Некоторые из проблем,
связанных с моральным риском,
могут быть уменьшены путем
расширения контроля, гарантирующего,
что ненужные расходы не будут произведены. Однако улучшение
контроля может увеличивать расходы. Например,
для гарантии, что средствами обеспечиваются
только действительно необходимые операции,
некоторые страховые компании в США оплачивают
только операции, проводимые в стационаре.
Последствием этого является увеличение
числа операций в больницах, которые с
меньшими затратами можно было бы осуществить
в офисах частнопрактикующих врачей.
Цель медицинского
страхования - гарантировать гражданам
при возникновении страхового
случая получение медицинской помощи за счет
накопленных средств и финансировать
профилактические мероприятия. Такая
социальная защита может быть реализована
путем создания в едином порядке специализированного
денежного фонда, в формировании которого
принял бы участие, в конечном счете, каждый
гражданин.
В этом случае
медицинское страхование принимает
форму обязательного. Социальный
характер обязательного медицинского
страхования, позволяющий каждому
гражданину получать одинаковую
медицинскую помощь, достигается неравным вкладом каждого в создание
денежного фонда на оплату этой помощи.
Другими словами, богатый платить за бедного.
Именно в этом проявляется принцип общественно
солидарности, на котором построена система
обязательного медицинского страхования
во многих европейских странах. По мнению
А.В. Телюкова, в демократических государствах
вопрос о всеобщей доступности медицинской
помощи основывается на свободном индивидуальной
выборе, то есть является результатом
гражданского согласия и имеет под собой
прочную экономическую, социальную и политическую
основу. Под экономической основой он
понимает достаточно высокий уровень
личных доходов: готовность перераспределять
часть средств в пользу менее удачливых
сограждан органично вытекает из высокого
уровня собственного благосостояния.
Социальный фундамент означает, что решения,
принимаемы людьми в общественной сфере,
формируются их собственными убеждениями,
взглядами, концепциями, верованиями.
Политической основной общественного
договора являются институты законодательной
и исполнительной власти, которые придают
общественному договору форму закона
и реализуют его в политике правительства.
При этом и законодательная, и исполнительная
власть подконтрольны избирателям.
Социальное страхование,
в том числе и обязательное
медицинское, по своей природе является
бесприбыльным. Страховая деятельность
осуществляется на основе самоокупаемости
и возвращения возникшей прибыли в фонды
развития страховой системы. В большинстве
стран государство освобождает такие
системы от уплаты налогов, предоставляет
иные льготы, осуществляет страхование
от разорения, выдает целевые дотации
на развитие. В связи с этим следует обратить
внимание на то, что из 300 млрд. рублей,
дополнительно полученных системой обязательного
медицинского страхования в 1993-1994 гг.,
110 млрд. отдано государству в виде налогов.
В то же время
страхование, в том числе и
медицинское, относится к области
рыночной деятельности. А рыночное
поведение характеризуется, прежде
всего, о производстве товаров
и услуг (а страховые услуги являются товаром).
Страхование как
коммерческий вид деятельности
всегда стремится уровнять индивидуальные
риски между членами группы
и не допустить включения в
группу объектов страхования,
способных заметно отклонить
групповой риск в сторону превышения среднего уровня. В социальном плане
такое поведение называется дискриминационным.
Сущность страхования в этом случае можно
выразить словами: всегда групповое - никогда
всеобщее. В этом сказывается ограниченность
коммерческого страхования, которое может
являться механизмом финансирования всеобщего
общественного товара, поэтому коммерческое
медицинское страхование может осуществляться
исключительно в добровольной форме.
При добровольном
медицинском страховании можно
говорить о гарантированной страховой
материальной защите только для тех граждан,
которые являются застрахованными по
индивидуальному или коллективному договору
добровольного страхования за счет взносов,
уплачиваемых из их личного дохода или
прибыли предприятий. При этом объем и
стоимость медицинских услуг, предоставляемых
по такому договору, зависит от величины
уплаченного взноса, размер которого,
в свою очередь, устанавливается страховщиком
в зависимости от состояния здоровья каждого
застрахованного или группы застрахованных.
Кроме того, размер страхового взноса
зависит от тарифов на те медицинские
услуги, которые необходимы для данного
контингента и предоставляются по конкретному
договору конкретным медицинским учреждением.
