Методологические основы стратегического планирования развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование стратегического планирования развития Калининградской области. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в период перехода от административной экономики к рыночной, изменения политической системы и демократизации общества требуют разработки стратегии развития региона - важнейшей единицы административно-территориального деления России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Методологические основы стратегического планирования развития региона………………………………………………………….………6
1.1. Методологические основы стратегического планирования регионального развития ……………………………………………………………………….........6
1.2. Стратегический план социально-экономического развития региона…….9
1.3. Правовое обеспечение стратегического планирования………………......12
Глава 2. Анализ текущей конкурентоспособности Калининграда ………16
2.1SWOT-анализ ………………………………………………………………..….16
2.2.Внешние вызовы развития ………………………………………………20
2.3Анализ социально-экономического развития Калининграда …………….21
2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда …………………………..34
2.5.Оценка качества жизни ………………………………………………..…….36
Заключение…………………………………………………………………...........39
Список литературы…………………………………………………………….…43
Приложения……………………………………………………………………..…44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 100.77 Кб (Скачать документ)

Общий вывод по анализу  конкурентоспособности  промышленности города Калининграда:

  1. Производимая в Калининграде продукция в настоящий момент является конкуретноспособной по основным позициям на национальном рынке сбыта и ограниченно конкурентоспособной на глобальных рынках сбыта.
  2. Существующая структура инвестиций дает основание предположить, что при сохранении существующих тенденций инвестирования для долгосрочного периода времени на глобальных рынках сбыта будет характерна низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора экономики Калининграда и высокий уровень конкурентоспособности ТЭК. Практически все сектора экономики (кроме легкой промышленности и мебельного производства) будут ограниченно конкурентоспособны на национальном рынке сбыта.

Малый бизнес

     Калининград является одним из лидеров среди  региональных центров Российской Федерации  по уровню развития малого предпринимательства  и по многим показателям, характеризующим  состояние малого бизнеса, а в  расчете на число жителей и  занятых в экономике приближается к таким крупным экономическим  центрам как Москва и Санкт-Петербург. По данным Росстата, количество малых предприятий (МП) Калининграда по состоянию на 1 января 2009 года составляло 15704 единицы. Помимо малых предприятий в Калининграде зарегистрировано более 17 тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП). Количество работающих в малом бизнесе (микропредприятия и малые предпрятия) с учетом всех категорий занятых составляет более 53 тысяч человек, что составляет 33% населения, занятого в экономике города. По числу МП, и по числу ИП Калининград превосходит все остальные муниципалитеты Калининградской области вместе взятые, причем по числу МП – более чем в 3 раза.

     Показатели  малого предпринимательства в Калининградской  области занимают промежуточное  значение между аналогичными показателями регионов России и стран Евросоюза. Город Калининград по степени  развития малого бизнеса обгоняет многие регионы России. Следует обратить внимание на тот факт, что уже  в 2006 году число МП на 1 тыс. жителей  в Калининграде увеличилось почти  в 2 раза, что не произошло больше ни в одном регионе России. За счет этого роста по данному показателю Калининград стал, сопоставим с экономически развитыми странами мира.

     Риски, связанные с малым предпринимательством в Калининграде, имеют свою специфику. По причине эксклавности региона внутренний рынок потребления органичен по емкости, а удаленность от остальных субъектов Российской Федерации не позволяет предпринимателям перераспределять товары и услуги на другие регионы, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка. Существуют барьеры для выхода на соседние рынки Евросоюза, связанные с жесткими требованиями по качеству, сертификации продукции и услуг, таможенными ограничениями. Таким образом, ориентированный на локальный внутренний рынок предприниматель, напрямую зависит от покупательной способности населения и экономической ситуации, а при работе с другими регионами России и зарубежными странами неизбежно сталкивается с высокими транспортными и иными издержками.

