Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Описание

В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них - в сфере экономики. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.
В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место. Менеджмент (от англ. управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увлечения прибыли.

Содержание

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и содержание менеджмента в условиях рынка
1. Сущность менеджмента 5
2. Принципы менеджмента 9
3. Цели менеджмента 14
4. Функции менеджмента 16
ГЛАВА 2. Главные черты новой системы взглядов управления на современном этапе
1. Управление предприятием в рыночной экономике 24
2.. Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в современной России. 26
ГЛАВА 3
1.Общая характеристика предприятия. 30
2.Организационная и производственная структура управления
предприятием. 34
3.Оценка потенциала и ресурсов предприятия. 37
4.Построение дерева цели и организация принятого решения. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент..doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

    Менеджмент  как наука описывает и анализирует  эти отношения, выявляет факторы  влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинноследственных связей в процессе принятия управленческих решений.

    Познание  закономерностей управления позволяет  максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

    В то же время менеджмент не дает готовых  рецептов, пригодных на все случаи жизни, ибо условия хозяйственной деятельности, её цели, задачи постоянно меняются. Они учат думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, формулировать основополагающие принципы управления и творчески применять к конкретным ситуациям.

    Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, привлекая  теоретические положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организации и  др.

    Менеджментом  также называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881г. ДЖ. Вартон. Сегодня на Западе он существует и как одно из самых распространенных направлений профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста. 
 
 
 
 

2. Принципы менеджмента 

    Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством  основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

    Таким образом, принципы управления можно  представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения  руководителей по осуществлению  управленческих функций.

    Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге « Двенадцать принципов производства».

    Однако  один из основоположников научной организации  труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

    В связи с этим, все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные.

    К общим принципам управления относятся  принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

    Принцип применимости - менеджмент разрабатывает  своего рода руководство к действию для все работающих в фирме сотрудников.

    Принцип системности - менеджмент охватывает всю  систему с учетом внешних и  внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры  и системы в целом.

    Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

    Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы  отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.

    Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен  в общественный окружающий мир с  определёнными представлениями  о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

    В отечественной теории управления частные  принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

    Основным  частным принципом менеджмента  является принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации  в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

    Принципы  сочетания централизации децентрализации  предполагают необходимость умелого  использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

    Коллегиальность предполагает выработку коллективного  решения на основе мнений руководителей  разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

    Соблюдение  правильного отношения между  единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач  управления, от правильности, решения  которой во многом зависит его  эффективность и действенность.

    Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

    Научная обоснованность управления означает не только использование науки при  выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического  опыта, всестороннее изучение имеющихся  резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

    Суть  принципа плановости заключается в  установлении основных направлений  и пропорций развития организации  в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных  планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

    Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности  предполагает, что каждый подчинённый  должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.

    Принцип частной автономии и свободы  предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих  экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.

    Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

    Постоянный  контроль за деятельностью всех звеньев  организации осуществляется на основе обратной связи. По сути. Это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта  на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

    Суть  принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний. Рассматривая её с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируя по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

    Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.

    Согласно  принципу государственной закономерности системы менеджмента организационно - правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

    Принцип органической целостности объекта  управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход. Обратную связь и связь с внешней средой.

    Принцип устойчивости и мобильности системы  управления предполагает, что при  изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде.

    Одновременно  с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать  изменения и требования потребителей продукции и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Цели менеджмента 

    Существует несколько трактовок понятия «цель». Во - первых, цель - это желаемый результат деятельности. Во - вторых, цель - это осознанный образ будущих результатов. В - третьих, цель - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В - четвёртых, цели - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых бы хотела добиться группа, работая вместе.

    Общим во всех этих понятиях является направленность целей на достижение конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды хозяйствующего субъекта. К конечным результатам как желаемым будущим состоянием может привести лишь деятельность внутренней среды хозяйствующего субъекта, состоящей из субъекта управления - управляющей системы, или системы управления - и объекта управления - управляемой системы. Поэтому цели этих двух систем несколько отличаются друг от друга.

    Считается, что цели хозяйствующего субъекта - это цели управляемой системы, представленной разнообразными процессами производства продукции и услуг: основными, вспомогательными, обслуживающими, обеспечивающими, сбытовыми, научными, маркетинговыми, природоохранными, внешнеэкономическими, коммуникативными и другими. Цели хозяйствующего субъекта формулируется на основе анализа и предвидении его состояния во внешней среде, конкурентной позиции на избранном целевом рынке потребителей как демографическом, так и географическом.

    Цели  системы управления, или менеджмента, направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления маркетингом (производственной, товарной, сбытовой, традиционной или социально - этической) и стратегии развития, включающих четыре целевых направления:

    1)более  глубокое проникновение на освоенные  демографический и географический  рынки со старой продукцией  и услугами;

    2)проникновение  на новые географические и  демографические рынки со старыми  услугами;

    3)разработка  и производство новых товаров  для старых, освоенных рынков;

    4)диверсифицированное  развитие, заключающееся в освоении  производства новых продуктов  и услуг для новых географических  и демографических рынков.

    Таким образом, цели менеджмента являются вторичными по сравнению с целями хозяйствующего субъекта, которые можно назвать первичными. Однако формулировка и тех и других по своей сути отличается незначительно. Так, например, стратегическую цель производственных процессов - освоить производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств - для системы управления можно сформулировать следующим образом - обеспечить освоение и выпуск новой высокоэффективной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Менеджмент в системе понятий рыночной экономики