Методологические основы стратегического планирования развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование стратегического планирования развития Калининградской области. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития региона………………………………………………………….………6
1.1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития ……………………………………………………………………….........6
1.2. Стратегический план социально-экономического развития региона…….9
1.3. Правовое обеспечение стратегического планирования………………......12
Глава 2. Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда ………16
2.1SWOT-анализ ………………………………………………………………..….16
2.2.Внешние вызовы развития ………………………………………………20
2.3Анализ социально-экономического развития Калининграда …………….21
2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда …………………………..34
2.5.Оценка качества жизни ………………………………………………..…….36
Заключение…………………………………………………………………...........39
Список литературы…………………………………………………………….…43
Приложения……………………………………………………………………..…44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 100.77 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3   

Глава 1. Методологические основы стратегического  планирования развития региона………………………………………………………….………6

1.1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития ……………………………………………………………………….........6

1.2. Стратегический план социально-экономического развития региона…….9

1.3. Правовое  обеспечение стратегического планирования………………......12

Глава 2. Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда ………16

2.1SWOT-анализ ………………………………………………………………..….16

2.2.Внешние вызовы развития ………………………………………………20

2.3Анализ социально-экономического развития Калининграда …………….21

2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда …………………………..34

2.5.Оценка качества жизни ………………………………………………..…….36 

Заключение…………………………………………………………………...........39

Список  литературы…………………………………………………………….…43

Приложения……………………………………………………………………..…44 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

     В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое управление  выступает важнейшим инструментом   государственного регулирования хозяйства. Именно с его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества.

     В условиях идущих в современном российском обществе рыночных реформ и появления острых социальных проблем особое значение приобретает построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием территорий. Такое развитие требует комплексного применения научно обоснованных методик организации, управления и анализа социально-экономического состоянии субъектов хозяйствования, а также учета региональной специфики хозяйствования.

     Актуальность  данной темы определяется тем, что в  настоящее время экономика практически  всех регионов переходит на новый этап — этап развития, связанный с ростом экономики и уровня жизни населения. Эта новая реальность требует от органов власти перехода от ситуационного подхода в управлении к стратегическому, формирования условий инвестиционной привлекательности и увеличения конкурентоспособности региона.

     Рыночные  реформы, проводимые  с начала девяностых годов ХХ в. в России, их достаточно противоречивые социальные последствия отчетливо показали необходимость дополнения рыночных механизмов саморегулирования экономики механизмами её государственного регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, одним из важных механизмов государственного и общественного влияния на социально-экономические процессы, дополняющего и направляющего в интересах населения действие рыночных механизмов, является стратегическое планирование социально-экономического развития страны и отдельных её регионов. В этой обстановке от территориальных органов управления требуется системная, обоснованная и гибкая, с учетом возникающих изменений, программа концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях социально-экономического развития региона в целом, а также реализация системы мер по интенсификации социально-экономического развития региона.

     Динамичное  развитие отдельного субъекта федерации  в интересах его населения  в условиях открытой экономики невозможно без определения системы приоритетов  и обеспечения согласованности  действий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации Стратегического плана социально-экономического развития.

     Стратегический  план фиксирует четкие цели и перспективы  развития области в долгосрочной перспективе. Он необходим для обеспечения высокой конкурентоспособности региона в борьбе за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве. Стратегический план, созданный в партнерстве со всеми представителями региональной элиты, обеспечивает концентрацию усилий и ресурсов всего регионального сообщества на самых важных для области направлениях.

     В целях осуществления перехода к  стратегическому управлению развитием  Калининградской области, обеспечения  лидирующих в России позиций области  по росту качества жизни и в  соответствии с законом Калининградской области от 26.09.2006 N 54 "Об организации стратегического планирования в Калининградской области"

     Практическая  значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения  политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии  развития региона - важнейшей единицы  административно-территориального деления  России. Стратегический план социально-экономического развития региона должен представлять собой документ, определяющий общие цели, задачи, стратегии развития региона, механизмы их реализации, вытекающие из   анализа   ресурсных   возможностей,  существующей   социально-экономической ситуации и возможных сценариев развития внешних по отношению к  региону условий.

     Цель  данной работы - исследование стратегического  планирования развития Калининградской области.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

    1.     Рассмотреть методологические основы стратегического планирования развития региона.

    2.     Провести анализ и диагностику территории Калининградской области.

    3.   Показать систему стратегического планирования развития Калининградской области.

    4.    На основе анализа социально-экономической сферы региона дать предложения по развитию стратегического планирования Калининградской области.  