     Кроме того, слабая экспортная ориентированность  малых предприятий Калининграда является угрозой при либерализации  национального таможенного законодательства, связанного с предстоящим вступлением  России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

     Тем не менее, в существующих условиях малый  бизнес Калининграда успешно работает на региональных и международных  рынках. Увеличение производства конкурентоспособных  товаров, технологий, оборудования, привлечение  инвестиций, поиск деловых партнеров  и расширение рынков сбыта продукции  являются реальными интересами и  потребностями малых предприятий  Калининграда. Это логично согласуется  с постоянно возрастающим опытом сотрудничества малых предпринимателей города с литовскими и польскими  коллегами по вопросам создания и  ведения совместного бизнеса, а  также по внедрению на собственных  предприятиях новых технологий соседей.

Социальное  развитие

     Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в  обществе, так как выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных  доходов, но и основные социальные группы, связанные  с развитием инфраструктуры,  базовых отраслей промышленности и  сферы производства самого человека. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение  национальной конкурентоспособности  и эффективности, а не на перераспределение  имеющегося богатства и социальную конфронтацию.

     Основными демографическими трендами, являющимися  критическими с точки зрения конкурентоспособности  г. Калининграда в Балтийском регионе, являются:

  • Относительное снижение численности населения в трудоспособном возрасте, что неизбежно приведет к снижению численности экономически активного населения. Нехватка трудовых ресурсов требуемой квалификации будет являться серьезным ограничителем для реализации крупных инвестиционных проектов и быстрого наращивания сферы услуг.
  • Увеличение среднего возраста экономически активного населения (рост доли старших возрастных групп в трудоспособном населении) отразится на способности рабочей силы воспринимать инновации высоких технологий, снизит мобильность трудовых ресурсов и возможность повышения профессиональных компетенций.

     Обозначенные  тренды в области народонаселения  приведут к:

  • конкуренции за молодежь (в первую очередь — образованную молодежь) со стороны работодателей (в т.ч. иностранных) и государств (в т.ч. европейских стран). Даже активизация действий по выполнению целей и задач демографической политики и обеспечению роста рождаемости приведет к резкому росту цены труда;
  • необходимости увеличения ассигнований из бюджетов всех уровней на медицинское обслуживание и профилактику заболеваний в целях противодействия высокой смертности.
  • опережающему росту отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения.

     В среднесрочной перспективе для  рынка труда города будут характерны следующие проблемы:

  1. качество спроса на рабочую силу. Экономика массово воспроизводит дешевые рабочие места. Около 75% вакансий, предлагаемых государственной службой занятости имеет заработную плату ниже прожиточного минимума. Рынок труда реагирует на это дефицитом не только квалифицированных рабочих, но и обслуживающего персонала;
  2. несоответствие спроса и предложений рабочей силы усугубляется отсутствием ориентации учебных заведений на реальные потребности рынка труда;
  3. финансовая проблема с выделением средств на активную политику занятости;
  4. реализация новых крупных инвестиционных проектов потребует уникальных и высококвалифицированных специалистов с узкой специализацией, а так же специалистов в сферах бизнес-сервисов в Калининграде.

     Следует ожидать, что в том случае если городская среда Калининграда не будет обеспечивать качества жизни, сравнимого с качеством жизни  ближайших европейских городов  и уровня жизни не хуже, чем в  этих городах будет происходить  отток наиболее мобильной части  населения – молодежи. Это диктует  необходимость обеспечить реальный доступ молодежи к жилью, а так  же обеспечить развитие потребительского кредитования как инструмента привязки молодых людей.

     В заключение отметим, что в Стратегии  развития Калининградской области  Калининград выступает важным элементом  интеграции Калининградской области  в европейское пространство и  повышения ее конкурентоспособности  в Балтийском макрорегионе. Являясь крупным областным городом, Калининград должен стать ядром модернизационных изменений. От уровня развития города Калининграда во многом будет зависеть конкурентоспособность области в целом. 

