование
медицинских расходов.
В целом за годы, прошедшие после принятия закона о медицинском
страховании, существенно изменились
объем и структура финансирования здравоохранения
России (в % к итогу).
|
1990 |
1994 |
Федеральный бюджет |
4 |
8.8 |
Местные бюджеты |
96 |
65.8 |
Федеральный фонд ОМС |
- |
1.4 |
Территориальные фонды ОМС |
- |
21.0 |
Личные средства населения |
- |
3.0 |
Анализируя бюджет
Минздравмедпрома России за эти
годы, следует отметить, что потребность
в средствах удовлетворялась
лишь на 20%. В 1995 году практически
не финансировались расходы на
проведение капитального ремонта, капитального строительства и
коммунальные услуги.
Экономические отношения, формирующиеся
сегодня в здравоохранении, естественно,
будут отличаться от той модели,
которая сложится в нашей стране
через некоторое время. Поэтому
переход к этому новому состоянию
предполагает определенную поэтапность,
которая в значительной степени будет
определяться темпами становления нормальных
отношений в целом в стране.
На начальном этапе, когда
главной проблемой является обуздание
инфляции и достижение финансовой
стабилизации, очевидна необходимость
четкого определения минимальной базы
финансирования здравоохранения, поиска
и подключения резервных ресурсов для
поддержания отрасли, а также начала создания
новых структур, как-то: медицинские страховые
организации, частные медицинские учреждения,
отлаживание системы лицензирования и
аккредитации, создание необходимых условий
и стимулов для деловой и прежде инвестиционной
активности. Вместе с тем представляется,
что на данном этапе должен быть сохранен
и даже усилен приоритет государственных
структур в отрасли. В условиях экономического
спада, высокой инфляции, нарастающей
безработицы, падения реальных доходов
значительной части населения, разгосударствление
и приватизация медицинских учреждений
не только не желательны, но даже губительны.
Разумеется, процесс формирования негосударственных
структур должен продолжаться, но не за
счет перераспределения ресурсов от государственного
сектора к частному. Однако в рамках этого
этапа устойчиво проявит себя тенденция
к муниципализации здравоохранения. Предлагаемые
в этих трудных условиях меры чрезвычайного
характера могут быть направлены на сокращение
расходов и на поиск дополнительных источников
финансирования.
На втором этапе, когда
произойдет определенная финансовая
стабилизация, наступит сокращение налогового
бремени, в центре внимания могут оказаться
проблемы разумного сочетания платности
и "бесплатности" многих социальных
услуг, получаемых населением, в том числе
медицинских. На том этапе за счет накоплений
государства, предприятий, а также посредство
привлечения сбережений населения можно
будет значительно расширить финансовую
базу здравоохранения и приступить к значительному
изменению материально-технической базы.
В этих условиях вполне уместна будет
"осторожная" приватизация части
ЛПУ в той или иной форме. Тем самым, по
сути дела, должен быть завершен процесс
формирования нормальной многоукладности
в отрасли как необходимое условие использования
рыночных отношений в здравоохранении.
На этом же этапе следует создать экономические
и юридические предпосылки формирования
неприбыльных медицинских учреждений.
И, наконец, третий этап
будет связываться с экономическим
подъемом и завершением переходного
периода. В условиях роста благосостояния
населения это даст возможность
сконцентрировать внимание на отработке
и отлаживании всех элементов системы
охраны здоровья.