Объект  и предмет исследования. Объектом исследования является регион Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Глава 1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития

1.1.Методологические основы стратегического планирования регионального развития

     В настоящее время в отечественной  практике еще не сложилось единого  представления об основных терминологических  характеристиках элементов регионального  стратегического планирования, однако приверженцы различных подходов стараются следовать определенной логике, выстраивая собственный терминологический  ряд.

     Прежде, чем говорить о целях и критериях  регионального развития, необходимо дать определение таким понятиям, как "регион" и "развитие".

Понятие "регион" имеет многозначное толкование. Как правило, выделяют следующие относительно однородные региональные структуры, характерные для России: регион - федеральный округ, регион - экономический район, регион - субъект Федерации, регион - муниципальный округ.

     В определении понятия "регион", как правило, учитывают четыре обстоятельства:

· во-первых, регион - это территориальное явление;

· во-вторых, регион - часть целостной социальной и административной системы, поэтому  он должен обладать ее основными чертами, но не сводиться к ним;

· в-третьих, регион должен иметь замкнутый воспроизводственный  цикл и определенную экономическую  специфику;

· в-четвертых, регион - это социально-экономический  комплекс, основные звенья которого - материальное производство и социальная сфера, сбалансированы.

     Субъект стратегического планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Что касается объекта стратегического планирования комплексного социально-экономического развития региона, то в его качестве должны 1выступать все отрасли и сферы жизнедеятельности региона, а также протекающие в границах его территории экономические и социальные процессы .

   Термин "развитие" часто употребляется  в следующих сочетаниях: экономическое  развитие, социально-экономическое  развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие  региона, города.

     Под стратегическим выбором региона  следует понимать совокупность приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой  перспективе должно обеспечить достижение главных целей его развития. Стратегический выбор является ядром концепции  перспективного развития региона. Под  целью развития в общем случае предлагается понимать ожидаемый результат, обоснованный при помощи социально-экономического моделирования регионального развития. Тогда цель стратегического развития региона дополнительно характеризуется, во-первых, временным горизонтом постановки, на среднесрочную или долгосрочную перспективу; во-вторых, учетом при  ее обосновании факторов внешнего (для  объекта планирования) порядка.

     Оценивая  возможные подходы к исследованию сущности развития сложных социально-экономических  систем, каковыми являются субъекты Российской Федерации, с позиции выбора наиболее конструктивного методологического  инструментария, следует особое внимание обратить на метод структурно-функционального  анализа.

     Перед регионом встают два основных и принципиально  различных варианта развития. Первый – инерционный, предполагающий движение (возможно с изменениями непринципиального характера) по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся в прошлом тенденций. Другой вариант – переход на принципиально иную траекторию развития, в основе которой лежит выбор новых стратегических направлений развития. Предпосылками реализации данного варианта могут быть либо невозможность продолжения движения прежним курсом, обусловленная, например, истощением имеющейся ресурсной базы или изменением политических предпочтений, либо поиск более эффективного варианта регионального развития.

     Стратегическое  планирование на региональном уровне – объективно сложный процесс, осуществление  которого требует соблюдения определенных принципов, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, минимизации риска, системности, адаптивности, эффективности, баланса интересов, легитимности, демократичности, профессионализма .

     Как следует из сущности и основных принципов  формирования концепции комплексного социально-экономического регионального  развития, обоснование стратегических целей и механизмов их достижения предполагает выполнение целого ряда работ прогнозно-аналитического характера. В связи с можно сформулировать некоторые принципиальные положения, которые следует учесть при организации  исследований по формированию концепции, предложить укрупненную технологическую  схему, раскрывающую последовательность выполнения основных прогнозно-аналитических  работ.

     Во-первых, главным целевым ориентиром всех работ в области стратегического  планирования комплексного развития является повышение качества жизни населения. При этом, в силу принципа социальности возможно добавление, что качество жизни населения должно быть не ниже определенного уровня, заданного общегосударственными стандартами.

     Во-вторых, при разработке стратегических целей  развития и механизма их реализации следует, в первую очередь, ориентироваться  на эффективное использование социально-экономического потенциала региона и субрегиональных  территорий.

     В-третьих, результативность прогнозно-аналитических  работ, связанных с определением региональной стратегии в значительной мере определяется наличием полной и  достоверной информации о внутренних закономерностях развития муниципальных  образованией, развития региона в целом, факторов внутреннего и внешнего характера, определяющих в совокупности своей исходную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе к моменту формирования или пересмотра его стратегических документов. 

1.2.Стратегический  план социально-экономического  развития региона 

     Стратегический  план социально-экономического развития региона позволяет его администрации  и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно  администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального  развития, включая экономических  агентов и участников процесса. Это - не директива сверху, направленная от региональной администрации предпринимателям и жителям региона.

Информация о работе Методологические основы стратегического планирования развития региона