Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Описание

В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них - в сфере экономики. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.
В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место. Менеджмент (от англ. управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увлечения прибыли.

Содержание

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и содержание менеджмента в условиях рынка
1. Сущность менеджмента 5
2. Принципы менеджмента 9
3. Цели менеджмента 14
4. Функции менеджмента 16
ГЛАВА 2. Главные черты новой системы взглядов управления на современном этапе
1. Управление предприятием в рыночной экономике 24
2.. Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в современной России. 26
ГЛАВА 3
1.Общая характеристика предприятия. 30
2.Организационная и производственная структура управления
предприятием. 34
3.Оценка потенциала и ресурсов предприятия. 37
4.Построение дерева цели и организация принятого решения. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент..doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

    Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ должно быть как минимум два: частичная выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Главные черты  новой системы  взглядов управления на современном этапе 

1. Управление предприятием в рыночной экономике

    Для осуществления производственно-хозяйственных  и социальных функций предприятия создается административный аппарат. Количество подразделений, организационная структура предприятия, штаты зависят от специфики производства и определяются самим предприятием.

    Основным  принципом управления государственными предприятиями был и остается принцип демократического централизма. Сущность его заключается в объединении централизованного управления с предоставлением им определенной самостоятельности. При условиях командно-административной системы имела место излишняя централизация в управлении, а самостоятельность предприятия была ограничена и носила фиктивный характер.

    Важным  принципом управления является единое руководство, то есть подчиненность  руководителю всех подразделений предприятия, всех членов трудового коллектива. Это означает также, что руководитель предприятия или соответствующего подразделения лично руководит, организовывает и отвечает за эффективную деятельность предприятия и его трудового коллектива. Такое руководство осуществляется им через своих заместителей и начальников соответствующих подразделений предприятия (отдел кадров, планово-экономический, юридический отделы, бухгалтерия, канцелярия), которые функционально подчиняются только директору предприятия.

    От  качества руководящих кадров в значительной мере зависит эффективная работа предприятия. Именно от руководителя, его экономической и технической осведомленности, умения управлять коллективом зависит успех деятельности предприятия.

    Управление -- это властные отношения, и содержание их определяется характером собственности. В рамках своей собственности и прав собственник-хозяин сам определяет методы и систему управления. Он является монополистом по отношению к управлению своей собственностью. Если же предприятие государственное, то соответствующие функции управления осуществляет государство через своих уполномоченных руководителей. А коллектив при этом является лишь организованной совокупностью наемных рабочих, которые частично, по желанию собственника в большей или меньшей мере могут быть допущены к управлению производством.

    Если  собственником предприятия является трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководители таких  предприятий избираются. Высшим руководящим  органом таких предприятий являются общие сборы собственников имущества. Исполнительные функции по управлению коллективным предприятием осуществляет правление.

    Правление предприятия избирается собственниками имущества на общих сборах тайным голосованием на альтернативной основе. Из своего состава правление избирает председателя и его заместителей или их роль исполняют поочередно все члены правления.

    На  всех предприятиях, где используется наемный труд, заключается коллективный договор между собственником  и трудовым коллективом. Этим договором  регулируются производительные, трудовые и экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия, вопросы охраны труда, социального развития, участия работников в использовании прибыли предприятия и др.

    Трудовой  коллектив рассматривает и утверждает проект коллективного договора, решает согласно уставу предприятия вопросы самоуправления трудового коллектива, определяет и утверждает перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот. 
 
 
 
 

2. Наука и практика управления в условиях перехода к рыночным отношениям в современной России.

      Общественное и экономическое развитие нашей страны в до перестроечный период, в ходе перестройки и на этапе перехода к рыночным отношениям ,особенности политических и национально-государственных аспектов обуславливают необходимость разработки научных основ управления экономикой в условиях многообразия форм собственности. Это связано с тем, что готовые рецепты западной экономической науки, рассчитаны на развитое рыночное хозяйство, а не на нынешнюю экономику России. Важно в этой ситуации сформировать эффективные структуры и механизмы управления в трудовых коллективах различных хозяйственных организаций.

    Управление  охватывает все сферы и звенья экономической деятельности, как по вертикали ,так и по горизонтали. Управление на всех стадиях воспроизводственного цикла (производство, распределение, обмен и потребление) и всеми материально-вещественными и духовными элементами производительных сил и производственных отношений в конечном итоге  сводится к управлению людьми в трудовых коллективах хозяйственных организаций.

    В условиях многообразия форм собственности  помимо изменения организационных форм меняются и целевые установки трудовых коллективов.

    Мировая экономическая практика убедительно  доказывает основополагающую  роль и значение человеческого фактора в повышении  эффективности  хозяйствования: какие бы системы управления ни были построены,  если  их  цели  оторваны  от человека,  они  не  могут давать  реальных позитивных экономических и социальных результатов.

    Известно, что помимо больших заработков, хороших  условий труда и быта ,использования достижений НТП и ресурсов, основой высокопроизводительного труда выступают также резервы личности работника ,эффект от организации взаимодействия людей, высокая сознательность ,нравственность и деловые качества.

    Переход к рыночной экономике, ориентация  производства  на  человека как на производителя и конечного потребителя одновременно коренным образом меняют глобальную цель любого трудового коллектива. Если раньше главной целью, которая ставилась перед каждым трудовым коллективом и отдельным работником, был лозунг «дать план любой ценой», то теперь  –  это  получение максимальной прибыли. В первом случае цель не была ориентированна ни на производителя (либо посредника), ни на потребителя, во втором же случае она выгодна производителю. Потребности и возможности конечного потребителя не всегда учитываются.