Приведем сравнительную
характеристику социального и
коммерческого видов медицинского страхования.
Сравнительные признаки |
Социальное страхование |
Коммерческое страхование |
Правовое основание |
Обязательное |
Добровольное |
Охват |
Массовое |
Групповое, с относительно
узким охватом населения и
индивидуальное |
Условия возмещения |
Гарантированный механизм и унифицированный набор
социальных выплат и льгот |
Разнообразные "пакеты"
компенсаций и услуг, формируемые
на усмотрение каждого страховщика |
Статус распорядителя
страховыми средствами |
Государственная или
квазигосударственная организация |
Частные страховые компании |
Принципы организации
страхового возмещения |
Текущее финансирование
социальных благ для других |
Отложенное финансирование
специальных благ для себя |
Критерии эффективности |
Перераспределение средств
имеет характер социальных трансферт, то есть, подчинено целевой эффективности
(в частности, всеобщности охвата). |
Перераспределение ограничиваются
рамками групп и подчинено
затратной эффективности страховщика
и страхователя. |
Таким образом, необходимость
в обязательном медицинском страховании возникает тогда, когда государство
признает, что потребность его граждан
в здоровье имеет общественное значение
для всего уклада жизни и дальнейшего
развития общества. Однако, не имея в государственном
бюджете средств для защиты определенного
уровня удовлетворения этой потребности,
используется для этой цели обязательное
страхование, то есть на основе обязательного
медицинского страхования производится
финансирование тех мероприятия по охране
здоровья, которые считаются важными для
всего общества.
Проблемы медицинского страхования. Возможные
пути выхода.
При анализе экономических
факторов, обеспечивающих нормальное
функционирование системы обязательного
медицинского страхования, необходимо
рассматривать всю совокупность
возникающих финансовых отношений. Здесь можно выделить три основные группы
отношений, сложившихся в ходе реализации
закона РФ "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации". Первая
группа: государство (в лице Федерального
и территориальных фондов ОМС) - страхователи
(в лице хозяйствующих субъектов, работодателей
и администраций территорий). Эта группа
взаимоотношений связана с аккумулированием
денежных ресурсов. Вторая группа: территориальный
фонд - лечебно-профилактические учреждения
(в случае выполнения фондом функций страховщика).
Эта группа отношений связана с расходованием
денежных средств. Третья группа: Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
- территориальный фонд обязательного
медицинского страхования. Эта группа
отношений охватывает как аккумулирование,
так и расходование денежных ресурсов.
От устойчивости связей между данными
субъектами зависит устойчивость всей
системы обязательного медицинского страхования.
Это так называемые внутренние связи,
являющиеся составной частью самой системы
и определяющие ее устойчивость изнутри.
Можно выделить
внешние факторы, также оказывающие
влияние на финансовую устойчивость
системы обязательного медицинского
страхования. На сегодняшний день
эти факторы играют главенствующую
роль. Они определяются состоянием
экономики и направлениями государственной политики
в области здравоохранения. Все факторы
в свою очередь можно разделить на экономические
и организационно-правовые. Экономические
факторы напрямую связаны с состоянием
экономики станы в целом. Падение объемов
производства, закрытие и ликвидация предприятий,
кризис неплатежей, разрыв хозяйственных
связей приводят к сокращению поступлений
страховых взносов на обязательное медицинское
страхование.
Поэтому не случайно
реализация закона "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" привела к трудноразрешимому
соединению предусмотренного законом
рыночного механизма со следующими принципами:
с территориальным принципом сбора страховых
взносов и финансирования; с социально-гарантированным
характером обязательного медицинского
страхования, предполагающим всеобщность,
независимость от социального положения.
К тому же круг субъектов, участвующих
в этой системе, оказался на практике шире,
чем это было обозначено в законе, что
привело к множественным и неоправданным
конфликтам на территориальном уровне,
к возникновению самых различных вариантов
перехода к медицинскому страхованию,
подчас крайне неэффективных и противоречащих
самому закону.
