Менеджмент в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:38, реферат

Описание

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент в здравоохранении.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

 Рынок медицинских  услуг - это совокупность медицинских  технологий, изделий медицинской  техники, методов организации  медицинской деятельности, фармакологических  средств, врачебного воздействия и профилактики. В плане маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены следующие вопросы:

Какова ситуация с  наличием услуг (товара) среди определенной группы населения или на определенной территории?

 Каков спрос на  данный вид услуг (товар)?

 Каковы производственные  и транспортные затраты на  изготовление и доставку товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?

 Какова потребительская  стоимость товара (услуг) на местном  рынке?

Какова покупательская способность населения?

Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или услуг) по сравнению с существующими на рынке?

Имеются ли медицинские, маркетинговые, психологические и  рекламные условия для воздействия  на потребности?

 

Для медицинских услуг  применяются: монопольные цены (устанавливаются производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной прибыльности; оптовые цены (для организаций отпускается большое количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий); твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).

 Существуют специальные  сокращенные названия цен. Так,  например, "сиф" - цена (стоимость  товара, включая стоимость перевозки  до потребителя); фоб - цена доставки  товара к потребителю; франко - цена, включающая стоимость товара, транспортные расходы, затраты на погрузку, охрану, хранение.

 Одним из главных  правил маркетинговой деятельности  является многоканальность сбыта  и реализации товара (услуг). Наличие  многих групп потребителей разного  пола, возраста, социального положения, заинтересованных в данном виде услуг, может поддерживаться на основе постоянного психологического воздействия на потребителя (реклама).

 Медицинские услуг,  как и любой товар, имеют  свои стадии жизненного цикла,  знание которых имеет важное  значение в маркетинге:

 Стадия введения  услуги на рынок;

Стадия роста потребности;

Стадия зрелости и  насыщения;

Стадия упадка потребности.

Существуют 3 типа маркетингового контроля: контроль исполнения годового плана, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических установок.

 Медицинские учреждения  при маркетинге медицинских услуг  должны учитывать: возможности  потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).

 Стратегия маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на стратеги в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении рынка. Направлениями стратегии маркетинга для медицинских учреждений могут быть следующие:

 Повышение качества  потребительских свойств товара (услуги). Например, для центров ГСЭН - это использование приборов с высокой разрешающей способностью и высокой точностью для оценки состояния окружающей среды, экспресс-методик.

Надежность изделия, его  гарантированное обслуживание и  ремонт.

 Престижность фирмы  и закрепление ее в качестве  лидера по данной услуге, производству.

 Продажа товара (услуг)  с сопутствующими нужными услугами.

 Наличие новизны,  повышающей узнаваемость продукта, улучшающей возможность использования  и эстетическое восприятие, усиливающей эффективность и др.

 

 Одним из видов  маркетинговой стратегии в современном  здравоохранении должна стать  стратегия социально-этического  маркетинга, которая предполагает  ведение лечебно-профилактической  деятельности, продажи товаров и  услуг для отдельных специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с социально значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности должна обязательно быть предусмотрена программ спонсорства, бесплатности, снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности. Благоприятный имидж медицинской организации, ее искренняя благотворительность создают психологическое доверие и, в конечном счете - медицинский и экономический эффект.

 Успешному осуществлению  реформ в здравоохранении может  способствовать внедрение принципов  менеджмента и маркетинга, экономических  и социально-психологических методов  в управлении учреждениями здравоохранения.  Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

 Менеджмент - это деятельность, направленная на совершенствование  форм управления, повышение эффективности  производства с помощью совокупности  принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.

 Управление возникает  тогда, когда происходит объединение  людей для совместного выполнения  какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

 Выделяют следующие  принципы управления:

 Организационные,  координационные и оперативные,  которые направлены на активизацию  и усиление мотивации деятельности  каждого сотрудника и всего  коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.

Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений  и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

Принципы повышения  имиджа, авторитета, представительства  учреждения.

 

 Методы управления  бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.

 К методам управления  относят:

методы подкрепления и стимулирования;

методы регулирования  поведения;

методы по оптимизации  трудового процесса и роста ответственности  сотрудников;

развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

 Функции управления  определяются уровнем системы  управления. Система управления  любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и  оперативный. На стратегическом  уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

 Среди функций управления  главными являются следующие:

Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.

Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских  учреждений - это продажа отдельных  видов медицинских услуг.

Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

Страховые - страхование  и охрана имущества и лиц.

Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

 Административные - перспективное  программно-целевое планирование, организация,  координация, распорядительные функции и контроль.

 Целями управления  могут быть: новаторские, решение,  проблем, реализация конкретных  обязанностей, самосовершенствование.

 Целям и функциям  управления соответствует определенная  установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

 Процесс управления  включает: планирование, организацию,  распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

 Алгоритм (последовательность  управленческих решений:

 Постановка цели  и задачи (программно-целевое планирование).

Сбор необходимой информации.

Моделирование и предварительная  экспертиза возможных решений;

Принятие управленческого  решения;

Организация исполнения;

Контроль исполнения;

Оценка эффективности  и корректировка результатов;

 На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.

 Менеджмент рассматривается  в виде оптимизации технологических  решений и психологических установок.

 Среди факторов, мешающих  развитию индивидуальных качеств  у специалистов - менеджеров, можно  выделить:

отсутствие личных ценностных ориентаций;

отсутствие личной заинтересованности;

недостаточная профессиональная квалификация;

неумение влиять на людей;

неумение самосовершенствоваться;

неумение владеть собой;

рвачество;

отсутствие чувства  долга;

необязательность;

неорганизованность;

нечестность;

неумение подчинять  личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:

Директорский стиль, когда  лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем  и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.

Лидер - организатор - это  строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому  свою оценку его качеств и достижений.

Личностный стиль, когда  руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.

Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

Наставнический стиль, когда лидер руководствуется  принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

 Успешно лидерство  руководителя возможно при использовании  различных стилей руководства.

 

Здравоохранение в условиях рыночной экономики. Спрос, предложение и рыночные структуры в здравоохранении.

Информация о работе Менеджмент в медицине