    Глобальная  цель трудового коллектива в условиях перехода к  рыночным отношениям заключается в организации производства  (реализации)  общественно полезного продукта  (работ,  услуг)  в объёмах, необходимого для  полного удовлетворения  платёжеспособного спроса потребителей и одновременном формировании  их  разумных  актуальных  потребностей, при стимулировании участников трудового процесса согласно принципам  социальной  справедливости по индивидуальному вкладу в конечные результаты, полученные от реализации  и потребления продукта потребителями.

    В настоящее время наблюдается большой разрыв между практикой организации и управления трудовыми коллективами и соответствующими  научными разработками. Административно-командные  методы по-прежнему действуют в практике управления, хотя в ряде случаев  предпочтение  отдаётся экономическим рычагам. Руководители предприятий как государственного, так  и негосударственного сектора стремятся использовать дефицит  и  несовершенство экономического  механизма  для  максимизации  получаемого, но не реально заработанного дохода. При этом не редко игнорируется  значение конечного ьобщественно полезного результата деятельности, на  первый  план  выдвигаются групповые цели.

    В этих условиях социально-психологические  аспекты управления коллективами отходят на второй план. Создание широкой, но крайне не эффективно работающей сети организаций последипломного обучения не дало возможности руководителям получить реальные навыки по психологии управления, в том числе по этике межличностного и делового общения в коллективе. Характерно увлечение западным менеджментом, практически выражающимся  лишь в обучении  работников управления, но отнюдь не в практическом использовании полученных знаний.

    Выборность  руководителей, еще в недавнем прошлом  так громко рекламируемая многими учеными себя не оправдала .Групповой эгоизм работников и некомпетентность в области психологии руководства нередко приводили к выбору не лучших, а «нужных» руководителей.  Подобное увлечение «демократией» и чисто экономическим методами хозяйственниками – практиками и рядом ученых – специалистов, во-первых, оттеснило на задний план фундаментальные прикладные исследования в области организации управления трудовыми коллективами, во-вторых, не ликвидировало, а лишь скрыло за ширмой мнимой демократизации и рыночных отношений административные методы руководства.

    Развитие  методов управления непосредственно связано с содержанием форм собственности. С переходом к рыночным отношениям у нас в стране возрастает число трудовых коллективов в сфере предпринимательства. Как показывает практический опыт хозяйствования последних лет, в большинстве случаев создания структур рыночной экономики – кооперативов, малых и совместных предприятий, товарных и фондовых  бирж, и др. организационных форм не только не дало ощутимых результатов, но и выявило самые негативные черты предпринимательской деятельности.

    Основная  причина этих явлений – мотивы и ценностные ориентиры предпринимателей, выражающиеся в гипертрофированном желании личного обогащения по сравнению с общественно полезной деятельностью по производству и насыщению рынка современным оборудованием, технологиями, товарами повседневного и повышенного спроса. В условиях полного и частичного дефицита, монополизация экономики, нарушение хозяйственных связей подавляющая часть отечественных предпринимателей занято в сфере торговли и посредничества. Все это приводит к дискредитации рыночных структур в глазах широких слоев населения и потере веры в целесообразность этой формы собственности.

    Одним из главных средств социальной ориентации предпринимательской деятельности, повышение его реального вклада в стабилизацию экономики является разработка и реализация комплексной программы развития предпринимательства в  России.  Целью  программы  должно  стать  создание  и внедрение реально работающего  механизма  государственного  регулирования  и поддержке  высокоэффективного  производства  в сфере предпринимательской деятельности;формирование класса предпринимателей, способных  возродить лучшие  нравственные черты российского предпринимательства и перенять наиболее ценные личностные  качества  современного  западного  бизнесмена  и менеджера.

    Необходим долгосрочный и краткосрочный  прогноз  развития  экономики России, определение перспективных базовых специальностей управленческих кадров будущих рыночных  структур. Целесообразна  разумная универсализация высшего экономического образования как основы  для  подготовки  специалистов рынка на перспективу. Непрерывное же последипломное  обучение и переподготовка кадров должны стать  инструментом  гибкого  реагирования  для оперативной  переориентации   специалистов на актуальные экономические проблемы.

    Таким образом, в рыночной экономике должны быть задействованы новые, соответствующие  изменившимся  отношениям  собственности  формы управления предприятиями. Гибкая комбинация методов  маркетинг-менеджмента,  прямого  и косвенного экономического регулирования позволит приспособить  их  поведение к рыночным условиям. 
 

    Глава 3.Практическая часть.

      1.Общая характеристика предприятия.

    ООО «Лабаз» - это мясоперерабатывающий цех, который занимается производством  и продажей колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и деликатесов. Месторасположение предприятия: г.Челябинск Челябинской области , ул .Новометаллургическая 119.

    ООО «Лабаз» является обществом с  ограниченной ответственностью, т.е. главный  признак, определивший название и составляющий одно из важнейших преимуществ общества с ограниченной ответственностью , состоит в том, что участники общества с ограниченной ответственностью несут ответственность по обязательствам, принятым на себя таким обществом, только в пределах своих вкладов в капитал общества. Именно в этом смысле ответственность общества ограничена. В то же время само общество, как юридическое лицо, отвечает перед кредиторами по обязательствам всем своим имуществом.

    Тот факт, что участники общества с  ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам компаний, безусловно, является большим достоинством. Действительно, в самом худшем случае член подобного общества может потерять только свой пай в капитале общества. Это означает, что предпринимательский риск делового человека заранее ограничен определенной суммой.

    Ограниченная  ответственность предпринимателя  очень важный фактор, т.к. ни одно малое  или среднее предприятие не застраховано от разорения в условиях той нестабильной экономической ситуации, в которой  оказалась  российская экономика  в процессе перехода к рыночным отношениям.

Информация о работе Менеджмент в системе понятий рыночной экономики