Анализ различных
предложений, высказываемых по
поводу дальнейшего реформирования
здравоохранения, позволяет выделить
несколько принципиальных направлений,
вокруг которых и идут споры. Это, прежде
всего усиление функций территориального
органа административного управления
здравоохранением, который и осуществляет
все структурные изменения в системе организации
медицинской помощи населению, то есть,
закрывает ряд нерентабельных медицинских
учреждений, ужесточает контроль над деятельностью
тех учреждений, которые работают в системе
обязательного медицинского страхования,
создает "собственную" страховую
компанию. Реализация данного варианта
в условиях кризиса экономики возможна
только за счет резкого сокращения объема
и доступности медицинской помощи. Сжатые
сроки, объективно необходимые для реализации
этого варианта, не позволяют разработать
и реализовать меры по социальной защите
больших групп населения, а также работников
здравоохранения, которые могут быть лишены
своих рабочих мест без достаточных на
то оснований.
Другое направление
предполагает создание территориальной
больничной кассы, имеющей монопольное право на обязательное
медицинское страхование населения и
образующей филиалы на местах, действующие
под руководством и по программе территориальной
больничной кассы. Сохраняются, по сути,
административные методы управления,
но в рамках обязательного медицинского
страхования. В этом случае средства территориальных
больничных касс формируются из бюджета
(страхование неработающих) и внебюджетных
источников (начисление на заработную
плату работающих на данной территории
и другие источники) и распределяются
территориальной больничной кассой по
филиалам, исходя из условий, в которых
действует филиал.
Следующий подход
предполагает создание независимых
от органов управления здравоохранения
финансово-кредитных учреждений, которые
аккумулируют все бюджетные средства здравоохранения
и управляют ими. При этом они способствуют
демонтажу командной системы в здравоохранении,
разрабатывают и внедряют "правила
игры" для субъектов медицинского страхования,
осуществляют организационно-методическую
деятельность, создают условия для формирования
рынка медицинских услуг.
Как известно, в
закон "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации"
были внесены соответствующие
изменения, которые можно рассматривать
как компромиссное сочетание
двух последний направлений. Эти изменения предусматривали
создание самостоятельных республиканских
и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования, своеобразных
государственных финансово-кредитных
учреждений. Все средства, предназначенные
на обязательное медицинское страхование,
аккумулируются в фондах. Фонды не являются
страховщиками, они осуществляют текущее
финансирование деятельности медицинских
учреждений на договорной основе.
Территориальный фонд
обязательного медицинского страхования
осуществляет аккумулирование денежных средств, а также
управление ими. Последнее включает:
А. Разработку и согласование
с субъектами обязательного медицинского
страхования тарифов на медицинские
услуги;
Б. Разработку и утверждение
дифференцированных нормативов для
филиалов фонда и страховых медицинских организаций;
В. заключение договоров
финансирования со страховыми организациями,
а при их отсутствии - договоров
о страховании на медицинскую
помощь с медицинскими учреждениями;
Г. использование временно
свободных средств ОМС для размещения банковских депозитов
и т.п.
Д. Размещение и пополнение
нормированного страхового запаса.
Кроме того, управление
денежными средствами предполагает
медико-экономический анализ эффективности
программ ОМС, выбор оптимального
способа оплаты медицинской помощи.
Следует также отметить,
что добровольное медицинское
страхование на территории России
отличается от аналогичного вида
страхования в развитых странах,
население которых характеризуется
высокой степенью платежеспособности.
Низкие доходы населения России, финансовая неустойчивость
предприятия, непредсказуемость событий
в политической и экономической областях
ограничивают рамки добровольного медицинского
страхования. Оно распространяется в основном
на физических и юридических лиц, получающих
достаточно высокие доходы.
Поэтому для нашей
страны характерны виды добровольного
медицинского страхования, как
страхование по одному заболеванию.
Данная практика была внедрена
в США - специально для необеспеченных
слоев населения. Например, широко
популярна онкологическая страховка - страховка
на случай возникновения онкологического
заболевания. В.Д. Селезнев и И.В. Поляков
в своей книге "Экономические основы
воспроизводства здоровья населения в
условиях переходной экономики" пишут
о якобы специфическом для нашей страны
страховании от конкретного заболевания,
что в корне не верно. В структуре смертности
на первых местах стоят сердечно-сосудистые
и онкологические заболевания, следовательно,
у отдельного взятого гражданина США больше
всего шансов заболеть именно этой патологией,
а поскольку лечение онкологических больных
наиболее дорогостоящее, имеет смысл платить
такую страховку.