2.4.Ключевые проблемы развития Калининграда

     По  результатам проведенного выше анализа  определены основные группы ключевых проблем социально-экономического развития Калининграда, на решении  которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Стратегии:

1. Недостаточный  уровень конкурентоспособности  экономики Калининграда.

     Прогрессирующее старение основных фондов, значительный уровень издержек (в том числе  за счет высокой энергоемкости), слабое инновационное наполнение производства основных видов продукции, устаревшие технологии производства и управления делают продукцию многих предприятий  Калининграда ограниченно конкурентоспособной  на рынках сбыта.

2. Отставание  энергетической инфраструктуры  города от потребностей социально-экономического  развития.

     Существующая  в настоящее время энергетическая инфраструктура, является одним из ключевых факторов, ограничивающих социально-экономическое  развитие города в долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что в области  планируется строительство атомной  электростанции, предполагающее ввод двух блоков мощностью 1150 мВт каждый, увеличение энергетических мощностей  не решит проблему передачи электроэнергии до конечного потребителя.

3. Ограничения  по городским инфраструктурам  жизнеобеспечения.

     Существующий  уровень развития городских инфраструктур  жизнеобеспечения (водоснабжение, водоотведение, канализация, теплосети) недостаточен для обеспечения устойчивого  экономического роста Калининграда и комфортного проживания граждан.3

4. Недостаточная  развитость инфраструктур, обеспечивающих  устойчивый рост экономики.

     Необходимо  развитие инфраструктур, создающих  благоприятную среду для ведения  бизнеса, привлечения инвестиционных ресурсов, реализации крупных инвестиционных проектов (в том числе инновационной  направленности). Необходима эффективная  система поддержки малого и среднего бизнеса, а также система поддержки  развития инновационных производств.

5. Недостаток  трудовых ресурсов.

     Существенной  проблемой являются растущий дефицит  квалифицированных кадров практически  во всех отраслях экономики и высокие  темпы старения населения.

6. Качество  городской среды.

     Отсутствие  продуманной и стабильной политики развития комфортной городской среды  и комфортной среды проживания является значительным ограничением для развития Калининграда в качестве международной  коммуникационной площадки и центра развития туризма.

7. Недостаточная  развитость транспортной инфраструктуры.

     Низкое  качество дорог, связывающих Калининград  с европейскими регионами, неоптимальная  система организации транспортных потоков, а также отсутствие полноценного авиахаба, снижает деловую активность и туристическую привлекательность города. Неоптимальное размещение порта и его неспособность принимать суда большого водоизмещения, а также туристических потоков снижают эффективность портовой инфраструктуры.

8. Проблемы  стратегического и оперативного  управления развитием Калининграда.

     Задача  стратегического развития города в  настоящее время решается неэффективно по следующим причинам:

  • отсутствие действующей стратегии городского развития;
  • отсутствие в принятом генеральном плане развития города действующей системы мониторинга и актуализации данных, а также отсутствие при его разработке стратегических целей развития города;
  • отсутствие синхронизированной между собой системы стратегического и оперативного управления развитием города;
  • отсутствие системы управления развитием Калининграда в целом.

2.5.Оценка качества жизни

     Оценка  текущего состояния качества жизни  города Калининграда изображена на рисунке 6. Указанная оценка получена экспертным путем на основании сопоставления данных городской статистики с результатами проекта по анализу качества жизни и конкурентоспособности в 45 российских регионах, проведенного в 2007 году, и показывает относительный уровень развитости социальной сферы. 

Рисунок 6. Оценка текущего состояния качества жизни города Калининграда 

     Наиболее  важными с точки зрения городских  жителей являются такие факторы, как «медицинское обслуживание», «жилье», «рабочие места». Кроме того, к важным факторам относятся «коммунальные  услуги», экология, личная безопасность, профессиональное образование и  школьное образование.

Информация о работе Методологические основы стратегического планирования развития региона